История развития гуманизма в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Формирование гражданского общества в России возможно лишь при усвоении фундаментальных демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толерантность - непременное условие выживания и развития современной цивилизации.

Содержание работы

1. Введение………………………...……………………………………..3стр.
2. Сущность понятия «толерантность» и его актуальность в условиях современной России…………………………………………………..4стр.
3. Проблема толерантности в условиях глобализации современного мира…………………………………………………………………….8 стр.
4. Заключение…………………………………………………………....12стр.
5. Список литературы………………………………………………….14 стр.

Файлы: 1 файл

гуманизация КОНТР.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  государственный университет культуры и искусств

Факультет культурологи и искусств

Заочное отделение

Кафедра социально-культурных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету: Гуманизация СКС

История развития гуманизма в Росии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 30555 группы

Шипуль Мария Валерьевна

Преподаватель:

Усенко С.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………...……………………………………..3стр.
  2. Сущность понятия «толерантность» и его актуальность в условиях современной России…………………………………………………..4стр.
  3. Проблема толерантности в условиях глобализации современного мира…………………………………………………………………….8 стр.
  4. Заключение…………………………………………………………....12стр.
  5. Список литературы………………………………………………….14 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Формирование гражданского общества в России возможно лишь при  усвоении фундаментальных демократических  ценностей. Одной из таких ценностей  является толерантность - непременное  условие выживания и развития современной цивилизации. Высокие  темпы перемещения и миграции населения привели к социальному взаимодействию представителей разных общин. Проблема толерантности актуальна для современной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности, а также в связи с особенностями переживаемого периода истории – распада СССР, локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, ростом национального экстремизма и т.д. Во многом этим объясняются те усилия, которые предпринимаются в настоящее время различными общественными и государственными институтами России для формирования в обществе высокой толерантности. В связи с трансформацией российского общества, его интеграцией в мировое сообщество, снижением согласия и терпимости в социуме возникает потребность в анализе социальных и культурных предпосылок толерантности, а также тенденции её динамики. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Её актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости, терроризма; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Для решения этой задачи необходимо рассмотрение сущности и особенностей толерантности в политическом российском государстве, изучение которой находится на стыке ряда гуманитарных дисциплин – социологии, истории, психологии, педагогики, политологии. Толерантность в качестве нового типа социальных отношений представляет проблему не только в сфере взаимодействия различных культур и цивилизации, но и внутри последних, особенно в России, находящейся в стадии трансформации. Нерешённость многочисленных социальных конфликтов в российском обществе, в том числе и вследствие отрицания их наличия, имевших место, как на макро -, так и на микроуровне, после разрушения мощного политического и государственного пресса привела к высвобождению огромной социальной энергии разрушения, нигилизма и нетерпимости. Важное значение для развития толерантности представляет нормальное функционирование механизмов интеграции общества. В качестве интеграторов, как правило, рассматриваются религия, государство, культура, территория и т.д. В частности, рост авторитета религиозных институтов пока слабо сказывается на росте терпимости в обществе. Социологические опросы подтверждают низкий рейтинг основных государственных институтов. Культура, существовавшая до начала либеральных реформ, оказалась не готовой ответить на новые вызовы времени (коммерциализация отношений, утрата прежних идеалов и ценностей, глобализация и т.д.).

Сущность понятия  «толерантность» и его актуальность в условиях современной России

Социокультурная ситуация в нашей стране, равно как и  в прочих многонациональных и  поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов социальной группы к представителям иных национальных культурных групп.

Жизненный опыт людей  позволяет утверждать, что они  создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определённых национальных и культурных сообществ. Представители населения различных стран, каждая обособленная социальная группа, сельские и городские жители – все они живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе этнических взглядов, социальных институтах. На основе различий в системе нравственных и этических норм, обычаев и традиций уже в первобытную эпоху появились антитезы: «мы – они», «свои – чужие», «Я – другой». Человек как субъект и как личность не существует без другого, той единицы, той точки отсчёта, которая даёт представление о соразмерности человека в его сравнении с себе подобным. Философская категория «Другой» рассматривается в качестве центральной в трудах целого ряда философов.

Московским педагогом  В.Б. Новичковым выделен целый ряд  фактов, обуславливающих отрицательное, нетерпимое отношение индивида к особенностям культур представителей различных аутгрупп по г. Москва. Во-первых, одна из самых существенных социокультурных характеристик Москвы – её полиэтичность; сегодня Москву населяют представители свыше 120 этносов, а число эмигрантов и вынужденных переселенцев за последние пять лет заметно увеличивается. Во-вторых, многоконфессиональность Москвы, в которой представлены все мировые религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. В-третьих, поликультурность среды, включающая в себя не только полиэтичность и конфессиональность, но и «… сопряжённость образцов деятельности в различных сферах социума».1

Основным понятием исследования является «толерантность». Значение данного  слова при употреблении его в  обыденных ситуациях легко улавливается из контекста. Однако при попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др. Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно; в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) даётся лишь небольшая статья о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям.

По сути своей, понятия  «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова (Т. 4. 1940), «толерантность» - производное от французского tolerant – терпимый2 (подобные примеры синонимичности данного понятия содержатся и в других языках; например: нем. Duldsamkeit – терпимость и Toleranz – толерантность).

В словаре В.И. Даля слово  «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность, что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью»3.

Идея толерантности возникла ещё в глубокой античности, как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам; постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающие в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов. Значительный вклад в разработку правового оформления и законодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли гуманисты эпохи Возрождения и Реформации, деятели Просвещения (Дж. Локк, «Письма о веротерпимости»; Вольте, «Трактат о веротерпимости»). Постепенно проблема толерантности перестала ассоциироваться с проблемой лишь религиозной терпимости, - одной из составляющих понятия «социокультурная толерантность».

 «Социокультурная  толерантность» - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

Для более полного  выяснения сущности понятия «толерантность» рассмотрим его противоположное значение – «интолерантность» («нетерпимость»). Исходя из определения толерантности, идентифицирует интолерантность как качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп.

Исследованию чувств враждебности, понятию, по сути своей, противоположному толерантности, посвящены  работы О. Шемякиной. В частности, её выделены в качестве эмоциональных сущностных характеристик враждебности гнев, отвращение и презрение.4

Одной из наименее социализированных, а потому исторически более ранних эмоций, входящих в «триаду враждебности», является гнев – эмоция, для которой характерно сочетание высокой импульсивности и низкого уровня контроля и которая поэтому чревата насильственной формой агрессии.

Чувство превосходства, которое часто обуславливает  недостаток внимания к реальным свойствам  того объекта, на который направлена эмоция презрения – неуважения, является нарцистическим продуктом развития человеческой культуры. Данная эмоция гораздо опаснее по своим последствиям, чем гнев. Из трёх эмоций «триады враждебности» презрение – наиболее холодное чувство. Опасность презрения заключается в устойчивом характере этой эмоции, в отличие от гнева или отвращения. Гнев предполагает достаточно быструю аффективную разрядку, а чувство отвращения способствует переключению внимания на что-либо другое. Ситуация же презрения вызывает подчас удовольствие. Следовательно, оно само и связанное с ним повеление легко могут быть возобновлены.

Таким образом, исходя из приведённых выше определений толерантности  с заключённой в них позитивной оценкой данного морального качества и его социальной необходимостью на различных этапах развития общества и в настоящий момент, в частности, рассмотрев различные точки зрения на понятие толерантности и выделив основные сущностные характеристики данного морального качества личности – уважение, симпатия, доброта, - можно сделать вывод о необходимости формирования социокультурной толерантности как морального качества личности в интересах успешности ведения «культурного» диалога и в целях избежания межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями.

 

Проблема толерантности  в условиях глобализации современного мира

 

Современное человечество живет в эпоху глобализации экономики  и всё большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и  взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.

Процесс глобализации характеризуется  резким расширением и усложнением  взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств, что  выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров  и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических конфликтов и безопасности.

К числу основных признаков  глобализации обычно относят: нарастание интегративных процессов в мировой  экономической системе, технологическую стандартизацию, международную унификацию политико-правовых норм, увеличение значения международного права, возрастание регулятивной роли наднациональных организаций, ослабление императивности принципа национального суверенитета, глобальное распространение стандартизированной продукции, массовой культуры. Все эти проявления находятся в тесной системной связи, предполагая, обусловливая и усиливая друг друга.

Очевидно, что набирающая обороты эра глобализации существенно  изменяет облик и структуру жизни человечества. Однако, помимо своих очевидных положительных свойств, глобализация имеет и явные негативные проявления.

К отрицательным последствиям глобализации ученые причисляют нестабильность в международных отношениях, распространение  оружия массового поражения и формирование центров международного терроризма, эскалацию этнической нетерпимости, экономическое неравенство и неуправляемый рост населения, миграционные процессы, а также крах экологических систем и истощение природных ресурсов.

Наибольшие опасения среди данных проблем вызывает обострение социальных, расовых, межнациональных и иных противоречий, приводящее к нарастанию агрессии, общему падению нравов, торжеству цинизма, нигилизма, легализации пороков и взрыву преступности. Эти проявления, связанные с отсутствием культуры и этики толерантности, принимают острые конфликтные формы — от экстремистских действий до террористических актов в отношении представителей других народов.

В эпоху глобализации происходит столкновение религиозных, национальных и этнических идентичностей различных культур и народов. Глобализация, ставшая причиной культурного и этноконфессионального многообразия, обостряет проявление в массовом сознании различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком и культурой, этнофобии, мигрантофобии, антисемитизма, — приводящих к ущемлению прав человека, национализму, дискриминации и связанной с ними нетерпимости.

Неизбежные процессы глобализации, разрушающие вековые  уклады национальных культур, приводят зачастую к межнациональной, межрелигиозной напряженности, выливающейся в конфликты, с вытекающими отсюда человеческими жертвами. Именно обострение межнациональных отношений в современном мире стало одной из главных проблем современности.

Конец XX – начало XXI столетия ознаменовались резким увеличением количества внутригосударственных межэтнических, межконфессиональных конфликтов, урегулирование которых требует от мирового сообщества колоссальных миротворческих усилий и финансовых затрат.

Если раньше подобного рода конфликты считались внутренним делом государства, то в условиях глобализации, интенсификации интеграционных процессов внутригосударственный конфликт может перерасти в региональный, а затем – в международный, что представляет собой реальную угрозу для национальной безопасности сопредельных государств, стабильности и благополучия мирового сообщества в целом.

Информация о работе История развития гуманизма в Росии