Эпоха возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:23, реферат

Описание работы

Культура Возрождения выросла на фундаменте средневековой культуры Запада. В XIV и XV вв. на историческую сцену выступил новый экономический фактор — развитие товарного производства и обусловленное им денежное хозяйство.

Содержание работы

I. Социально-экономическая основа бытовой культуры эпохи Возрождения (Ренессанса).
II. Повседневная жизнь эпохи Возрождения:
любовь и заключение брака;
семейные отношения;
жилой дом;
питание;
одежда;
среда обитания горожанина;
общественные развлечения.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Ренессанс.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

Питание

В мире богатых облик человека — в особенности силуэт женщины в XV - XVII в. становится все более дородным. Мужчины все более ценили в женщинах пышность форм. Все более частое пользование каретами, более тяжелая пища, чревоугодие, разумеется, сыграли свою роль в этом ухудшении форм тела. Рацион характеризовался чрезвычайным изобилием мяса, главным образом домашней птицы и дичи.

В эпоху Возрождения еда  не только была обильной, но блюда оказывались мало совместимыми друг с другом из-за излишнего употребления пряностей и слишком сладкой. Тем не менее, благодаря бургундскому двору и Италии кулинария, начиная с XV в., становится искусством, публикуются первые кулинарные книги.

Прием пищи включал четыре перемены: первая состояла из засахаренных фруктов, две следующих включали мясо и домашнюю птицу, чередующиеся со сладкими блюдами. До десерта убирали скатерть и предлагали гостям надушенную воду, чтобы они вымыли себе руки; после чего на стол ставили сладкие блюда, взбитые с сахаром желтки и сиропы.

Изобилию кушаний на столе  привилегированных слоев противостоял голод нищих. Повторявшиеся крестьянские восстания, частые голодные годы, повышенная смертность среди простого народа достаточно ясно указывают на то, что в конце XVI в. народные массы еще оставались полуголодными. Простонародье иногда устраивало большие пирушки, без сомнения очень продолжительные, которые только подтверждали их необычность на фоне постоянной воздержанности в еде.

Одежда

Решающий момент в истории  костюма относится к середине XIV в., когда расстаются с длинными и широкими одеяниями, которые до тех пор полагались и мужчинам и женщинам. С этого времени  мужская и женская одежда развивалась  по-разному.

В эпоху Возрождения изменения  в моде и роскошь отделки характеризовали  мужской костюм в той же степени, что и женский. Костюм становится прилегающим, застегивается на пуговицы или шнуруется. Чтобы дать возможность двигаться более свободно и непринужденно в узкой одежде, пришлось брюки и рукава в некоторых местах перерезать. Эти разрезы декоративно украшались, так что из куртки сквозь разрезы выступала шелковая рубашка в виде буфов, а разрезы в брюках снабжались буфами других цветов.

Мода на буфы открывала безграничные возможности демонстративному щеголянию богатством и великолепием костюма. Множество новых элементов возбуждали фантазию. При дворах забота о моде становится чем-то более важным, чем просто приятное времяпрепровождение. Одевание внезапно приобретает неслыханное значение и считается одним из важнейших занятий государей и дворян.

Женский костюм был крайне разнообразен благодаря корсажам, блузкам, шемизеткам, воротничкам. Нижнее платье, часто более длинное, чем верхнее, и другого цвета.

Женщины во что бы то ни стало  хотели казаться полными, отличаться пышными  формами. Тенденция века шла все категоричнее навстречу к декольтированию, к самому смелому обнажению груди. В отличие от других эпох, в период Ренессанса женщины декольтировались не только в бальной зале, но и дома, на улице и даже в церкви. Особенно щедры в этом отношении были они в праздничные дни.

От замужней женщины обычай требовал, чтобы ее декольте было значительно скромнее. А вдова была даже обязана наглухо, до самой шеи, застегивать платье. Впрочем, это требование ограничивалось только годом траура.

Так как благородство костюма  возрастало в той же мере, в какой  увеличивалось декольте, и так  как, с другой стороны, обнаженная грудь  считалась высшим украшением женщины, то господствующие классы присвоили  эту привилегию только себе.

Простонародью и трудящимся предписывалось ношение скромной одежды, что имело целью поставить  их на определенное место.

В конце XVI в. под тройным влиянием: Испании, католической реформы и кальвинистской суровости черный цвет торжествует над всеми цветами, а требования к женской одежде становятся более жесткими. Но дорогие тяжелые ткани, используемые в костюме, перегруженность драгоценностями компенсировали недостаточную элегантность. Более чем прежде костюм привилегированных сословий контрастировал с одеждой людей из простонародья.

 

Среда обитания горожанина

Города представляли собой скопление тесно прилегавших друг к другу, почти соприкасавшихся верхними этажами домов. Городские улочки были узкими, извилистыми, темными, часто заканчивались тупиками. Мощеные улицы попадались редко.

Водопроводы и канализация отсутствовали. Фонтаны не только услаждали взор, но и снабжали питьевой водой. Воду набирали также в реках, колодцах. Сточные канавы на улицах издавали зловоние и служили источником заразы.

Несмотря на запреты властей, горожане продолжали держать в городе скот.

Крайне плохое санитарное состояние городов было причиной частых эпидемий и высокой смертности населения.

Жизнь для знати в городе была очень дорогой. Строить и  обставлять дворцы, выступать в роли меценатов, участвовать в придворных празднествах, снабжать дочерей богатым  приданым, заниматься благотворительностью, разъезжать в каретах — все это могли себе позволить только те, кто пользовался милостями монарха.

В эту эпоху путешествия  были не очень в ходу. Если же обстоятельства вынуждали к этому, то люди за все  время путешествия были положительно прикованы друг к другу, потому что опасность дороги заставляла даже в случае недалекого путешествия заручиться защитником. Так как дороги были плохи, то повозки не годились для путешествия. Путешествовали поэтому обыкновенно верхом.

Страна изобиловала бывшими  ландскнехтами и солдатами, ставшими ворами и разбойниками. Немало преступных элементов встречалось и среди "бродячего люда", которыми тогда  были полны проезжие дороги. Там, где  разбойники были в большинстве, они удовлетворяли свои желания силой — грабили, убивали, насиловали.

Даже и на улицах многих городов честь женщины никогда  не была в безопасности. Указы городских  властей запрещали женщинам с  наступлением темноты выходить на улицу  без света и без мужской  охраны.

Кроме того, тогда во многих странах и во многих ремеслах подмастерья  не имели права жениться. Для этой значительной части населения оставалось только внебрачное удовлетворение половой  потребности, притом в продолжение  почти всей их жизни. Чем больше росла  индустрия, а с ней и число  занятых в ней подмастерьев —  часто они составляли половину населения, — тем, естественно, увеличивалась  опасность, грозившая женщинам и  девушкам от этой холостой части населения.

Под влиянием этих причин в  эпоху Ренессанса была узаконена  проституция.

 

Общественные развлечения

В эпоху Ренессанса важнейшие формы общественных увеселений были не чем иным, как средством создать благоприятные условия для любви, и притом для любви телесной.

Одним из главных очагов общественного развлечения была баня. В бане совместно купались оба пола. Мужчины носили в лучшем случае передник или же имели в руке маленький веник, когда выходили из бани. Одежда женщины состояла из маленького фартука, едва прикрывавшего тело. Вместе с тем женщины подчеркивали свою наготу изысканностью прически и сверкающими украшениями: ожерельями, браслетами и т. д. Галантное обращение с купавшейся рядом женщиной служило лучшим поводом для знакомства. А коротали время при помощи пения, музыки, шуток, а так как купались по целым часам, то и едой и выпивкой. С XVI в. общественные бани становятся все более редкими. Исследователи объясняют это как боязнью сифилиса, принявшего характер эпидемического заболевания, так и острой критикой со стороны церкви, не без основания видевшей в банях угрозу морали.

Другой формой общественных развлечений во всех странах, как в деревне, так и в городе, было посещение так называемой прядильни.

В публичных прядильнях один или два раза в неделю зимой для совместной работы собиралась вся деревня или, по крайней мере, несколько молодых и более пожилых женщин, чтобы скоротать длинный зимний вечер. А так как местным парням доступ сюда был не запрещен, то эти учреждения стали отправными точками общественных увеселений. 
На этих собраниях царил обычай, в силу которого каждый парень сидел сзади своей девушки. Чем смелее и дерзче действовал парень, тем выше становилась его репутация в глазах девушки и тем более последней завидовали ее подруги. Плохое освещение этих помещений весьма способствовало таким эксцессам, на которые старики закрывали глаза.

Народным праздником в эпоху Ренессанса была масленица, во время которой устраивался маскарад. С маской на лице, в шутовском костюме мужчины и женщины могли безбоязненно позволять себе всякие смелости и всякую свободу, на которые они не отважились бы с открытым лицом. На площадях разыгрывались масленичные пьесы. Они воплощали всегда веселый жанр — комедию и фарс.

Вечное праздничное настроение ограничивалось теми немногими городами, где огромные богатства соединялись  с продиктованной классовым господством  необходимостью пышного представительства. В большинстве городов праздничные дни были исключениями. 
Еще в большей степени это нужно сказать о городах, лежавших в стороне от больших дорог всемирной торговли, и о деревнях. Во всех этих местах уже одно появление странствующих фокусников или показывателей слонов, медведей или львов составляло событие огромной важности.

 

Заключение

Таким образом, общество в эпоху Ренессанса стало более динамичным; продвинулось вперед общественное разделение труда; были сделаны первые ощутимые шаги в секуляризации общественного сознания; течение истории ускорилось. Технические новшества, тем не менее, случались редко и изменения в области быта происходили крайне медленно.

 

 

Литература

1. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса: Пер. с нем. — М.: Республика, 1993. — 511 с.

2. Делюмо Ж. Цивилизация  Возрождения: Пер. с франц. И. Эльфонд. —

Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 720 с. (Серия ≪Великие цивилизации≫).

3. http://maxbooks.ru

 


Информация о работе Эпоха возрождения