Этническая культура: ее сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 02:43, доклад

Описание работы

Этническая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой1. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 5
1.1. Понятие культуры. 5
1.2. Ценностное ядра культуры. 10
2. ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 14
2.1. Этническая культура. 14
2.2. Этническая основа русской культуры. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

JeTNIChESKAJa_KULQTURA.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной – физическая культура.

1.2. Ценностное ядра культуры.

 

Новые концепции и  идеологические структуры проходят оценку, проверку и отбор со стороны ценностного ядра культуры. Некоторые из них легко и органично вписываются в контекст и принимаются общественным сознанием различных групп, другие – "со скрипом", с бесконечными изменениями и трансформациями, а третьи отвергаются вообще. И если такие неприемлемые представления (и основанные на них нормативные формы) продолжают настойчиво навязываться людям, наступает ценностная реакция отторжения8.

Это очень сильная  эмоциональная реакция типа той, какую выдает любой живой организм, например на ожог, - судорожный рывок с последующими агрессивно-защитительными действиями, взрыв моральных чувств (гнева, возмущения, боли, обиды).

С ценностями шутить нельзя, это вещь очень серьезная. И когда  нарушается ценностное ядро культуры, люди теряют смысл жизни, теряют себя.

Что же это такое – "ценностное ядро культуры", которое, оказывается, существует не где-то абстрактно, в культуре, а именно в нас самих? Начнем с основания, с того, что называется "человеческой природой".

Под человеческой природой можно подразумевать те чувства  и импульсы, которые свойственны  человеку и недоступны животным, в  то же время они принадлежат человечеству в целом, а не отдельным его  расам и эпохам. Это, в частности, симпатия и те бесчисленные чувства, в которые симпатия входит составной частью, например любовь, самолюбие, обида, тщеславие, героизм, а также ощущение социальной справедливости и несправедливости. Человеческая природа – не что-то существующее отдельно, в индивиде, это – групповая природа, или первичная фаза общества. Человек с нею не рождается, ему прививает ее общество, а точнее, первичная группа.

Итак, социальная природа  человека состоит, в свою очередь, из "чувств. Здесь нужно подчеркнуть, что в русском языке понятия "эмоция" и "чувство" разведены слабо и иногда используются как синонимы. Но в английском языке, а также в романских понятие "эмоция" закреплено за простыми переживаниями: страх, гнев, восторг...

К "чувствам" же (сантиментам) относятся более сложные психологические процессы: дружба, любовь, чувство чести. Они могут сопровождаться эмоциями, но сами, в своей основе таковыми не являются. Таким образом, то, что мы привыкли в своем языке называть понятием "чувственного", в этой системе будет отнесено скорее к эмоциональному и собственно "чувствам" в определенной степени как бы противостоит.

Привитие человеческой природы и есть воспитание в человеке способности переживать "чувства", или "сентименты", которые – и это очень важно отметить - не замыкаются на самого человека, а обязательно включают другого. "Симпатия", входящая в "сентимент", – это способность сопереживать другим, сочувствовать (близко психологическому термину "эмпатия", под которым разумеется умение почувствовать другого изнутри, как бы войти в него). И "таким образом безличное не-я делается лицом, другим Я, то есть Ты" (П. Флоренский). Ты - не просто другой человек, Ты - это другой Я. Тут основа всякой морали: относись к ближнему, как к самому себе.

Чувства передаются от человека к человеку на основании любви.

Чувства эти не просто переплетены друг с другом, но в  центре их всегда что-то находится, какой-то предмет, на который все они и  направлены. принято называть эти  предметы "ценностями".

Мы пытаемся осмыслять  свои этнические ценности в чужой, заимствованной системе понятий – в понятиях научной психологии, фрейдизма, западных философских систем (поскольку своих философов, как правило, не знаем или знаем гораздо хуже, чем иностранных), западных политических структур и разного рода социальных и культурных концепций, взятых из чужого общественного сознания.

В терминологии наших  наук очень много понятий, попросту калькированных из чужих языков, они  прочно вошли не только в научный  язык, но и в язык общественного  сознания, причем в последний они  входят уже эмоционально ярко окрашенными.

Но альтернативной, собственной  системы понятий в нашем языке  не выработалось. Хомяков отлично  осознавал опасность, подстерегающую человека, пытающегося описать какое-либо своеобразное этническое явление с  помощью заимствованных из чуждой среды слов. Он вообще придавал языку очень большое значение, считая, что через наше сознание язык влияет на мир и более всего - на реальность: "Дайте какой бы то ни было власти название иноземное, и все внутренние отношения ее к подвластным изменятся и получат иной характер, который не скоро исправится. Назовите Святую Веру религией, и вы обезобразите самое Православие"9.

Осталось нераскрытым  и неописанным одно из основных слов, которое славянофилам все-таки удалось  сказать: "соборность". Какое-то явление оно описывает, которое отчасти пересекается с "демократией" и имеет с ней какие-то общие элементы. Но в только что начавшей формироваться концептуальной системе славянофилов равенства между этими понятиями нет, соборность имеет какие-то свои характеристики, о чем мы сейчас можем только догадываться по отдельным, разбросанным в разных работах замечаниям. А. Хомяков: "Желательно, чтобы сход решал дела приговором единогласным. Таков был издревле обычай славянский... Если уже нельзя получить решение единогласное, лучше передать дело посреднику, излюбленному от всего схода. Совесть и разум человека, почтенного общим доверием, надежнее, чем игра в счет голосов"10.

Нужно отнестись с  уважением к тому, что было сделано  до нас, "чтобы благочестие Сергия Радонежского, дерзновение митрополита Филиппа, патриотизм Петра Великого, геройство Суворова, поэзия Пушкина, Гоголя и Толстого, самоотвержение Нахимова, Корнилова и всех миллионов русских людей, помещиков и крестьян, богачей и бедняков, бестрепетно и бескорыстно умиравших за Россию, были для тебя святынями. Ибо этими святынями творилась и поддерживалась Россия как живая соборная личность, как духовная сила" (П. Струве).

 

2. ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ  ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Этническая  культура.

 

В  современной  науке этническая культура  понимается  как система  определенных стереотипов, норм поведения членов данного этноса. В  соответствии с адаптативно-деятельностным подходом,  культура представляется  как способ деятельности, система внебиологически выработанных   механизмов,  благодаря   которым   стимулируется, программируется  и  реализуется  активность  людей  в   обществе11.

Именно подобное понимание  культуры определяет ее выдвижение на  роль  одной  из  главных  этнообразующих  и  этносохраняющих компонентов.  Именно оно дает основание считать, что  этническая общность  –  это, прежде всего, общность, связанная определенной общей  культурой в самом широком понимании этого слова.

Таким  образом,  этнос  можно  понимать  (абстрагируясь  от мысли,  что  под  это определение подпадают и другие  социальные группы)    как   общность,  являющуюся  носителем   определенной культуры.  Но при этом культура представляется как функционально обусловленная   структура,   имеющая   внутри   себя   механизмы самосохранения,  способствующие как  адаптации  своих  членов  к внешнему - природному и культурно-политическому окружению, - так и  приспосабливанию внешней реальности к нуждам  и  потребностям представителей данного этноса.

Очевидно, что закрепление  культурных моделей, их трансляция из поколения в поколение происходит в процессе жизнедеятельности и,  в  первую очередь, языкового общения членов этноса.

Одной из функций этнической культуры является психологическая  защита индивида. Каждый человек чувствует  опасность, исходящую извне. Мир, который "во зле лежит", пробуждает ощущение тревоги. Чтобы действовать в нем, человек должен, прежде всего, определить конкретные источники внешней опасности. Скажем, лес опасен не вообще как бесформенный зеленый массив беспорядочно растущих деревьев, кустов и травы, а потому что в нем живут хищные звери, ядовитые насекомые, потому что в нем можно заблудиться. Если предпринять меры предосторожности, то по лесу можно ходить и собирать грибы.

Для этого нужно знать:

1) что в лесу является источником опасности?

2) чего нельзя делать, чтобы не вызвать эту опасность  на себя?

3) что надо сделать,  чтобы ее преодолеть?

Сказанное относится и к миру в целом. Если окружающую действительность не рационализировать, то в ней невозможно осмысленно действовать. Посредством этой рационализации человек добивается того, что ощущение тревожности трансформируется в определенные образы, которые концентрируют в себе враждебность. Одновременно вырабатываются представления об образе действия человека в мире, который бы был направлен на избежание и преодоление опасности.

Мир большой, а человек маленький. Чтобы человек мог сделать  шаг вперед, он должен быть уверен в  себе. Чтобы зайти далеко в незнакомый лес, человек должен либо иметь компас, по которому он сможет ориентироваться, либо помнить народные приметы, либо обладать необыкновенной интуицией, либо быть уверенным, что на его ауканье кто-нибудь откликнется.

Таким образом, чтобы приступить к  действию, человек должен иметь хотя бы смутное представление о том, при каких обстоятельствах это действие осуществимо, кто он такой, что может его совершить, какими качествами он должен для этого обладать (какие качества себе приписывать), в каких отношениях он должен находиться с другими людьми, нуждается ли он в их помощи, или он способен помочь себе сам, могут ли оказать ему помощь другие, каким образом возможно совместное действие и какими качествами должен обладать коллектив людей (состоящий из все тех же беспомощных и малосильных индивидов), чтобы решиться на действие?

Ответы, которые этническая культура дает на эти вопросы – это та призма, сквозь которую человек смотрит на мир, в котором должен действовать, основные парадигмы, определяющие возможность и условия действия человека в мире, вокруг которых выстраивается в его сознании вся структура бытия. В этом, прежде всего, и состоит защитная функция этнической культуры, являющаяся наиболее значимой из всех ее функций12.

Благодаря ей человек получает такой  образ окружающего, в котором  все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком, так что каждое человеческое действие является компонентом общей структуры. Этнос адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире дает как бы свое название, определяет его место в мироздание.

Так формируется образ мира или то, что мы будем называть этнической картиной мира, поскольку образ мира является основополагающей компонентой культуры этноса и, следовательно, индивидуален для каждой культуры.

  Главным  стимулирующим   фактором возникновения  и   развития этнической  культуры является необходимость  адаптации  людей  к меняющимся внешним  условиям  их  существования,   а   также   к условиям,   создаваемым   изменением   элементов   общественного производства   и   социального  взаимодействия,  обусловливающих необходимость изменения структурной организации всей  системы  в целом. 

Соответственно, “культурогенез  –  это не  единократное происхождение   культуры   где-то  в   глубокой   древности,   а совокупность  постоянно протекающих процессов в  культурах  всех времен   и  всех  народов.  Это  один  из  типов  социальной  и исторической  динамики  существования и  изменчивости  культуры, заключающейся   в   непрерывном  порождении   новых   культурных феноменов  наряду  с  наследованием  и  трансформацией  прежних”13.

При этом  этнос обладает  неким внутренним,   не  осознаваемым  ни  его  членами,  ни   внешними наблюдателями, культурным стержнем, в каждом случае  уникальным, который  определяет  согласованность действий  членов  этноса  и обнаруживает  себя вовне через различные модификации  культурной традиции,  являющиеся выражением некоторого  общего  содержания.

Именно  этот стержень (“центральная зона” культуры),  по  мнению С.В.Лурье,  является основой этничности. Т.е.   не  все  культурные  проявления  данного  народа,  а   их внутреннюю,   инвариантную,   бессознательную   часть    следует рассматривать как этнообразующую.  Соответственно, изменение под влиянием    иной   культуры   каких-то   отдельных    культурных манифестаций   данного  народа  еще  нельзя   воспринимать   как проявление  его  культурной ассимиляции  до  тех  пор,  пока  не затронут  стержень этнической культуры, его “центральная  зона”.

Что  же  представляет  собой этот “центр”  этинческой  культуры? С.В.  Лурье предлагает понимать под “центральной зоной культуры” этноса  его  адаптационно-деятельностные модели,  способствующие постоянной адаптации человека и всего этноса к окружающему миру14.

Формирование этих моделей  начинается с первых шагов человека  по освоению  мира.  Первым ощущением, которое должно было возникать у  каждого человека, было чувство опасности, исходящей извне, из мира, таящего в себе массу опасностей.

Чтобы действовать в  нем, человек   должен  был,  прежде  всего,  определить:   конкретные источники  внешней опасности; то, что нельзя  делать,  чтобы  не навлечь  эту опасность на себя; то, что надо сделать,  чтобы  ее преодолеть;  то,  в каких отношениях он должен  быть  с  другими людьми;  то,  нуждается  ли он в их помощи;  то,  каким  образом возможно совместное действие и какими качествами должен обладать коллектив людей (состоящий из таких же беспомощных и малосильных индивидов),   чтобы  решиться  на  действие. 

Информация о работе Этническая культура: ее сущность и функции