Эволюция ценностей электоральной культуры в Саратовском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является анализ особенностей политической и электоральной культуры современного российского общества.
Исходя из этой установки, были определены следующие задачи:
- проанализировать содержание понятия "электоральная культура";
- выявить ценности электоральной культуры регионов;
- рассмотреть ценности электоральной культуры в Саратовском регионе в конце XX века;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования ценностей региональной электоральной культуры 6
1.1.Электоральная культура как часть политической культуры 6
1.2.Ценности электоральной культуры регионов 20
Глава 2. Эволюция ценностей электоральной культуры в Саратовском регионе 36
2.1.Ценности электоральной культуры в Саратовском регионе в конце 20 века 36
2.2.Ценности электоральной культуры в Саратовском регионе в начале 21 века 42
2.3.Тенденции трансформации избирательных ценностей электората Саратовского региона 47
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Файлы: 1 файл

электорал. культура.doc

— 929.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важную роль в политическом развитии общества играет его политическая культура. Она представляет собой составную часть общей культуры общества, непосредственно связанной с политикой. Политическая культура включает в себя основные политико-мировоззренческие ценности и характер представлений людей о власти, их политические ориентации, направленность и стиль поведения и участия в политике, а также накопленный политический опыт. Традиционно в структуру политическую культуру включаются «политические потребности и интересы, знания о политике, убеждения, ориентации, ценностные суждения, оценки политических явлений, политическое сознание, характер мышления, признанные в обществе политические нормы, символы, традиции, образцы поведения, навыки и способы политической деятельности, умения и опыт»1.

Передача политических ориентации, установок, убеждений, опыта, образцов поведения осуществляется через политическую культуру. Она выступает способом воспроизводства политических характеристик социального субъекта. Политическая культура - это системное духовно-практическое качество социального субъекта, формирующееся посредством воспроизводства поколениями людей своих устойчивых политических характеристик.

От характера ценностей и уровня развития политической культуры, во-многом зависят темпы и характер политических преобразований, особенности политического процесса, развитие других сфер общественно-политической жизни. Политическая культура оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества, существенно влияет на избирательные процессы и итоги выборов.

Весьма актуален вопрос об исследовании современной политической и электоральной культуры современного российского общества. Это связано с рядом следующих факторов:

- Во-первых, политическая культура  общества является относительно  новой категорией политической  науки и в целом изучена  пока недостаточно;

- Во-вторых, современная политическая  и электоральная культура российского общества в своих основных чертах сформировалась сравнительно недавно (конец XX - начало XXI века), в силу чего перед политической наукой стоит задача углубленного анализа этого нового феномена;

- В-третьих, парламентские (1999 г.) и  президентские (2000 г.) выборы в Российской Федерации показали возросшее значение воздействия политико-культурных факторов на политическое развитие общества, что вызывает необходимость дальнейшего изучения характера и особенностей электоральной культуры россиян и ее роли в судьбоносных или важных политических событиях;

- В-четвертых, изучение современной  политической и электоральной  культуры россиян предполагает  выявление не только ее общероссийских, но и региональных особенностей, что может иметь важное теоретическое и прикладное значение.

Традиция изучения влияния культуры на политику и их взаимосвязи давно существует в политической науке и нисходит к трудам Конфуция, Платона, Аристотеля, Ш.-Л. Монтескье, Токвилля, Г. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера, Н.А. Ильина, А. Тойнби и многих других известных представителей политической философии и теории.

Различные аспекты политической культуры и политического участия рассматриваются в трудах ряда российских исследователей. Среди них необходимо выделить работы

Целью настоящего исследования является анализ особенностей политической и электоральной культуры современного российского общества.

Исходя из этой установки, были определены следующие задачи:

- проанализировать содержание  понятия "электоральная культура";

- выявить ценности электоральной культуры регионов;

- рассмотреть ценности электоральной культуры в Саратовском регионе в конце XX века;

- охарактеризовать ценности  электоральной культуры в Саратовском регионе в начале XXI века;

- изучить тенденции трансформирования  избирательных ценностей электората Саратовского региона.

Объект дипломной работы – ценности в структуре электоральной культуры.

Предмет дипломной работы – трансформация ценностей региональной электоральной культуры.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы диалектики, системного, сравнительного и комплексного анализа, а также нормативный, социологический, культурологический и другие общие методы политологии, труды российских, западноевропейских и американских ученых, исследующих роль политической культуры и участия в политике в развитии российского общества.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования ценностей региональной электоральной культуры

1.1.Электоральная культура  как часть политической культуры

 

Логика исторического развития электоральной культуры как социального явления и объекта исследования позволяет нам определиться с социально-философским содержанием, которое вкладывается в этот термин, т.е. понять природу (или, что то же самое, сущность) электоральной культуры. Для рассмотрения природы данного явления, прежде всего, необходимо выяснить соотношение содержания понятий электоральной и политической культуры.

Культура в самом общем понимании данного слова - это, с одной стороны, среда или условие той или иной формы человеческой активности. С другой стороны, она представляет собой итоговый результат опыта человеческой деятельности, продуктом чего является развитие старых или появление новых традиций. Опыт функционирования политических институтов (как субстратной формы и организационной структуры общения по поводу власти и влияния) аккумулируется в политических традициях и стереотипах, которые и составляют его диалектическое «снятие» и основу политической культуры2.

Таким образом, под политической культурой (понятие более широкое по отношению к культуре электоральной), мы понимаем систему политических ценностей и норм, идей и представлений, стереотипов деятельности (поведения), соединяющих нормы и институты политических отношений с формами политического сознания и взаимодействия людей, которые в свою очередь, отображаются в политических традициях и опыте.

Электоральную культуру мы будем рассматривать «в первом приближении» как разновидность политической культуры, которая представляет собой обусловленное различными элементами общественного сознания и материальными отношениями явление, объединяющее сознание и поведение участников (субъектов) электорального процесса, связанные с выборами в органы публичной власти и принятием решений на референдуме. Феномен электоральной культуры обеспечивает отражение, закрепление и реализацию политических процессов посредством формирования совокупности взглядов, ценностей, знаний и навыков, связанных с участием граждан в политическом голосовании. Обязательный формальный признак для его выделения - это наличие в обществе институтов политической демократии.

Термин «электоральная культура» вошел в употребление в российской общественно-научной литературе приблизительно с 90 -х годов XX в., однако, несмотря на свою релевантность, он так и не получил конкретной понятийно-категориальной характеристики.

В этом контексте теоретико-методологический анализ понятия «электоральная культура» невозможен без выяснения его соотношения с другими основополагающими категориями науки-понятиями «политической и правовой культуры». В основе перехода к политической демократии находится, прежде всего, политическая культура мотивированного участия граждан в общественных делах, правовая способность и желание каждого быть полноценным и полноправным субъектом в системе власти. Таким образом, с самого начала политическая, правовая и электоральная культура предстают взаимообусловленными явлениями.

Прежде всего обратим внимание на то, что понятия политической и правовой культуры являются более емкими по отношению к электоральной культуре, В литературе политическая культура рассматривается как совокупность политических взглядов, знаний и убеждений, отражающих коренные интересы различных социальных групп, наций, народностей, а также характер, способ духовно-практической деятельности граждан, направленной на закрепление, воспроизводство и развитие политических и социальных институтов, норм3.

Электоральная культура выражает степень готовности населения заявить о своих интересах и предпочтениях, о своем участии в политическом процессе принятия решений. В электоральном выборе индивид учитывает ценности региональной политической субкультуры, так как они отражают уникальную среду, в рамках которой действует человек.

Таким образом, если политическая культура включает в себя весь комплекс субъективных ориентации граждан в отношении политики, то электоральная культура как часть политической культуры включает только те ориентиры, которые определяют позиции граждан в избирательном процессе, которым могут быть отнесены отношение к выборам как форме политического поведения, партийная и межпартийная идентификаторы, критерии оценки политических событий.

В научной литературе прослеживается три основных канала влияния политико-правовой сферы на электоральную. Во-первых, состояние электоральной культуры обусловлено существующими в данном социуме политическими и правовыми институтами. Во-вторых, оно зависит от состояния субъективных прав, которыми наделены политические акторы электорального процесса, и в-третьих, электоральная культура определяется цивилизационным развитием в обществе правовой и политической культуры.

Кроме этого, четко прослеживается связь электоральной культуры с правом, которая является в буквальном смысле неразрывной. Дело в том, что каркасом, на котором формируется электоральная культура, является электоральный процесс, а последний, в отличие от иных политических процессов, может развиваться исключительное юридических рамках.

Другими словами, электоральная культура детерминирована юридической инфраструктурой, выраженной в существовании юридических норм, установлений и институтов: юридические правила устанавливают жесткие нормативные рамки, в которых дозволено протекать электоральному процессу, определяют вид и меру ответственности, которые несут субъекты электорального процесса, нарушившие данные рамки. Стандартна ситуация, когда субъект не использует весь спектр допустимых сценариев поведения, которые предоставляет ему диспозиция правовой нормы в силу специфики присущей ему правовой и политической культуры.

В современной научной литературе существует множество определений электоральной культуры. «Электоральная культура - относительно устойчивая система знаний, оценок и норм электорального поведения и электоральных отношений, избирательного процесса в целом, коллективная память людей о выборных процессах»4.

Распространена точка зрения о том, что электоральная культура состоит из ряда субкультур, которые локализованы в определенных пространственных сферах, составляет игровые, мифологические, геологические, художественные, нормативные, оценочные, познавательные и иные подсистемы5.

Еще одна дефиниция электоральной культуры принадлежит B.R. Яшину, определившему ее как «определенную разновидность культуры, определенное качество, способ (формы, уровни и т.д.) духовно-практической деятельности и отношений, обеспечивающих отражение, закрепление и реализацию социальных, политических, правовых, нравственных процессов посредством формирования совокупности определенных взглядов, ценностей, знаний и навыков участия граждан в общественно-политической жизни, в деле обеспечения, функционирования, развития и преемственности системы социальных институтов, норм, традиций»6.

Понятие электоральной культуры охватывает сознание и поведение (деятельность) не просто граждан, но граждан, выступающих в качестве избирателей. Их сознание и деятельность связаны с явлением, которое можно обозначить как электоральный процесс. Под ним мы понимаем систему, включающую социальные институты, сознание и поведение личностей, их групп, политических организаций и государственных учреждений (субъектов электорального процесса) в связи с голосованием на выборах в публичные органы власти и на референдумах. Это понятие охватывает как- непосредственно акт волеизъявления, так и все, что ему предшествует (избирательная, предвыборная кампания), а также его последствия (подведение итогов, вступление в силу результатов голосования и их обжалование)7.

К сожалению, основной массив современных исследователей, конструируя определение электоральной культуры, акцентируют внимание на ее рациональных составляющих, игнорируя тот факт, что иррациональные мотивы поведения избирателей, их культурно-духовные характеристики часто играют весьма важную роль в избирательном процессе.

При этом рациональные характеристики электоральной культуры составляют знания, убеждения, осознанные предпочтения избирателей, рационализированные модели электорального поведения, в то время как иррациональные предпочтения избирателей проявляются в эмоциональном настрое электората, в неосознанных глубинных мотивах эмоционального выбора, связанных с цивилизационными особенностями электорального сознания.

К базовым характеристикам электорально-правовой культуры можно отнести плюрализм возможных позиций в политическом процессе, свободу выбора (участие или неучастие в общих и местных выборах), право на оппозицию официальной политике при обязательном признании полученного решения по итогам выборов всеми его участниками электорально-правовой культуры8. Кроме того, этот тип культуры включает в себя знание и понимание избирательных норм и процедур, полномочий и деятельности участников избирательного процесса, интерес и отношение к выборам, к избирательным правам и возможностям участников избирательного процесса, оценки избирательного законодательства и практики его применения, всех этапов избирательной кампании, целесообразности и действенности своего участия в них, усвоенные образцы и нормы поведения избирателей и других участников избирательного процесса.

Электоральная культура - это как бы пульсирующая часть политической культуры. Длительное время она находится в латентном, спящем состоянии и актуализируется в периоды избирательных кампаний. Важно подчеркнуть, что в электоральных ориентациях и электоральном поведении проявляется политическая культура и её особенности, как национальное, так и региональные. Можно предположить, что в период избирательных кампаний политическая культура проявляется преимущественно как электоральная, но полностью они не совпадают. Политическая культура электората является структурным свойством политической системы, т.к. она структурирует и воспроизводит эту систему.

Информация о работе Эволюция ценностей электоральной культуры в Саратовском регионе