Из истории книжной культуры Вологодского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 23:12, доклад

Описание работы

Древняя Вологодская земля имеет богатую книжную историю. Здесь с древнейших времен не только возводились прекрасные храмы, создавались иконы, украшались стены соборов, но писались летописи, литературные и военные повести, украшались миниатюрами рукописные и старопечатные книги.
Истоки книжной культуры на Вологодчине уходят в XII-XIII века. С этим периодом связано начало местного книгописания. Именно в это время происходит усиленная христианизация края, строятся соборные храмы, монастыри.

Файлы: 1 файл

Из истории книжной культуры Вологодского края.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Из истории книжной культуры Вологодского края

(на основе  статьи Н. Н. Беловой «Библиотеки  имеют свою историю: Из истории  книжной культуры Вологодского  края (XII – начала XX вв.)». Запись выступления  на международной конференции. Вологда, 1998.)

 

Древняя Вологодская земля имеет богатую книжную историю. Здесь с древнейших времен не только возводились прекрасные храмы, создавались иконы, украшались стены соборов, но писались летописи, литературные и военные повести, украшались миниатюрами рукописные и старопечатные книги.

 Истоки  книжной культуры на Вологодчине  уходят в XII-XIII века. С этим периодом  связано начало местного книгописания. Именно в это время происходит  усиленная христианизация края, строятся соборные храмы, монастыри. Они же становятся центрами  концентрации книжной культуры и вплоть до начала XVIII века являлись очагами духовного просвещения.

 В крупнейших  монастырях нашего края: Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом, Спасо-Каменном, Нило-Сорском, Спасо-Прилуцком и других, – не  только хранились, но и создавались книжные богатства, благодаря их основателям – профессиональным книгописцам, просветителям Дионисию Глушицкому, Димитрию Прилуцкому, Нилу Сорскому и другим.

 О книжных  богатствах наших монастырей, сохранившихся  до сегодняшнего дня, можно судить по результатам исследований Северного отделения Археографической комиссии, Вологодского государственного педагогического института, Вологодского областного краеведческого музея, предпринятых в конце 70-х-начале 80-х годов XX века. В 1982-1989 годах под редакцией А. А. Амосова и П. А. Колесникова вышли в свет одиннадцать томов «Памятников письменности в музеях Вологодской области». В шести из них содержится подробнейшие описания несколько тысяч рукописных и кириллических книг, а также издания гражданской печати.

 Только  в собрании Вологодского историко-художественного  и архитектурного музея-заповедника  насчитывает около 400 рукописных  книг в хронологических рамках XIV-XX веков. По самым осторожным  подсчетам, библиотека одного из  древнейших монастырей Вологодского края, возникшего как чудо в 1260 году на крохотном каменистом озере посреди Кубенского озера по воле князя Глеба Васильковича, в 1625 году насчитывала не менее 350 книг, абсолютное большинство которых было рукописным, а к концу XVII века только в шести наиболее влиятельных и старых монастырях Вологодской округи находилось примерно 900-1000 рукописных книг.

 В местных  летописях и рукописных памятниках  отразились подробности истории  нашего края и общеисторические  события. Так, в фондах Вологодского  музея-заповедника хранится один из ранних памятников нашего края XVII века – «Житие Димитрия Прилуцкого». В нем нашли отражение многие события русской истории – победа Дмитрия Донского на Куликовском поле, нападение на Вологду вятчан, Дмитрия Шемяки. Еще один местный памятник письменности – «Сказание о белоризцах». В 1450 году князь Дмитрий Шемяка «воевал Вологду в зимнее время многою ратию и много зла чинил». В сказании повествуется о том, как в разгар осады Вологды неожиданно появились двое в белых одеждах. Эти таинственные незнакомцы, выйдя за стены города, перебили великое множество врагов. На месте, где нашли после боя их иссеченные тела, позже выстроили часовню.

 В Вологде  в XVI веке ведется обширное летописание, составляются жития местных святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, записываются разные сказания, здесь создается Вологодско-Пермская летопись, которая содержит одну из древнейших редакций знаменитого «Сказания о Мамаевом побоище», «Сказание о Спасо-Каменном монастыре».

 Богатые  традиции книгописания существовали в Кирилло-Белозерском монастыре, основанном в 1397 году. Этот монастырь сыграл особенно выдающуюся роль в развитии книжной культуры края.

 В начале XV века в Кирилло-Белозерском  монастыре создаются литературные  произведения, проникнутые идеями необходимости сильной централизованной власти в стране. Первое место в ряду этих посланий принадлежит основателю монастыря, ученику и последователю Сергия Радонежского, Кириллу, московскому князю, где он излагает свои представления о высшей власти: «Князь должен беречь своих людей, суды бы судили правдой, посулы бы судьи не брали». Основание библиотеки монастыря было также заложено самим Кириллом, которые принес первые рукописные книги из Москвы. К XV веку по числу рукописей, хранившихся в стенах Кирилло-Белозерского монастыря, его собрание было одним из самых больших и ценных. В библиотеке монастыря хранился древнейший список «Задонщины».

 Сохранились  рукописи из мастерской Кирилло-Белозерского  монастыря, среди которых выделяются  Евангелие 1417 г., Часослов 1423 г., где заметны черты местного художественного стиля. Книгописная мастерская в Кирилло-Белозерском монастыре не прерывала своей деятельности и после введения книгопечатания на Руси, а ее продукция шла на пополнение собственного книгохранилища и в другие монастыри, а также отсылалась в Москву.

 Книгописанием  занимался и русский художник  средневековья Дионисий Глушицкий (родился в 1362 году близ Вологды), пребывая в Кирилло-Белозерском  монастыре иноком.

 В этот  период играют существенную роль нестяжатели, исповедуя учения своего вождя Нила Сорского. Этот знаменитый деятель русской церкви, борец против деморализации монашества в 1437-1485 годах, основал недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, где он был пострижен в монахи, скит (переименован в XVII веке в Нило-Сорскую пустынь), и отдался книжным занятиям, переписывая книги, сверяя их с другими рукописями, подвергая их критике, исповедуя против «вещелюбия».

 Создание  еще одной монастырской библиотеки  связано с деятельностью старца  Ефросина, одного из талантливейших писателей XV века. По сведениям знатока книжной культуры Вологодского края, профессора Г. В. Судакова, «кирилловские монахи, начиная с Кирилла Белозерского, отличались необычной для Московской Руси независимостью мысли. Писатель конца XV века Ефросин предпочитал не полезные повести. Сборники, составленные Ефросином, имеют необычайно богатое содержание, в них включены «Задонщина», «Повесть о Дракуле», «Хождение игумена Даниила».

 Известны  имена и других писцов и  художников, украшавших лицевые рукописи своими руками. Например, имя Мартиниана, выходца из крестьян небольшой вологодской деревни, верного ученика Кирилла. Он особое внимание уделял развитию своего любимого дела – переписыванию книг и созданию библиотеки. С именем Мартиниана связано развитие еще одного знаменитого монастыря – Ферапонтова и превращение его в крупный общественно-культурный центр, цент просвещения Белозерского края. Здесь находили необходимые им книги известные просветители, книжники, философы. Мартиниан известен как создатель «Каноника» (1422-1423 гг.).

 Сохранившиеся  рукописи Кирилло-Белозерского монастыря (лучшие из них были переданы  в Российскую Национальную библиотеку) красивы по своей орнаментации. Наиболее интересны в художественном  отношении две лицевые рукописи – «Апостол» первой трети XV в. (ГРМ) и «Евангелие» 1507 г. (РНБ) с миниатюрами.

 Крупным  центром книжной культуры на  Европейском Севере в XIII-XIV веке  был Великий Устюг. При Великоустюгском  Успенском монастыре летописание  велось с середины XIII века.

 Высокая  культура книги в Великом Устюге  связана с возникновением нового  явления в книжном явлении  в книжном деле края – книжной  монополии Строгановых. Строгановы  имели собственные книжные мастерские, где рукописная традиция развивалась  на основе традиций Новгорода и Ростова. Строгановы сосредоточили в своих руках огромные книжные богатства и снабжали книгами в качестве добровольных пожертвований церкви и монастыри края. По описи 1578 г. их библиотека насчитывала 214 книг и являлась самой крупной из всех известных частных библиотек XVI века.

 Уроженцем  Великого Устюга был выдающийся  просветитель, миссионер, создатель  зырянской письменности, почитаемый  на земле Коми так же, как  у славян Кирилл и Мефодий, Стефан Пермский.

 В 70-80-е  годы XVI века начинается новый период в книжном деле Вологодского края, связанном с началом русского книгопечатания. Уже в конце XVI века в монастырях появляются первые печатные книги. В приходские храмы печатные книги стали поступать позже, в начале XVII века.

 Рост  количества печатных и рукописных книг привел к увеличению монастырских книжных собраний. В это время появляются первые личные библиотеки, которые принадлежали местным архиереям. Известные книжные коллекции Павла (1716-1725), Афанасия (Кондоиди, 1725-1735), Арсения (Тодоровского, 1796-1802).

 В монастырях  не только создавались и переписывались  книги, они поступали сюда путем  вкладов и пожертвований, покупки  в городах. По владельческим надписям  на книгах вкладчиков и дарителей, вкладным записям, пометкам можно  проследить пути миграции книг, получить сведения о владельцах, местных книголюбах.

 Несколько  книг, хранящихся в фонде отдела  редкой книги Вологодской областной  библиотеки, также имеют владельческие  записи. Так, дарственную надпись  оставил на книге «Октоих» (1594 г.) «многогрешный вологжанин Ивашко Осифов сын», один из самых ранних владельцев (ВОУНБ). В Троицкую пустынь на Тотьму жаловала книги Евдокия Лопухина, первая и опальная жена Петра I: «1729 года в августе месяце сию богодухновенную книгу … положила на Тотьму в Троицкую Суморину пустынь благоверная царица Евдокия Феодоровна» (ВОУНБ).

 Собрание  древних книг музеев и библиотек  края, поступивших из монастырей  и храмов, в сегодняшнем составе  не может дать полную картину  их былого богатства, так как  передача книг из монастырей в другие, более мелкие собрания, в библиотеки архиереев, крестьянские школы началась при обнищании и разорении монастырей в конце XVII-XVIII в. после секуляризации церковных земель Екатериной II. Монастырские книгохранилища утрачивают ценнейшие памятники письменности. Из Спасо-Прилуцкого и Кирилло-Белозерского монастырей книги вывозились в Санкт-Петербург, Новгород, Киев. Уже в середине XVII века по распоряжению Никона для исправления печатных книг из вологодских монастырей были взяты наиболее образцовые экземпляры: из Корнильево-Комельского – 364, Спасо-Прилуцкого – 57, из Ферапонтова – 135. Книжные богатства монастырей стали постепенно передаваться в Вологодскую духовную семинарию, где в 1730 году была образована одна из крупнейших на Европейском Севере библиотек. Здесь имелись почти все значительные духовные и светские издания петровского времени.

 По дарственным  надписям, сохранившихся на книгах, которые хранятся в фондах  Вологодской областной библиотеки, можно сделать вывод о социальном  составе их владельцев: это не только представители духовенства, епископы, архимандриты, но и вологодские, тотемские купцы, подлекарь и губернский секретарь, тотемский мещанин и надворный советник, князь и помещики различных уездов, наставник губернской гимназии и солдат, студент философии и приказчик.

 В XVIII –  первой половине XIX века рукописная  книга продолжает функционировать  во всех слоях читательской  аудитории как равноправная составная  часть круга чтения с печатной  книгой. Книжная культура этого  периода можно охарактеризовать как дворянско-монастырская, но заметное место стала занимать книжность купеческо-посадская и разночинная.

 Профессор  ВГПУ А. В. Камкин провел исследование  о книгах и читателях вологодской  деревни XVIII века, сделав интересные  выводы о круге чтения крестьян вологодской губернии, изучив 116 записей на 98 книгах-памятниках письменности, из которых 28 надписей свидетельствуют о владении книгой крестьянина, об их интересе к чтению нравоучительно-религиозной литературы. В собственности крестьян были сборники песнопений, книги о церковных таинствах. Меньше встречаются записи крестьян на книгах светского содержания. Книги приобретались крестьянами на местных ярмарках, у купцов, в монастырях, книги жаловались крестьянами в монастыри и в приходские храмы.

 Об изменении  структуры читающего общества  в XVIII веке говорит рост личных  книжных собраний духовного и  светского содержания. Личныебиблиотеки  вологодских архиереев после  их кончины пополняли фонды  библиотеки Вологодской духовной  семинарии.

 В XVIII-XIX веке книгописание и книгораспространение  среди крестьян связано со  старообрядческим движением. Книгописцы-старообрядцы  не только переписывали книги  дониконовского периода, но и  искусно их украшали. Миниатюры  на старообрядческих книгах часто  при неуверенности рисунка содержат элементы, характерные для северного народного искусства.

 Вытеснение  рукописной и старопечатной книги  начинается в период петровских  преобразований. С появлением гражданского  шрифта книги становятся дешевле, выпускаются большими тиражами и проникают в разные уголки вологодской провинции, во все слои общества. Интерес от духовного, религиозного чтения переместился к литературе светской тематики. Сам Петр I неоднократно посещал Вологду по пути на Север России. Здесь оживляется торговля, купцы привозят сюда книги из российских столиц и европейских стран. О периоде петровских преобразований свидетельствуют книги, сосредоточенные в фондах отдела редкой книги Вологодской областной библиотеки: это один из первых русских учебников, напечатанный по указу Петра I в Лейдене в 1700 году Ильей Копиевским, изданный известным голландским книгоиздателем Яном Гессином (брат его Фр. Гессин торговал в Вологде пенькой); сочинение, на которые обрушилась кара русской цензуры, Самуила Пуфендорфа «Введение в гисторию европейскую …», высоко чтимого Императором Петром I, включившем это произведение в наказ о воспитании сына Алексея, и изъятое при Анне Иоановне за противные речи об ее отце Иоанне Алексеевиче; сочинение Стратемана «Феатрон, или позор исторический …» изъятое Синодом по указу Елизаветы; вторая книга, напечатанная гражданским шрифтом «Приклады како пишутся комплементы разные…» и другие.

 Во второй  половине XVIII века произошли значительные  изменения в культурной жизни  Вологодского края. В свои родовые поместья после указа «О вольности дворянства» переселяются или просто наезжают со своими прогрессивными идеями дворяне, оживляя местную провинциальную жизнь. Для удовлетворения духовных запросов этого общества потребовалась книга, библиотеки становятся неотъемлемой частью дворянских усадеб.

 В 70-80-х  годах XVIII века Вологда становится  одни из центров русского масонства. В 1779 году здесь открывается первая  книжная лавка как результат  деятельности масонской ложи, первым  владельцем которой был член масонской ложи Андрей Петрович Петров. Этот период совпадает и широким размахом издательской и просветительской деятельности Н. И. Новикова, который оказал огромное влияние на книжную культуру провинции, связывая свою книгоиздательскую и книгопросветительскую деятельность с деятельность масонских лож. С нашим городом тесно связаны любимый ученик Новикова, друг юности Карамзина Александр Андреевич Петров, сын первого владельца книжной лавки и другие руководители «вольных каменщиков». На одной из книг масонских сочинений «Отец и патриот» (без выходных данных), хранящейся в фондах отдела редкой книги Вологодской областной библиотеки, есть надпись местного вольнодумца «Типографщик за нее много страдал».

Информация о работе Из истории книжной культуры Вологодского края