Экология культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

В культурологии уже давно зафиксировано, что непосредственный источник забот, тревог и мучений человека лежит не вне его, а в нем самом, не в среде обитания, а в дисгармонии между потребностями, способами и возможностями их удовлетворения. И потребности часто оказываются недостаточно культурными, и способы их удовлетворения бывают малокультурными и просто варварскими, и возможности удовлетворения стихийно растущих потребностей небезграничны. Капризы и прихоти людей - выражение не культуры, а малокультурности людей, их социального эгоизма и исторической ограниченности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность экологической культуры…………………………………………...4
2. Нарушение экологического равновесия……………………………………..10
3. Экологическая культура в структуре человеческой деятельности………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…17

Файлы: 1 файл

Экология культуры.docx

— 35.06 Кб (Скачать файл)

- нерациональная эксплуатация невозобновляемых природных ресурсов (источников сырья и энергии), сопровождаемая опасностью быстро исчерпаться;

- загрязнение биосферы вредными отходами;

- большая концентрация хозяйственных объектов и урбанизация, оскудение природных пейзажей и сокращение свободных территорий для отдыха и лечения.

Основными причинами этих форм выражения экологического кризиса  являются быстрый экономический  рост и форсированная индустриализация, приводящая к урбанизации. Быстрый экономический рост, основанный на развитии производительных сил, обеспечивает и их дальнейшее развитие, улучшение условий труда, уменьшение бедности и увеличение общественного богатства, подъем культурного и материального богатства общества и увеличение средней продолжительности жизни. Но в, то, же время следствием ускоренного экономического роста является деградация природы, т.е. нарушением экологического равновесия. С ускорением хозяйственного развития убыстряется экономическое освоение природы, интенсифицируется использование природных материалов и всех ресурсов. С экспоненциальным ростом производства растут и все производственные ресурсы, растет использование капитала, растрата сырья и энергии и твердых веществ и отходов, которые все более интенсивно загрязняют окружающую среду так, что загрязнение природы происходит по экспоненциальной кривой.

Последствия урбанизированного  экономического роста для природной  среды бывают многоплановые, прежде всего более интенсивное использование  природных ресурсов, в первую очередь  невосполнимых, ставит нас перед  опасностью их полной выработки. В то же время с ростом эксплуатации природных  ресурсов увеличивается количество отходов, вносимых в природу. Огромные растраты сырья и энергии, сопровождающие индустриальное развитие, направляют современную технологию и быстрый  поиск природных ресурсов. А производство вторичных продуктов увеличивает  массу и число новых веществ, которых нет в природе и  которые не имеют природных ассимиляторах, таким образом, в экзосфере появляется все больше материалов, ей не присущих и которые она не может переработать или употребить в своих жизненных  процессах. Можно свободно согласиться  с тем, что специфичность современной  экологической ситуации вытекает как  из увеличивающегося воздействия человека на природу, так и из качественных изменений, вызываемых количественным ростом производительных сил в мире. И первый и второй моменты опираются  на современный научно-технический  прогресс, господствующую технику производства, которые преимущественно создаются  развитыми капиталистическими странами. Развитие техники и технологии, прежде всего, ориентировано на одностороннюю  эксплуатацию природных источников, а не на их обновление и расширенное  воспроизводство, это ведет к  ускоренной выработке редких невозобновляемых ресурсов[1,c.98].

Эти относительно стремительные  перемены отличаются от ритма природных  процессов, где мутации происходят в довольно большие временные  промежутки. Это несоответствие между эволюционным ходом природных макропроцессов и изменениями в результате деятельности людей в отдельных компонентах природной системы создает значительные нарушения в природной среде и является одним из факторов настоящего экологического кризиса в мире.

Деградация природной  среды и вытекающие из нее экологические  нарушения не являются продуктом  только технологического развития и  выражением временных и случайных  нарушений. Напротив, деградация природной  среды представляет собой показатель глубочайшей индустриальной цивилизации  и сверхинтенсивного способа  производства. Поскольку индустриальная система капитализма сильно увеличивает  возможности производства и власть над природной, то она содержит и  семена систематического распыления человеческих и природных сил.

Нарушение экологического равновесия в современном мире приняло такие  размеры, что произошло нарушение  равновесия между природными системами, необходимыми для жизни и промышленных, технологических и демографических  потребностей человечества. Признаками экологических проблем являются, проблема пищи, демографический взрыв, исчерпывание природных ресурсов (источников сырья и энергии) и загрязнение  воздуха и воды. Поэтому современный  человек находится, может быть, перед  самым тяжким испытанием за все время  своего развития: как преодолеть кризис человечества.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Специального рассмотрения требуют вопросы экологической  культуры, связанные с сохранением  нравственно-духовных ценностей. Экологическое  воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры, память о духовной жизни  народа. Не только загрязнение внешней  среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего  мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда. Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для "нравственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Важность и необходимость  формирования экологического сознания признается всем современным научным  сообществом. «Экологическое сознание, - указывает, например, С. Н. Артановский, - становится органической составной  частью общественной мудрости, передовой  культуры»[2,c.146].

Процесс экологизации общественного  сознания можно разделить на несколько  стадий: во-первых, проявление отношения  человека к природе в форме  различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса к экологической  проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере, детерминация ее целостности и т. д.); в-третьих, переход от осмысления и понимания  природных явлений к социальному  действию, нравственному поступку; в-четвертых, повышение уровня ответственности человека по отношению к природе, становление экологического сознания как элемента внутренней культуры личности, проявляющегося в повседневной жизнедеятельности. В этом аспекте уровень экологического сознания и экологической культуры - это показатель того, насколько глубоко и разносторонне общество включает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.

Экологический императив  биосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы  каждый человек и человечество в  целом как носители естественности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.

Экология человека выступает  в качестве одной из теоретических  форм в освоении антропологической  проблемы, способствующих утверждению  иных форм постановки вопроса «что такое человек» и использованию  новых познавательных средств. Как  отмечает Н. А. Агаджанян, «экология  человека - это не столько медико-биологическое, географическое, социально-экономическое  знание, не столько конкретная наука, сколько прежде всего знание и  воспитание нравственного и духовного  мира человека, неисчерпаемые и безгранично  важные для перестройки нашего мышления и перехода от биосферы к ноосфере»[2,c.153].

Человек как целостный  объект современной науки выступает  во всей совокупности его природных  и социальных свойств. Вот почему проблему эволюции человека нельзя локализовать рамками либо биологического, либо социологического направлений. В социобиологической концепции  ген-культурная эволюция является сложным, интегративным процессом, в котором культура формируется  биологическим императивом, а генная эволюция изменяется под влиянием культурных инноваций. Согласно Уилсону, генетическая эволюция посредством естественного  отбора увеличила возможности для  культуры, и культура, в свою очередь, усилила генетические соответствия, которые она может максимально  использовать.

Основные социобиологические идеи, а также новейшие данные палеоантропологии  и кибернетики послужили теоретическими основаниями доказательства Е. Масудой (1985) генезиса нового вида человека. С возникновением нового вида - Homo intelligens автор связывает разрешение не только проблем экологии человека, но и создание нового так называемого «информационного общества», в котором интеллектуальные производительные силы будут превосходить материальные, и на этой основе будет осуществлен революционизирующий переворот от принципа соревнования к принципу синергизма[2,c.158].

Критически оценивая гипотезу Е. Масуды, следует подчеркнуть, что  эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая среда как агент отбора постоянно изменяется. В обществе действуют основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека. В этом аспекте исследование раннего детства дает уникальную возможность постижения взаимодополнения и взаимопроникновения социального и биологического в развитии ребенка, осуществляемого преимущественно в игровой форме.

В период беспомощности ребенка, необходимо защищать ребенка с помощью объединенных усилий родителей, коллективов и общества в целом, что по существу навязывает доминирование культурной среды, социального в развитии личности. Утрата учета индивидуальных особенностей детей при этом обычно приводит в свою очередь к различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречие между генетико-биологическими задатками ребенка и морфофизиологической и психологической нагрузкой, которую несет ему социум. Подавляя и деформируя естественные, природные задатки маленького человека, мы разрушаем основания игры как средства социализации человека, закладываем механизмы извращенного мировосприятия и неприятия культурных ценностей, создаем условия культурной примитивизации личности. Стремление социального любой ценой подчинить себе биологическое обрекает его на вечные коллизии с самим собой. Уход ребенка в мир болезненных переживаний, неприятие им действительности, отрыв от реальности разрушают поле игры - свободной деятельности, где происходит становление и предопределение характера человеческой активности, степени свободы и творчества личности в будущем.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическая культура на нашей планете складывается в  определенной степени как противовес культу техники.  Культ биосферы, жизни и человека в противовес культу техники. Вот первый принцип экологической культуры. Второй фундаментальный принцип экологической культуры - это защита человека как олицетворения биосферы и жизни от человека-хищника, защита человека от него самого и его физико-технических теорий, лишенных гуманитарного, жизненно-биологического содержания.

Экологическая культура подчеркивает ограниченность человека. Даже если он и создаст экологическую цивилизацию  в противовес технической и сможет на определенный период времени в  определенной степени гармонизировать  свои взаимоотношения с природой, он остается зависимым от природы, от ее фундаментальных, космических сил. Примером ограниченности человека перед силой природы служит землетрясение, цунами и впоследствии авария на атомной электростанции в Японии, которые произошли недавно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Логуа Р.А. Экология культуры - М.: Изд-во РАГС,2007 - 350с.

2.Петров К.М. Общая экология – С-П.: Просвещение, 2008-260с.

 


Информация о работе Экология культуры