Этническая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:56, реферат

Описание работы

1. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
2. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
3. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП И ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НАРОДОВ МИРА

Файлы: 1 файл

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.docx

— 59.38 Кб (Скачать файл)

Немцы. Наиболее известными национальными качествами немцев являются аккуратность, практичность, добросовестность, пунктуальность, точность, обязательность, трудолюбие. Их мышление отличается способностью к отвлеченным построениям, глубиной абстрагирования, философской широтой. Как считают исследователи этнической психологии, с одной стороны, гибкость, сметливость, рациональность мышления в известной мере чужды немцам, а с другой стороны, по умению планировать свои будущие действия немцы превосходят представителей многих других этнических общностей. Вместе с тем немцы наделены хорошим здравым смыслом, который не мешает им в то же время быть впечатлительными и сравнительно легко подвергаться внушению. Но если на французов особое воздействие оказывают идеи, эмоции и громкие фразы, то на немцев - факты, цифровые расчеты и другие конкретные аргументы.

Централизация страны, жесткий  режим правления и строгая  регламентация всех сторон жизни  в государстве на протяжении длительного  исторического периода породили в немецком национальном характере  педантизм и приверженность системе. В этом состоит большой недостаток немецкой этнической психологии, так  как приверженность к строгому порядку  и системе порождает любовь к  шаблону, глушит инициативу. Немцы дисциплинированны, пунктуальны. Эти качества одновременно и положительны, и отрицательны, поскольку малейшее нарушение в  какой-либо части плана деятельности, как правило, ведет к нарушению  всей системы, порождает смятение и  дезорганизацию их жизни.

На первый взгляд кажется, что немцы достаточно приветливы и доступны в общении. Однако на самом  деле взаимоотношения устанавливаются  гораздо труднее и сложнее, доступ к душе немца затруднен. После  первых впечатлений от внимания к  вам можно быстро убедиться, что  за внешней приветливостью и доброжелательностью  нет искренней заинтересованности.

Французы. Отличительными чертами этого этнического образа являются повышенная чувствительность ко всему национальному и высокоразвитое честолюбие.

Современные французы отличаются аналитическим умом, богатством воображения, настойчивой пытливостью и смелостью  в познании жизни. Склад ума французов  находится постоянно под влиянием их подвижного темперамента: стремясь быстрее достигнуть цели и доверяя  при этом своей интуиции, французский  ум принимает решения слишком  быстро - заниматься рациональной оценкой  действий и ситуаций для него утомительно.

Чувствительность и легкая эмоциональная возбудимость - главные  характеристики французского темперамента. По силе и скорости возбудимости французы представляют собой полную противоположность  флегматичным и сдержанным англичанам. Подвижный темперамент определяет склад ума, волю, моторику, проявляется  во всех сферах деятельности французов. Они легче, чем другие народы, подвержены внушению идей - ведь идеи для них  предпочтительнее фактов.

Сильно проявляются в  характере французов контрасты  психики. Они доводят храбрость  до дерзости, любовь к свободе - до неповиновения. В повседневной жизни они чаще руководствуются чувствами, чем  разумом, - логика у них всегда служанка страсти и чувства, для них  характерна внезапность решений. При  этом во всех житейских ситуациях  французы остаются веселыми, остроумными, оптимистичными, общительными людьми, любящими шутку. Они язвительны, жизнерадостны, искренни, хвастливы и галантны.

Японцы. Вплоть до середины XIX века Япония представляла собой замкнутое деспотическое государство, основанное на диктатуре феодальных правителей - сëгунов, по личному усмотрению решавших все вопросы жизни своих подданных. Это породило специфические особенности национальной психологии японцев - подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в референтных группах, равнодушие к чужим страданиям, отсутствие принципиальности.

Многие годы царившие в  стране феодальный гнет и засилье  военщины, неограниченное господство сословия самураев обрекали простой  народ на каторжный труд, бесправие  и страдания. Вместе с тем недостаток плодородной земли, сложные климатические  условия, высокий прирост населения  заставляли японцев напряженно трудиться, искать такие формы и средства деятельности, которые могли бы обеспечить им хотя бы минимальные возможности  и условия существования. В результате в национальном характере японцев  сформировались такие черты, как  трудолюбие, бережливость, упорство в  достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям.

Долгие годы японцы воспитывались  на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей божественное происхождение  японского народа и императорской  власти, превосходство японцев над другими народами. Под их влиянием сформировались такие черты японского самосознания, как приверженность «культу предков», чувство этнической исключительности, ярый национализм, вероломство по отношению к другим народам, часто проявлявшиеся в прошлом. Японцы считают всех иностранцев ниже себя. Они понимают, что иностранцы не виноваты в своем происхождении, но все равно думают о них как о совершенно чужих и абсолютно неравных им людях.

Многие этносоциологи  и этнопсихологи отмечают в мышлении японцев единство противоположных  качеств: приверженность к абстракциям, проницательность, изобретательность, рационализм соседствуют у них  с медлительностью мыслительных операций, неуверенностью в себе и  своих силах, малоинициативностью.

Рядовой японец связывает  свое существование с той группой, в которую он включен. Большинство  видов деятельности в Японии носит  групповой характер: японцы группой  работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках. Поведение каждого члена группы в первую очередь ориентировано  на то, чтобы вписаться в развитие группы и при этом быть ей наиболее полезным. Самым ценным качеством  члена группы является умение ставить  во главу угла интересы коллектива, желание и стремление быть ему  полезным.

Японцы - люди самобытной культуры. Для них имеет значение все, что  делают другие люди. В общении с  ними не следует садиться, если вас  не пригласили сесть. Нельзя смотреть по сторонам, так как, по их представлениям, это означает, что вы рассеянны  и невнимательны. Каждый штрих вашей  одежды и поведения повлияет на отношение  к вам со стороны японцев.

Китайцы. Своеобразие исторического, социально-политического, экономического и культурного развития Китая предопределило формирование этнической психологии его жителей. К числу основных черт последней можно с полной уверенностью отнести следующие: трудолюбие, терпеливость, выносливость, упорство, настойчивость, хладнокровие, выдержку, спокойствие, самоотверженность. По причине сочетания этих черт в характере китайцев никакой вид деятельности их не оскорбляет, не угнетает и в каждом из них они способны добиться высоких результатов.

Сложные климатические и  природные условия страны, ставшие  одной из причин строительства ирригационных  сооружений для защиты от стихийных  бедствий, а также связанная с  этим необходимость тяжелого, титанического  труда обусловили ту исключительную роль, которую в жизни китайцев играли община и коллективный труд. В результате у китайцев сформировались такие качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости  индивида от группы, специфическая  сплоченность на основе четкого распределения  ролей, высокая степень доверия  к мнению группы, а также особый характер сочувствия и переживания, проявляющиеся в межличностных  отношениях.

Образ мышления китайцев можно  назвать сугубо практическим, чуждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдает предпочтение простым мыслительным конструкциям как наиболее доступным  и рациональным для запоминания, жизни и деятельности. Он очень  редко руководствуется абстрактными принципами, его логика отличается высокой предметностью.

Широко известно, как неприхотливы китайцы. Испокон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум  для пропитания в условиях тяжелой  борьбы за существование. Свое влияние  на эту особенность китайцев оказала  конфуцианская философия, ориентировавшая  сознание людей не на прелести загробной  жизни, а на довольствование житейским  минимумом в условиях реальной жизни. Она учила их видеть социальный идеал  не в удовлетворении широкого круга  потребностей, а в ощущении счастья  от того, что имеется в наличии. Следствием этого стали неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость, умение наслаждаться жизнью, довольствоваться малым.

Весьма своеобразными  являются форма и способы общения  китайцев с другими людьми. При  встрече с другим человеком китаец обязан показать и выразить ему свое глубокое уважение. При этом он должен подчеркнуть, что считает своего собеседника развитым и образованным человеком, даже в том случае, если оба прекрасно понимают, что это  не соответствует действительности. Во время общения с незнакомыми  людьми китайцы также ведут себя специфически. Они стремятся использовать минимум мимики и жестикуляции. Китаец сохраняет неподвижным положение  лица и тела, сидит прямо, выгнув спину, совсем не шевелится, а его  голос приближен к шепоту. Очень  громкий разговор для китайца  считается неприемлемым. В процессе всего разговора лицо китайца  остается беспристрастным или выражает елейность. Признательность для  китайца - форма проявления вежливости, в его понимании. В процессе общения  китайцы избегают смотреть прямо  на собеседника, потому что, по их представлениям, так делают враги или ненавидящие  друг друга люди. В связи с этим представители других этносов начинают подозревать китайцев в неискренности  и невнимании к ним, принимая за эти  неприятные качества всего лишь следование установившейся традиции. В целом  же китайцам в общении присуща  поразительная вежливость, которая  не является простой формальностью, внешней формой поведения. Для вежливости китайца характерны предупредительность, игра воображения, умение поставить  себя на место другого и скромность, соединенная со стремлением уважать  собеседника.

Арабы. Многочисленные наблюдения и исследования арабов в различных регионах планеты позволяют сделать вывод, что они являются жизнерадостными и веселыми людьми, отличающимися наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем, согласно этим же источникам, им очень часто недостает инициативности и предприимчивости, а недальновидность, беззаботность и беспечность порождают немало трудностей в их жизни и деятельности.

Исторически сложившаяся  иерархическая система подчинения среди арабов выработала определенные нормы взаимоотношений между  низшими и высшими слоями общества, между младшими и старшими членами  семьи и рода. Высокомерие, грубость, а зачастую и рукоприкладство  являются обычной практикой высших и старших по отношению к низшим и младшим. Отношение же низшего  к высшему всегда отличается подобострастием. Вместе с тем араб, привыкший покорно  переносить несправедливость со стороны  вышестоящего, с равными себе проявляет  высокую степень эмоциональной  возбудимости, а часто и экспансивности, защищая свою честь и достоинство.

Труд для арабов всегда был тяжелой повинностью, и поэтому  их трудолюбие имеет свою специфику. Оно не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью, как у других народов. В то же время  исключительно тяжелые условия  жизни приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, закрепили  у них такие качества характера, как неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость и  терпеливость. Кроме того, им свойственны  необычайное жизнелюбие, незлопамятность, общительность, гостеприимство, чувство  юмора.

Нравственная доктрина мусульманства  придает нормам морали Корана абсолютное значение. Они объявляются вечными  и неизменными. Нравственным идеалом  ислама является вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и  благочестивым поведением заслужить  милость Аллаха. Вот почему у арабов развились униженность, покорность, смирение, раболепие, умеренность. В  то же время под влиянием мусульманства  среди арабов получили широкое распространение  различного рода суеверия и предрассудки, которые и по сей день вносят в  их повседневную жизнь чрезмерную настороженность, подозрительность в восприятии и  осмыслении окружающего мира.

Под воздействием арабского  языка, для которого характерны лексические  и синтаксические повторы, гиперболы, метафоры, особое ритмико-интонационное  построение речи, у арабов выработалась склонность к преувеличению в  восприятии окружающей действительности, не столько логическое ее осмысление, сколько внимание к стилю изложения, красноречию говорящего. Арабы не любят строгой логики и объективных  доказательств, а предпочитают им афористичность, многообразие впечатлений. Им свойственна  повышенная реактивность, бурный характер поступков, импульсивность, порывистость, несдержанность в проявлении своих  чувств и эмоций.

В целом же арабы миролюбивы, любознательны, приветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерно способствовать продолжению взаимоотношений  с понравившимися людьми. Они не таят своих истинных чувств по отношению  к собеседнику, если он им нравится, а общение с ним приносит удовлетворение и способствует их личному развитию.


Информация о работе Этническая культура