Этническая и культурная характеристика ЯНАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 22:19, реферат

Описание работы

Территорию округа населяют представители многих народов. Коренными среди них являются ненцы, селькупы и северные ханты. Сегодня к коренным этнографическим группам можно отнести старожильческое население коми-зырян и русских, их этнокультурное взаимодействие с автохтонным населением было интенсивным.
Титульными среди коренных народов являются представители самодийской группы уральской языковой семьи — ненцы (ненэць, ненэй ненэць). На территории округа выделяют две этнографические группы ненцев: сибирская тундровая и сибирская лесная. От других народов Крайнего Севера язык и культуру ненцев отличает монолитность (специфический диалект имеет лишь группа лесных ненцев, компактно проживающая в округе).

Файлы: 1 файл

Реферат регионоведение.docx

— 279.78 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Самарская государственная  академия культуры и искусств»

Институт информационно-коммуникационных технологий

Кафедра документоведения и библиографоведения

 

 

 

 

Реферат

Этническая и культурная характеристика ЯНАО

 

 

Подготовила : Тимирбулатова Р.Р.

Научный руководитель: Салугина  Н.П.

 

 

 

г.Самара

2013 г.

Введение

Территорию округа населяют представители  многих народов. Коренными среди  них являются ненцы, селькупы и северные ханты. Сегодня к коренным этнографическим  группам можно отнести старожильческое  население коми-зырян и русских, их этнокультурное взаимодействие с  автохтонным населением было интенсивным.

Титульными среди коренных народов  являются представители самодийской  группы уральской языковой семьи  — ненцы (ненэць, ненэй ненэць). На территории округа выделяют две этнографические группы ненцев: сибирская тундровая и сибирская лесная. От других народов Крайнего Севера язык и культуру ненцев отличает монолитность (специфический диалект имеет лишь группа лесных ненцев, компактно проживающая в округе).

Вопрос о происхождении ненецкого  народа остаётся дискуссионным. Большинство  исследователей поддерживает точку  зрения, согласно которой ядро современных  северосамодийских народов, основные элементы их материальной и духовной культуры сформировались в результате синтеза самодийскоязычных (южносибирских по происхождению) пришельцев и автохтонов Заполярья (существование их отражено в ненецком фольклоре под названием сииртя, или сихиртя). Влияние автохтонов проявилось в формировании фратриально-родовой организации у сибирских тундровых ненцев, в элементах одежды, жилища, транспорта, В более поздний период (XVII—XIX вв.) в их культуру вошли элементы энецкого и хантыйского происхождения. Сибирские этнографические группы ненцев в меньшей степени, чем европейская, подверглись инокультурному влиянию (русскому, коми). Основой традиционного хозяйства ненцев является оленеводство. Несмотря на то, что южносибирские предки ненцев и обладали навыками вьючно-верхового оленеводства, в современном виде оно сформировалось довольно поздно — в XVIII в. Первоначально самодийцы занимались охотой на диких оленей и содержали небольшое количество домашних оленей. Постепенно, при сокращении первой популя¬ции дикого оленя, размеры одомашненных стад увеличивались, и ненцы перешли к отгонному оленеводству с упряжным использованием оленя. К началу XIX в. выработался оптимальный для тундровых условий тип крупнотабунного хозяйства с использованием пастушеских лаек. К концу XX в. он сохранился почти без изменений. К этому же периоду сложились определённые маршруты кочевания для различных групп ненцев от границы лесов до арктического побережья. Сохранялись у ненцев и более архаичные виды хозяйственной деятельности: охота (в прибрежных районах, в том числе и на морского зверя), рыболовство, собирательство. Хозяйственная жизнь лесных ненцев имеет ряд особенностей: меньшая роль оленеводства, незначительные перекочёвки. Важное место занимают лесная охота и рыболовство. Материальная культура лесных ненцев имеет много общего с хантыйской (летняя обувь, лодки, устройство амбаров и т. д.). Основным транспортным средством у ненцев является ненецкая двухполозная косокопыльная нарта ненецкого типа, в некоторых прибрежных районах долгое время сохранялись собачьи упряжки, также используются лыжи, в летнее время — лодки.

 

 

 

 

Жилище ненцев — чум, конусовидное каркасное сооружение, покрытое полотнищами из оленьих шкур, прекрасно приспособлено к суровому климату и кочевому образу жизни.

 

Ненецкая одежда сохранила ряд  древних черт южного происхождения: распашная женская шуба, у некоторых групп — продольный шов спереди у мужских малиц. Мужская одежда состояла из малицы, меховых чулок и сапог, маличной рубахи, совика. Женщины носят меховые шубы, шапки с длинной затыльной частью, ровдужные штаны и пространство. Один из наиболее важных — дух неба Нум, в подземелье обитают дух Нга и мелкие злые духи нгылека — источники болезней человека. Почитаются духи земли, воды, рек, озёр, лесов (я ерв, ид ерв, яха ерв, то ерв, пэдара ерв) и др. Заметное место в верованиях ненцев занимают культы гор, камней, деревьев, являющихся системообразующим элементом родовых и семейных культовых мест. Обя¬зательный предмет культового места — сядэи (деревянные идолы). Жилое пространство оберегали домашние (семейные) духи-покровители мяд хэхэ — духи чума. Все домашние духи, кроме мяд пухуця (старуха чума) — покровительницы женщин, деторождения, наследовались по мужской линии. Представления об одушевлённости и жизнеспособности связываются с дыханием (инд), тенью человека (си-дянг), кровью (хэм), сердцем (сей), умом (и). Считалось, что после смерти человека его двойник отправлялся в мир мёртвых. Для ненцев характерно посмертное изготовление изображения главы семьи (нгытарма), в котором якобы обитала душа умершего. Его держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нём, как о человеке, и хранили в течение нескольких поколений. Важное место в общении человека с духами занимает жертвоприношение. Основным жертвенным животным являлся олень. В северных районах Ямала в жертву приносилась собака (особенно злым духам). Сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Домашним духам шили новую одежду и кормили кровью оленя. Мяд пухуця приносили исключительно бескровные жертвы.

Хантыйское (ханты, хандэ, кантэк) население ЯНАО принадлежит к угорской подгруппе финноугорской группы уральской семьи языков. По всей вероятности в генезисе ханты (и шире — обских угров) доминировали два компонента: южные, собственно, угорские группы и северное таёжное население. Южные группы происходили из южнотаёжных, лесных и лесостепных зон Западной Сибири, они принесли на Север некоторые материальные и духовные элементы коневодческой культуры. Для северного таёжного населения был характерен архаичный охотничье-рыболовный уклад и сопутствующие ему черты духовной культуры. Вероятно, двухкомпонентный генезис обских угров отразился в названиях фратрий северных ханты — Пор и Мось. Примерно к XVI в. уже выделились 3 большие этнографические группы: северная, южная и восточная. Внутри групп различаются наречия и говоры, в частности, в северной — обдорские и приобские. Ареал расселения — бассейн Нижней Оби с притоками Казым, Куноват, Питляр, Собтыеган, Полуй и южное побережье Обской губы. Основу традиционного комплексного хозяйства составляло рыболовство, летом значительное место занимала охота на птицу, зимой — на крупных копытных. Оленеводство носило подсобный характер.

Ко времени присоединения сибирских  территорий к Российскому государству  ханты вели полукочевой образ  жизни. Жили в постоянных зимних поселениях в землянках и полуземлянках, которые постепенно вытеснялись  бревенчатыми избами без фундамента, с плоской крышей. Летом жили в  шалашах, крытых берестой, корой или  шкурами. Одежду шили из меха. Хантыйская одежда была в основном распашная, у  ненцев они заимствовали покрой одежды и обуви из оленьих шкур. Весной и осенью носили суконные малицы, покрой которых заимствован у коми-зырян; суконные халаты, украшенные узорами  из цветного сукна. В конце XIX-начале XX вв. распространилась покупная одежда. Основу пищевого рациона составляют рыба, мясо, у оленеводов — оленина.

Для религиозных воззрений характерны анимистические, в том числе поклонение фратриальным и семейным духам-покровителям, и тотемистические представления, промысло¬вый культ, шаманизм. У ханты развито почитание предков фратрий и генеалогических групп, особенно медведя — предка фратрии Пор. На традиционной религиозной системе отразилось влияние христианства, Элементы образа св. Николая были перенесены на образ Мир сусне хума, младшего сына главного божества Торума, последний, в свою очередь, приобрёл некоторые черты всеобщности. В целом культурно-бытовой уклад нижнеобского хантыйского населения характеризуется сохранением национальных особенностей. На юго-востоке округа, в бассейнах рр. Пур и Таз, проживают селькупы. Они образуют северную (Тазовско-Туруханскую) группу. Этногенез их чрезвычайно сложен, но достаточно чётко выделяются два пласта — угорский и самодийский. Северная группа сформировалась довольно поздно, примерно в XVII в., после того как под давлением соседей селькупы переселились с Кети и Тыма на Таз. Во время освоения Тазовско-Туруханского региона они в значительной степени модернизировали свой экономический и бытовой уклад в соответствии с более суровыми, чем на их прародине, природными условиями. Прежде всего это связано с усилением значения оленеводства (как таёжного, так и тундрового), заимствованного у энцев и ненцев, и с переходом на более подвижный образ жизни. Основным типом жилища становится, вместо прежней бревенчатой землянки, переносной чум; основным транспортным средством наряду с традиционной лодкой — нарты. Доминирующие отрасли хозяйства — рыболовство, охота (в том числе охота на пушного зверя). Подсобное значение играет собирательство. Основу пищевого рациона составляют рыба, боровая и водоплавающая дичь. От русских селькупы переняли хлеб, чай, соль, крупы, молоко. Зимняя одежда изготовлялась из шкур зверей, оленей, летняя — из крапивного холста. В XIX в. распространилась покупная одежда, заимствованная у русских.

 

 

 

НЕНЦЫ

После присоединения Сибири к России началось накопление научных знаний о новых территориях. В первую очередь государство Российское интересовала география Сибири, чтобы  иметь точное представление о  путях в новые земли. Интенсивное  изучение географии Сибири началось с XVII века.

Апогеем того века в этой сфере  стали работы тобольского «чертежника» Семена Ульяновича Ремезова. Он для составления карт объездил многие районы Западной Сибири в 1696—1697 годах.

По распоряжению царя Ремезов к 1701 году изготовил «Чертежную книгу  Сибири» на 24 листах. Это был наиболее полный свод географических данных о  Сибири того периода. С. Ремезову и его сыновьям Семену, Леонтию и Ивану принадлежит несколько десятков карт, атласов и чертежей. На многих картах Ремезова указываются самоеды, народ, разводящий оленей на самом севере края. Очень важно и то, что, помимо карт, в работах Ремезовых всегда содержались и дополнительные сведения о народах, природе Сибири.

Начало этнографического изучения ненцев и северных ханты связано  с именем Владимира Федоровича Зуева. Семнадцатилетним студентом он принял участие в крупной экспедиции академика П. Палласа и был  послан в 1771 году в самостоятельную  поездку на Обский Север. Точный маршрут  поездок Зуева, к сожалению, неизвестен. За время пребывания на Севере он собрал ценнейший и до той поры совершенно неизвестный материал по этнографии ненцев и нижнеобских ханты. В. Зуев изложил его в сочинении «Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов». Эта работа частично вошла в книгу Л. Палласа, а полностью была издана только в 1947 году. Более полного и качественного описания не было ни до, ни долгое время после В. Зуева.

Крупный вклад в этнографию народов  Обского Севера был сделан известным  ученым, сотрудником Тобольского  губернского музея А. Луниным-Горкавичем. В 1904—1908 годах он совершил несколько поездок к ханты и ненцам в низовья Оби и на побережье Обской губы. Собранные им материалы вошли в капитальный трехтомный труд «Тобольский Север», издание которого было завершено в 1911 году.

В советский период этнографическое  изучение края значительно активизировалось, поскольку советская власть стремилась в кратчайшие сроки преобразовать  «патриархальный» уклад жизни народов  Севера. В это время здесь начали работать многие талантливые исследователи, определившие в дальнейшем развитие этнографии самодийцев. Большое значение имеет работа В. Евладова, в ходе экспедиции 1928—1929 годов собравшего подробные материалы по оленеводству, территориально-родовым отношениям, верованиям ненцев. В 20-е годы здесь начал работать В. Чернецов, уделявший особое внимание истории, религии и социальной организации коренных народов. Его ученики В. Васильев и Б. Долгих продолжили изучение родоплеменной организации ненцев, сделав важные открытия в области происхождения северных народов. Значительный вклад в исследование традиционной культуры ханты и ненцев внесли видные современные ученые 3. Соколова, Л. Хомич, А. Головнев, А. Сязи и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕНЕЦКОГО  НАРОДА

  

Основу коренного аборигенного населения Ямала составляют ненцы. Численно это наиболее крупный народ  среди малочисленных народов  Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. По Всесоюзной переписи 1989 года ненцев насчитывалось 34 190 человек. А по результатам переписи населения 2002 года - 26 435 человек.

В административном отношении ненцы  расселены в пределах Ненецкого  автономного округа Архангельской  области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского  автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края.

Несмотря на административно-территориальную  раздробленность, ненцы сохранили  свой единый традиционно-культурный потенциал. Он имеет лишь небольшие вариации, обусловленные географией расселения и экономикой регионов.

В пределах Ямало-Ненецкого автономного  округа живет наиболее крупная этническая группа ненцев, насчитывающая около 24 000 человек.

Происхождение ненецкого народа, одного из самых крупных на Севере, обратило на себя внимание ученых еще в середине XIX века. Тогда финский исследователь М. Кастрен, совершив длительную экспедицию в Сибирь, выдвинул теорию южного происхождения ненцев и других северных самодийских народов. Их прародиной он считал северные отроги Саяно-Алтая, доказывая это тем, что ему удалось обнаружить в данном районе небольшие родственные народы — камасинцев, маторов, койбалов. Уже во времена М. Кастрена они подвергались активной тюркизации, и в последующие десятилетия эти остатки древней самодийской общности полностью растворились в среде тюркских племен, утратив свой язык.

Теория южно-сибирского происхождения  самодийцев является наиболее разработанной в этнографической науке. Доказано, что в состав ненцев и других самодийских народов вошли также и представители местного арктического населения, жившего на севере Западной Сибири в прошлом.

К южному, собственно самодийскому пласту обычно относят группу ненецких родов  с общим названием Харючи. В русских документах XVII—XVI- II веков она известна как род Карачея, или Карачейский род. К началу XIX века большая часть.

Карачейского рода (222 семьи из 1332 человек) и одно из подразделений этого рода Ану Карачей, или Нгано-Харючи (61 семья из 317 человек), кочевали по Ямалу, восточным склонам Полярного Урала и по берегам Обской губы.

Во II—IV веках н.э. южносибирская лесостепь испытала сильное давление со стороны мощного союза кочевников-гуннов. Под их натиском часть самодийцев продвинулась на север. Пути их проникновения в высокие широты, как предполагают, были различными: через Томское Приобье, через Заболотье (к западу от Тобольска) и по восточным склонам Урала. На севере алтайские переселенцы первой волны приняли наиболее значимое участие в формировании ненцев. К числу южных родовых компонентов В. Васильев относит также группы Еуши и Нгэваседа. Эта часть самодийцев ушла с Северного Алтая в тундровую зону после IX века н.э. из-за сильного давления тюркских племен. Переселение на север шло, очевидно, по правым притокам Оби — Кети, Тыму и Ваху. Затем одна часть самодийцев ушла в верховья реки Таз, где сформировались позднее энцы. Другая продвинулась на реки Аган и Пур, где приняла участие в формировании ненцев, а также лесных ненцев.

Информация о работе Этническая и культурная характеристика ЯНАО