Этнокульторология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ игр и забав у славянского народа и рассмотрение досуга и спортивных игр на примере гостиницы «Лужский берег».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить игры и забавы славянского народа на Руси.
2. Рассмотреть развлекательные мероприятия в гостинице «Лужский берег»

Файлы: 1 файл

этнокультурология курсовик.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)


                                      Введение

Давно стало расхожим изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Учёные давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, а с веками исчезло, сохранилось лишь благодаря детским играм. Более пяти веков назад на Руси вошло в употребление огнестрельное оружие. Но лук и стрелы, это древнее оружие, и ныне бытует в забавах у детей.

Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они ни находились. На гробницах и в храмах древних египтян, ассирийцев и вавилонян сохранились изображения гимнастических и других игр наряду с изображением героических битв и самих героев. Вместе с оружием, утварью и доспехами первобытных народов в глубоких слоях земли иногда находят игрушки и игровую атрибутику.

Любопытные факты, связанные с игрой, содержатся и в исторических документах. Из них мы узнаём, что во все времена игре придавалось большое значение. По представлениям египтян, загробное блаженство непременно сопровождалось музыкой, плясками, играми. Великие умы Греции также высказывались о пользе игр. Платон, например, говорил, что «только тогда, когда игры детей законны, образуются из них законные мужи». По его мнению, люди – игрушки в руках богов, поэтому мужчины и женщины должны непременно посвящать часть жизни благороднейшему времяпрепровождению – играм. Лучшие люди Греции не считали зазорным играть и всегда готовы были дать пример детям в играх, признавая в них большой смысл для их будущего развития.

Так, например, спартанский царь Агезилай не стыдился ездить с детьми на палочках верхом. А философ Анаксагор, отказываясь от всяких почестей при жизни, просил как о великой чести, чтобы в день его смерти, были устроены игры молодёжи.

Учёные отмечают, что древние греки придавали особое значение народным играм, их роли в воспитании детей. Занятия играми уже тогда считались важной задачей образования.

У древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в котором непременно входили разнообразные народные состязания и забавы, такие, как «стенка на стенку», «палочные бои», «стрельба из лука», «свайки», «метание копья» и другое.

Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир, поэтому  я считаю эту тему актуальной.

Предмет курсовой работы - славянский народ на Руси.

Объект курсовой работы – рассмотрение игр и забав у славянского народа.

Целью курсовой работы является анализ игр и забав у славянского народа и рассмотрение досуга и спортивных игр на примере гостиницы «Лужский берег».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      Изучить игры и забавы славянского народа на Руси.

2.      Рассмотреть развлекательные мероприятия в гостинице «Лужский берег»

 


 

 

               Глава 1.  Игры и забавы у славянского народа

1.1. Единоборства

Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа. В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения, сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.

Цитата: «Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать[1]».

Древность была не особо богата развлечениями, но зато они носили поистине массовый характер – все, от мала до велика, принимали участие в празднествах и торжествах. В празднество, редкий свободный от работы день, люди стремились отдохнуть от тяжелого каждодневного труда, играя, состязаясь или просто участвуя в забавах в качестве зрителей. Но не только забавами и развлечениями служили нашим Предкам игры, а еще и воинской тренировкой перед боями с противниками, коих у славян всегда было великое множество. Само слово «забава» у славян носило не совсем «развлекательный» смысл, а более широкий: «массовое событие».
 

На протяжении всей Истории славяне вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя в быт и отразившись в традиционных «потехах».

Русский кулачный бой («кулачная потеха»), – яркий тому пример. Первые летописные упоминания о кулачном бое встречаются в начале XIII в. Великий Князь киевский, Мстислав III, и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих воинов представили им на волю: сразиться на конях или пешими. И получил ответ: «мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках».

На первый взгляд, кулачный бой может показаться достаточно варварским развлечением. Но, памятуя, что на Руси редкий год обходился без войны, вполне закономерно, что для простого люда (который в любой момент мог быть востребован, как ополчение) он стал исторической традицией. А для государства в целом – полезной школой, в которой население обучалось воинскому искусству «без отрыва от производства».

Обычно плохо вооруженные ополченцы стремились компенсировать данный недостаток быстрой реакцией и умелым, неожиданным использованием ситуации, и этому их учил кулачный бой.

Кулачные бои проводились один на один или «стенка на стенку» (групповой бой).

Бои один на один («сам на сам») в основном проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров, а так же в судебной практике. В последнем случае подобный поединок назывался «поле» и применялся как судебное доказательство: он служил для окончательного подтверждения правоты ответчика в судебном деле.
Самые выдающиеся одиночные бойцы охотно брались боярами «под свое крыло» – они кормились с барского стола и осыпались всяческими милостями, а бояре бились об заклад, сводя их в поединках для своей потехи.

Местами проведения боев в летнее время выбирались «обширные» места – городские площади, поляны.

Зимой «потеха» происходила чаще всего на льду рек или озер. Бои проводились во время русских народных праздников, большинство из которых на Руси проходятся на зиму. На поединки выходили в валенках и полушубках, что накладывало определенный отпечаток на технику боя.

Удары наносились так, чтобы пробить теплую одежду – с использованием веса всего тела. Большинство кулачных боев были «правильными», т.е. проводившимися по правилам.

Вот основные их положения:

· биться «по любви» – то есть не иметь на противника злобы;

· не бить лежачего противника;

· не бить сзади;

· не таить в кулаке тяжелых предметов;

· не ставить подножек и не захватывать одежды противника;

· не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника)

В боях «стенка на стенку» принимало участие почти все мужское население от мальчишек  до взрослых.

Подростки «зачинали» бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-»надёжи». Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу. Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия.

Развивались чувство локтя и взаимовыручка – умения незаменимые в битве.

Продолжался кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство.
По окончанию «потехи» чествовали наиболее отличившихся бойцов – их водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги.
Однако единых правил все же не использовалось и нередко бои ограничивались только неизменными – «лежачего не бить» и «досмерти не убивать».
Существовал и очень жесткий тип боя, «свалка-сцеплялка» больше напоминающий побоище – в нем использовалось все: от ударов ногами до кистеней, палок и ножей. После таких свалок нередко оставались покалеченные и даже убитые. Из того, что до кулачных боев допускались даже дети, ясно отношение, которое имелось у славян к воспитанию силы тела и духа сызмальства. Современному человеку дико представить, как мать отпустит ребенка в драку 50 на 50 человек, бессмысленную и все же довольно жестокую. Однако для наших Предков это было совершенно осмысленным и приемлемым уроком, некоей школой для мужчины, максимально конкретно, «на живом материале» обучающей не просто боевым ухваткам и уловкам – а гораздо более важному духу совместного соперничества, взаимной поддержки и единства. Закалкой с детства на всю жизнь.

Оглядываясь на традиции русского кулачного боя, становится легче понять ту невиданную стойкость и самопожертвование, которое славяне испокон веку проявляли в войнах за свою Родину.

С развитием огнестрельного оружия кулачные бои потеряли для государства свое прикладное значение (не малую роль тут сыграло христианство, стремившееся искоренить языческие обычаи) и оно объявило их «вредной забавой».

В 1274 году митрополит Кирилл собрал во Владимире собор, на котором между иными правилами постановлено было:

«отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Запрещали кулачные бои с завидным постоянством, но даже после указа Николая I (в 1832 г) «О повсеместном и полном запрещении кулачных боев» («Кулачные бои, как забава вредная, вовсе запрещаются») – они не прекратили своего существования и продолжали сохраняться в народном быту:

После 1917 года, кулачный бой был зачислен в «прогнившее наследие проклятого царизма» и не нашел своего места среди спортивных видов борьбы. Идеология кулачного боя, основанная на религиозности и сплоченности общины, шла в разрез с партийной идеологией, превозносящей совсем иные ценности, и кулачный бой за годы Советской Власти не получает никакого развития.

Все попытки внедрить приемы народного боя в программу подготовки пограничников и милиции успехом не увенчались.
Возрождение кулачного боя происходит уже в наше время – появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств, основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.

1.2.           Пляски и танцы

Нам сейчас трудно разглядеть и осознать корни современной славянской пляски, наблюдая ее по телевизору или на гуляниях и праздниках в исполнении фольклорных коллективов. А создавалась она совсем не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу. Гопак, трепак, «казачок», «барыня», матросское «яблочко» и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.

Например, суть известнейшего русского танца «Барыня» заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством. Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника.
Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Поэтому настоящая «Барыня» очень трудна – требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением. Получается, не танец, а поединок – но не бой, а искусство.

На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником. Состязание чаще всего происходило на ярмарках. На плясунов «спорили» и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино. Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания «коленцев», неизвестные соперникам и зрителям[2].

До состязаний наработки держали в большом секрете. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса. Различали парный и одиночный перепляс. В первом случае один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Во втором – соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов».

Один из вариантов боевого пляса «скобарь» (или как его еще называли – «ломание веселого») предусматривал непосредственный контакт с противником во время исполнения. «Исполняли» его под ритмичный и простой наигрыш на гармошке. Бой-пляска проходила по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист (в более давние времена – гусляр), прекратив наигрыш. Перед началом «ломания» плясун встряхивал головой, взъерошивая волосы. Эти действия, в купе с определенными возгласами и притопыванием относились к элементам древней народной магии. Совершая их, человек выходил из привычного бытового пространства, перебираясь в иной пласт бытия, где время текло иначе, а органы чувств работали по-другому.
Расслабленное тело скобаря реагировало не то что на действия соперника – а даже на дуновение ветерка.

Информация о работе Этнокульторология