Этнические и национальные культуры. Русские

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 17:59, реферат

Описание работы

Человеческие общности имеют разную природу и разные формы бытия. В качестве таковых выступают, прежде всего, биологические и социальные системы, которые, в свою очередь, порождают у людей определённые признаки, свойства и качества. В зависимости от набора тех или иных признаков, свойств и качеств, связывающих людей либо генетически, либо социально, либо генетически и социально одновременно, возникают многочисленные образования. Подобные образования представляют собой этносы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Время сложения этноса………………………………….. ……………………4
2 Языковая группа и семья……………………………………...………………..9
3 Национальный костюм……….…………………………………………….....10
4 Фольклор и героический эпос………………….………………………...…...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

ГБОУ ВПО.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

     Величавость и торжественность — те черты героического эпоса, которые служили для прославления народных деяний. Пение служило еще и для того, чтобы помочь сказителям запомнить мерные строки рассказа. В древние времена эпические пения сопровождались игрой на гуслях мягкие звуки которых располагали слушателей к восприятию былин. Листая страницы сборников былин, невольно проникаешься эпическим спокойствием повествования, богатством подробностей, живостью колорита, отчетливостью характеров изображаемых лиц.

     Возникновение русских былин связано со временем становления Древней Руси как государства. Они стали выражением исторического сознания русского народа, когда главными городами у славян были Киев и Новгород, а Москва только возникла как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства той роли, которая ей была отведена позднее. В это время богатыри отождествлялись с защитниками родного края. В них отражаются нравственные и социальные идеалы народа.

     Известный исследователь русского творчества Халан- ский так говорит о возникновении богатырей в русском эпосе: «В XIV веке устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража, и в это время сложился образ богатырей, стоящих на заставе, оберегающих границы Святорусской земли». Поэтому богатыри в былинах не являются захватчиками, они лишь хранители земли русской. Халанский считает, что образы русских богатырей сложились еще в те времена, когда российский народ не начал освободительного движения от татарского ига, а был только лишь на стадии оборонительной войны.

     Другой исследователь русского творчества, Майков, предположил, что в былинных сюжетах отобразились события, произошедшие не с одним воином, пусть даже и знаменитым в свои времена, а с целою дружиной, представителем которой является тот или иной богатырь.

     Во всех русских былинах образы главных героев всегда безупречны, тверды в правилах нравственной жизни. Богатырь выступает в качестве защитника достоинства, чести и человеческих прав народа. Оттого он беспощаден к врагам, ко всем, кто покушается на свободу человека. Стремление к гиперболизации приводит к тому, что все в облике и действиях богатырей крупно, размашисто, величаво, широко.

     Непременным атрибутом такого героя является необыкновенная физическая сила, к примеру, богатырь может выпить единым духом чарку в полтора ведра. В битве с вражьей силой богатырь неутомим, он может по двенадцать дней кряду «не пиваючи, не едаючи» громить супостата. И конь у него не чета другим, и оружие такое, что простой человек даже поднять его не может. Орудует богатырь во время сражения своим оружием так, что враги валятся, как подкошенная трава, «улочками» да «переулочками».

     Чтобы подчеркнуть величие и силу главных героев героического эпоса, противники им даются не из числа слабых: Тугарин глотает по целой ковриге хлеба, выпивает за раз чару вина не меньшую, чем богатырь. Побороть такого врага нелегко, отчего победа над ним более почетна и возвышенна. Сознательное преувеличение силы богатырей и их врагов — гиперболизация — в первую очередь является средством прославления героя.

     Русский эпос близок не только к песенному творчеству. Былины по своему содержанию теснейшим образом примыкают к сказкам. В первую очередь это обусловлено тем, что в них присутствует элемент чудесного. Деятельность былинных героев проникнута элементом чудесного. Однако волшебство здесь играет иную роль, нежели в сказках. Сказочный сюжет предполагает чудесные представления в качестве главной завязки. В былине же элементы чудесного только дополняют содержание, взятое из действительного быта, с целью прославления богатырского образа, а вместе с ним и всей земли Русской.

      Чудесный элемент в былинах возникает от сочетания простых приемов. Повествование в былинах медленное и спокойное, действие разворачивается неспешно. Значительные эпизоды текста во время пения троекратно повторяются, как и в русских народных сказках:

Садка день не зовут на почестей пир,

Другой не зовут на почестен пир

И третий не зовут на почестен пир,

Потом Садко соскучился.

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,

Садился на бел-горюч камень

И начал играть в гусельки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Тут-то Садко перепался,

Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

     Садко трижды играет на гуслях на берегу Ильмень-озера, и трижды от его игры озеро колеблется. Подобные повторения нетрудно найти и в словесном стиле былины — слова, предлоги, целые стихи часто звучат в былине не один раз: «Говорят ему таковы слова», «Позвали Садка на почестен пир» и др. Еще одним сходством эпоса со сказ кой является прикрепление постоянных эпитетов к различным предметам: красный (о солнце, золоте), белый (о березе, дне, лебеди, руках, груди, снеге и пр.), серый (о волке, селезне), желтый (о песке), синий (о море), зеленый (о лугах).

На синем море сходилась погода сильная,

Застоялись черлены корабли на синем море:

     Героический эпос русского народа — это совершенно особенный жанр. Былина является ценнейшим источником для изучения народной истории. И все же самое главное в русском эпосе то, что он донес до нас думы, мысли и чувства российского народа прошлых времен. Сохранилось все самое важное, имевшее цену во времена минувшие, оставшееся актуальным и в жизни позднейших поколений. 

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры.

Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчестваи следствием роста народного самосознания. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» — профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов.

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал ее художественных средств и приемов.

Русские сказания делятся на сказки и былины. Героями сказок являются вымышленные персонажи, часто волшебные животные (волки, Курочка Ряба, Гуси-лебеди,Кот-Баюн, Конёк-Горбунок, Царевна-лягушка) или божественные существа (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Чудо-юдо, Жар-птица, Колобок, Терёшечка, Глиняный парень).

Героями былин как правило являются лица, которым приписывается реальное историческое существование князья (Владимир Святой) или богатыри (Илья Муромец,Алеша Попович, Добрыня Никитич, Скопин-Шуйский), врагами которых являются исторические противники Руси: "войско басурманское" и "хан татарский" (Идолище Поганое). Действия былин как правило разворачиваются вокруг стольного града Киев. Иногда героями русских былин становились чужеземные персонажи, например, англо-нормандец Бова Королевич, еврей Самсон Самойлович или перс Еруслан Лазаревич (Рустам).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Ру́сские — восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной народ России (по даннымВсероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный народЕвропы. Есть также крупные диаспоры на Украине, в Казахстане, США, Белоруссии и других государствах. Всего в мире насчитывается около 133 миллионов русских. В основном исповедуютправославие, также существенна доля людей, не относящих себя ни к какой религии. Национальный язык — русский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1999.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Русские

3. Державин Н. Происхождение русского народа. — М., 1944.

4. Д. Анучин., Великорусы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

5. Происхождение и этническая  история русского народа по  антропологическим данным / Под ред. В. Бунака. — М., 1965.

6. Русские. Серия «Народы и культуры», Москва: Наука, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Этнические и национальные культуры. Русские