История создания «Домостороя»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

По мнению С. М. Соловьева, И. С. Некрасова, А. С. Орлова, Д. В. Колесова и др., «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению этих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников. Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества. Исследователи прослеживают связь «Домостроя» с более ранними сборниками поучений и «слов», как славянских — «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь», так и западных — «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другими.

Файлы: 1 файл

к.р. культура.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

История создания «Домостороя».

 

По мнению С. М. Соловьева, И. С. Некрасова, А. С. Орлова, Д. В. Колесова и др., «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению этих исследователей, текст «Домостроя»  появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников. Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества.

 

Исследователи прослеживают связь «Домостроя» с более  ранними сборниками поучений и «слов», как славянских — «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь», так и западных — «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другими. Фактически, «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты.

 

В середине XVI века «Домострой»  был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного — протопопом Сильвестром  в качестве назидания молодому царю. Однако, некоторые исследователи (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают именно Сильвестра автором «Домостроя».

 

Обновлённая редакция «Домостроя»  была составлена иеромонахом московского  Чудова монастыря, работавшего справщиком московской духовной типографии, а  позже игуменом — Карионом (Истомином) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.

 

В XIX веке, из-за одиозных описаний наказания жены, «Домострой»  широко цитировался в негативных тонах русскими разночинцами-публицистами, Н. А. Бердяевым, а затем В. И. Лениным.

 

 

 

 

Описание документа (структура).

 

«Домострой» включает три  раздела (в некоторых редакциях  выделяют пять разделов), приложения к  ним, а также дополнения. В частности, Сильвестром было создано «Послание  и наказание от отца к сыну».

Первые пятнадцать глав, входящие в начальный раздел «О духовном строении», содержат религиозные наставления  и рассказывают о церковных правилах и обрядах. Священник Сильвестр  в своем писании освещает вопросы  о христианской вере, о принятии Святого Причастия, о том, как прикладываться к святыням и молиться, как правильно украсить дом иконами и так далее. Но не только наказы этого раздела имеют религиозные предписания, весь «Домострой» составлен в соответствии с ними.

С шестнадцатой по двадцать девятую главу второго раздела «Домостроя» повествуется «О мирском строении». Сильвестром даются рекомендации, как следует жить с женой, детьми и домочадцами, как учить и воспитывать детей, а также указания о том, как детям любить отца и мать и им повиноваться, как муж должен учить жену, как жить человеку по своему достатку и прочее. Из второго раздела видно, насколько разнообразны обязанности жены, служащей опорой для мужа.

Третий раздел книги  «О домовном строении» объединил  главы с тридцатой по шестьдесят третью. В него вошли многочисленные рекомендации, относящиеся к ведению домашнего хозяйства. Самые обычные бытовые дела на страницах Сильвестровского «Домостроя» конкретизируются мельчайшими подробностями. Как навести порядок в избе, как носить и хранить жене различную одежду, кроить платья и хранить обрезки, как разводить сад и огород, как следует делать запасы, как варить пиво – эти и многие другие хозяйственные предписания отражены в заключительном разделе книги.

«Домострой» - это образец  нравственных и культурных ценностей русской семьи эпохи Средневековья. В книге подвергаются осуждению праздность и пьянство, алчность, объедание и клевета. Верование в Бога, почитание властей и верность Царю, трудолюбие, бережливость, терпение, забота о близких и взаимовыручка, гостеприимство – вот, только краткий список качеств человека, к которым призывает «Домострой» Сильвестра.

«Домострой» —  миф или идеал русской семьи?

      Русская  семейная традиция имеет долгую  историю, которая в конечном  итоге воплотилась в XVI веке в «Домострое». В эпоху централизации Руси, когда вся сфера общественной жизни нуждалась в упорядочивании, на свет появилась так много критикуемая в нынешнее время замечательная книга Домострой.

      

      Книга,  в которой содержались правила  и нормы поведения в семье и частной жизни, предписывающие как поступать в разных житейских ситуациях. Как записано в заголовке одного из списков «Книга, называемая Домострой, имеет в себе вещи очень полезные, поучения и наказания всякому христианину, мужу и жене, и детям, и прислуге». Само словосочетание «домострой» появляется в русском языке как соответствие греческому «экономика» (ойкос – дом, номос – закон, правление).

      

      В Домострое  нарисована картина русской жизни  и семейного быта, кодекс норм  поведения в отношениях мужа и жены, родителей и детей, хозяев и слуг, и всех их вместе к Богу и властям.

      

      По Домострою государство,  Церковь и семья связаны неразрывно. Государство стоит на твердом  фундаменте – семье, и как  во главе государства стоит государь, т. е. Царь, так во главе семьи стоит государь, т. е. муж, глава и хозяин всему дому. Слово «государь» в том и другом случае употребляется в одном значении. На уровне семейного хозяйства повторяется государственная монархическая система управления и подчинения. Эта норма соответствует Священному Писанию. Ибо, по словам апостола Павла «не муж от жены но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа». (1 Кор11.8-9)

      

      Владыка  дома, государь в своем «семейном  государстве», призван думать «не  об одном себе», а обо всех  членах. За них он ответственен  перед Богом и будет держать  ответ на Страшном суде. Обязанность  и ответственность перед Богом,  Царем, обществом за семью и дом давали хозяину широкие права. Он был в праве наказывать, прощать, наставлять. Чтобы научить «рассудительной ко благу и правильной жизни», он должен был содержать всех домашних в строгости. Домострой рекомендует непослушных вразумлять поначалу «рассуждением», а если не поможет, то «плетью постегать», бить «вежливенько», «за руку держа». Поэтому лучше наказывать без гнева, наедине, чтобы не обидеть, а после наказания пожалеть. «…отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении наставлении Господнем» (Еф. 6.4), «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3.21), говорит Апостол Павел.

      

      Детей  Домострой с раннего детства  приучал воспитывать на православных  христианских ценностях, при этом  наказывая его за провинности. Это характерно для всего Средневековья, когда детей с пеленок воспитывали в спартанском духе, и взгляд на ребенка был, как на маленького взрослого. Наказания в Домострое существуют лишь как крайняя мера, а родительская любовь проявляется, прежде всего, в заботе о нравственном воспитании, приучении к труду, материальном обеспечении (приготовление для дочерей приданное «не вдруг», а заранее, по словам апостола: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». (2 Кор. 14)

      

      Отношения  повиновения распространялись на  всех живущих в доме: перед  его владыкой все были как  дети. Именно так учит апостол  Павел детей: «Дети, повинуйтесь  своим родителям в Господе,  ибо сего требует справедливость»  (Еф.6.1), «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу». (Кол.3.20) Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежал церковному отлучению.

      

      Жена  в доме – государыня, вторая в семейной иерархии. Она должна была «прислушиваться к мужу», покоряясь ему во всем, советуясь «как на люди ходить, и к себе гостей приглашать, и с гостями беседовать». Нельзя сказать, что жена была лишена некоторой самостоятельности, но вся ее жизнь, впрочем, как и мужа должна быть направлена на семейное благополучие. Положение жены, опоры мужа в доме, определялось ее многочисленными обязанностями. Сферы мужа и жены различались: он заготавливал, был кормильцем, она сберегала, на ее плечах лежала организация хранения вещей и продуктов. Добрая жена своими неустанными трудами (готовка, рукоделие, уборка, стирка) собирает богатство дома. Такую хозяйку Домострой ставит очень высоко, дороже «камня многоценного» , «добрая жена хвала мужу и честь».

      

      Домострой  содержит многочисленные наставления  о том, как государю и государыне  вести хозяйство. Быт предстает  со страниц Домостроя со многими  конкретными подробностями. Через  хозяйственные предписания поступают  деловые и житейские советы, характеризующие личностные ориентиры в обществе того времени. Всякий человек может жить по своему достатку: «Всякий человек, богатый и бедный, великий и малый, по своему достатку и по своему имению…какой двор содержать и всякий запас, по этому и людей содержать и всякий обиход, по тому и есть, и пить, с какими людьми сходиться».Хороший хозяин, независимо от его социального статуса, а, руководствуясь в первую очередь, своими доходами, заблаговременно делает запасы впрок, в случае неурожая и подорожания не быть застигнутым врасплох. Домострой содержит в себе и «Лечебник из многих мудрецов. О различных лечебных средствах, способствующих здоровью человека».

      

      Домострой  осуждает расточительность и  призывает к бережливости. Это  выражается в подробнейших советах о том, как мыть, считать и убирать посуду, шить с запасом, на вырост одежду (поскольку рождаемость была высокой), убирать праздничное платье, сохранять для сирот и нуждающихся вещи. Все это характерно для XV и XVI вв., когда и эпоха, общество и люди не были заражены потребительством.

      

      Домострой  резко осуждает пьянство. Подворье  зажиточного горожанина, купца или  ремесленника, (соответствие современному  среднему классу) кого есть прислуга, в Домострое не огораживается  от всего мира высоким забором. Оно было связано с рынком в экономическом отношении, а в плане человеческих взаимоотношений – с соседями. В Домострое предусматривалась соседская помощь и взаимовыручка, вплоть до того, что «что если у соседа не достает семян, лошади или коровы, или налоги нечем платить, надо ему ссудить и помочь, и если у тебя самого не хватает, сам займи, а нуждающемуся помоги». Для роста населения необходимо, чтобы в семье было минимум трое детей – двое воспроизводят родителей, третий увеличивает численность. Традиционные семьи в России отличались многодетностью, это было необходимо для выполнения многочисленной работы по хозяйству. О прерывании беременности не могло быть и речи. Большое количество детей к тому же гарантировало продолжение и распространение рода.

      

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Идеалы Домостроя на долгие годы оказывали влияния на традиционную семью в России. Эти  идеалы живы и в некоторых крепких  православных семьях и по сей день.

 

 




Информация о работе История создания «Домостороя»