Этнология Кореи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:24, доклад

Описание работы

В прошлом по числу сыновей судили об успехе семьи и ее положении. Независимо, сколько было дочерей, отсутствие сына служило основанием для развода, и мужчины часто брали наложниц, в надежде стать отцом мальчика. Это шло от обеспечения продолжения рода по мужской линии и обязанности совершить траурные и поминальные обряды, которые мог совершать только сын. Поэтому в прошлом женщины для рождения сына возносили молитвы и совершали ритуалы. Они обращались в своих молитвах к Будде, духу гор, большому ковшу, к священным камням и деревьям. Посещали священные места и молились рано утром или глухой ночью после специального омовения.

Содержание работы

Этногенез и этническая история корейцев.
Традиционное хозяйство корейцев.
3. Традиционная одежда корейцев.
Обряды переходного цикла у корейцев (рождение, брак, смерть).

Файлы: 1 файл

Лекция обрядность кореии.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

- Нет ли долгов, которые надо отдать при жизни, чтобы за него не расплачивались потомки?   

- Будут ли поминать потомки хорошим словом?   

    Второй юбилей справляется в 70 лет. Называется он «кохи» (редкий, древний). Обычно он справляется менее пышно, чем 60-летие. «Хвангаб» самый важный праздник в жизни каждого корейца. Раньше его справляли очень пышно, потому что редко кто доживал до этого возраста. Сегодня 80, 90, 100, 110 и 120 также считаются юбилеями. Их справляют также пышно, как и 60-летие. Это новые изменения в обычаях. Если человек прожил столько лет, он заслуживает всяческого уважения и восхищения со стороны людей.   

 Второе подведение итогов жизни.    В 120 лет, в год, когда завершается второй зодиакальный цикл по восточному календарю, подводится второй итог жизни. Люди, которые достигают этого возраста, становятся примером для подражания каждому живущему в этом мире.

 

 

Похороны.

Сначала тело умершего накрывают с головой одеялом и оставляют в одной из комнат дома (или в специальном «траурном» помещении больницы), отгородив ширмой.  Перед ней ставится жертвенный столик с большой фотографией покойного. Это -сравнительно новый обычай (раньше вместо портрета использовалась просто дощечка с именем усопшего. Если умерший человек находился в больнице, поклоны делали портрету или дощечке с именем, которые остаются дома после похорон).   

 На портрете принято закреплять  одну или две траурные ленточки черного цвета, которые располагаются в его верхних углах наискосок. Это - тоже западное влияние, ведь в старой Корее цветом траура был белый, а не черный. На столике находится обычно курильница для благовоний, а также пара свечей и посуда с жертвенной пищей. Всеми похоронными обрядами, как считается, руководит «старший по трауру - аэ – санъчжу», обычно ближайший родственник покойного (хотя по обычаю должен - старший сын). Однако на практике он, как правило, больше всех убит горем и поэтому он не может толком решать практические вопросы и следить за соблюдением сложных ритуальных правил, которые, хотя и стали сейчас проще, чем век назад, но всё равно остаются весьма запутанными. Поэтому для практического руководства похоронными обрядами назначается распорядитель, которым может быть кто-нибудь из родственников или друзей семьи, желательно - имеющий некоторый опыт.   

 На следующий  день после смерти, покойника  обмывают и укладывают в гроб, который опять устанавливается за ширмой головой по возможности на север. В это же время изготовляется «мёнъчжон», своего рода траурное знамя, которое несут перед погребальной процессией. Оно представляет собой длинное полотнище красного цвета размером примерно 1х2 м. На нем белыми или желтыми иероглифами пишется фамилия и клан «пон» покойника. Как правило, тело умершего человека находится в его доме или в больнице в течение трех дней. В это время друзья, родственники и сослуживцы покойного могут посетить находящийся в трауре дом и выразить свои соболезнования. Как и в старые времена гостей, приходящих выразить соболезнование, встречают сыновья покойного. Гости часто приносят палочки благовоний, которые возжигают на столе перед портретом. В последнее время, под влиянием западных обычаев, гости всё чаще стали приносить и цветы. После поклона, совершаемого перед ширмой вместе с сыновьями покойного, гости выходят в другое помещение, где стоит стол с выпивкой и закуской1.   

 Как и в  старые времена, на похороны  следует обязательно приносить  деньги.   В настоящее время традиционная траурная одежда из некрашеного холста, ношение которой еще в 1960-е годы было прямо запрещено властями, окончательно вышла из употребления. Ей на смену пришел черный костюм с черным галстуком, по западному образцу. Только на голове у членов семьи в то время, когда они принимают соболезнование, может быть традиционный холщовый головной убор.   

 В традиционной  Корее от момента смерти до  похорон могло проходить немало времени. В дворянских семьях день погребения выбирали с помощью гадателя, и порою, похороны проходили спустя несколько месяцев после смерти. В семьях победнее похороны проводились на 5, 7, 9 день. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется укороченный «трехдневный» вариант, при котором погребение происходит через три дня. Впрочем, похороны могут состояться и раньше, а могут быть и несколько отсрочены. Перед выездом на кладбище в доме проводится «церемония вечного прощания», которая сопровождается поднесением жертвенной пищи - фруктов и вина. После этого похоронная процессия отправляется на кладбище. В Корее кладбище обычно находилось недалеко от дома, хотя и тогда дворян часто хоронили на немалом удалении от места службы. Доставляла гроб до могилы специальная похоронная процессия. Впереди процессии несли табличку с именем покойного (в последние десятилетия ее заменила фотография), затем шел человек с траурным стягом «мёнчжон», на котором были написаны фамилия и клан «пон» умершего. Далее несли гроб, установленный на носилки-катафалк, за носилками с гробом шествовал старший в трауре родственник (обычно - старший сын), далее - другие родственники в порядке степени траура (эта степень отражала близость родства с покойным) и, наконец, гости. В настоящее время подобную процессию можно увидеть разве что в маленьких деревнях, горожане же хоронят своих мертвых на большом расстоянии от дома и к месту похорон едут на автобусе, хотя при посадке в машину и высадке из нее иногда пытаются по возможности соблюдать старый порядок шествия.   

 Во времена  династии Ли, да и позднее (в  деревнях, вплоть до середины семидесятых годов), женщины не могли участвовать в похоронных процессиях, однако сейчас этот запрет больше не соблюдается.     За похоронами следует период траура. В старые времена трауру в конфуцианских странах придавалось особое значение. Поведение находящегося в трауре человека строго регламентировалось и обставлялось разнообразными запретами. В течение всего времени траура следовало носить специальную одежду из простого небеленого холста. В старину продолжительность траура жестко определялась конфуцианскими ритуальными предписаниями и зависела от степени родства с умершим человеком.   

 Наиболее  продолжительный траур носил  старший ближайший потомок покойного  - старший сын или, если его  не было, старший внук, который  вместе со своей женой находился в трауре 3 года. В 60-е годы правила траура были упрощены, а срок пребывания в трауре - резко сокращен, так как военное правительство рассматривало продолжительный траур и сопровождавшие его жертвоприношения как разорительные мероприятия, противоречащие тогдашней политике поощрения сбережений. В настоящее время, в соответствии с корейскими законами, продолжительность траура по родителям ограничена 100 днями, но наиболее распространенным является 49-дневный траур (таковой была продолжительность траура в буддийской традиции). В течение этого периода родственники умершего должны воздерживаться от всяческих увеселений.

По старинному корейскому обычаю члены семьи покойного  и близкие родственники на следующий день приезжают на кладбище к 8-9 часам утра для выполнения первых поминок. Ровно через год, в день смерти покойного, члены семьи устраивают поминки, называемый, переводимый на русский язык как «вторые поминки». Порядок проведения «чеса (деся)» и «тор чеса (деся)» совершенно одинаков, поэтому они описываются вместе. За день до проведения обряда поминовения можно прибрать могилу. Не прибранная могила свидетельствовала о непочтительности детей к родителям.  

Наиболее прочно элементы традиционного быта сохраняются в сельских районах или в небольших городах. До сих пор сохраняется своеобразная патронимическая экзогамная система отношений, называемая по-корейски пон (корень, основа). Члены каждой такой группы считаются родственниками. Браки между ними в прошлом были строго запрещены. В настоящее время большинство корейских семей состоит из двух поколений (муж, жена и дети) или трех (муж, жена, дети и оба родителя мужа). Полное имя корейца состоит из фамилии и личного имени. Фамилия всегда ставится на первом месте, если корейца зовут Ким Мон Чу, то Ким – это фамилия, а Мон Чу – имя. Наиболее распространенные фамилии – Ким, Ли, Пак, Цой, Чон, Сук, Дю.

 Нередки семьи,  в которых вместе живут представители  3 поколений: такая семья включает  одного или обоих родителей  мужа. В прошлом родители оставались  жить в семье старшего сына, сейчас это правило нарушается. Отличительной чертой корейской семьи является уважительное отношение к старшим, особенно к родителям, или после их смерти к старшему брату. В свою очередь старшие заботятся о младших. Одна из главных забот родителей – дать детям (особенно сыновьям) хорошее воспитание и образование. Народная традиция считает важнейшей добродетелью молодой жены умение ладить с родителями мужа, уважать их и заботиться о них.

В семейной обрядности корейцев четко сохраняется представление о том, что в жизни каждого человека есть три главных праздника (или, как говорят корейцы) три праздничных стола: день, когда ребенку исполняется год, свадьба и празднование 60- летнего юбилея (хвангап).

1 Ли  Г.Н. Обычаи и обряды корейцев России и СНГ. М, 2003 // Режим доступа: http://world.lib.ru/k/kim_o_i/a11.shtml, вход свободный


Информация о работе Этнология Кореи