История лоскутного шитья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Лоскутные работы в русском стиле отличаются особым гармоничным сочетанием, а также умелым использованием в одном изделии тканей разных фактур.
Цель: выполнить творческую работу в технике лоскутного шитья на тему « Красно солнышко».
Объект исследования: лоскутное шитье. Предмет исследования: традиции русского лоскутного шитья.
Цель курсовой работы – выявить мировоззренческие установки, особенности мировосприятия человека Нового времени, способствовавшие формированию и развитию искусства импрессионизма.

Содержание работы

ВВЕДНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ………………………………………………………………………
1.1. История лоскутного шитья
1.2. История художественного пэчворка
ГЛАВА 2. КОМБИНИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ ДЕКОРИРОВАНИЯ ТКАНИ В ИСТОРИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА………….
2.1. История художественного квилтинга…………………………
2.2. История декоративного искусства………………………….

2.3. Лоскутное шитье и другие техники декорирования ткани….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word (1).docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Нижневартовский Государственный Гуманитарный Университет

Факультет искусств и дизайна

Кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «История культуры и искусства»

на тему:

 

                                  

                                  

ИСТОРИЯ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ

 

 

 

 

 

                                                                                                  Выполнила: студентка 3 курса 

специальности «ДПИиНП»

Гузаирова Ксения Римовна

Научный руководитель:

канд. культурологии, доцент

Адамецкая Татьяна Николаевна

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДНИЕ…………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ………………………………………………………………………

1.1. История лоскутного шитья

1.2. История художественного пэчворка

ГЛАВА 2. КОМБИНИРОВАННЫЕ  ТЕХНИКИ ДЕКОРИРОВАНИЯ ТКАНИ  В ИСТОРИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА………….

2.1. История  художественного квилтинга…………………………

2.2. История декоративного искусства………………………….

 

2.3. Лоскутное шитье и другие техники декорирования ткани….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

 

Жизнь каждого человека – это  своеобразное лоскутное полотно, где яркие и волшебные мгновения чередуются с серыми и черными днями.

Каждая мастерица как бы творит полотно своей жизни. В этом можно  убедиться на работах художниц Татьяны Сапелкиной, Риммы Быбиной, Татьяны Терентьевой, Майи Сысоевой, Нелли Савельевой, Ларисы Денисовой (Президент Ассоциации мастеров лоскутного шитья России).

Воспоминания из детства и юности, о том, как прабабушка учила сшивать  лоскуточки между собой, привили  любовь к старинному ремеслу. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, по старинке сберегавшие каждый лоскуток. Лоскутное шитье тесно переплетается со многими видами рукоделия – с ткачеством, с вышивкой. Здесь и птицы – символ солнца, и женские фигуры – символ матери-земли, и орнамент – символ засеянного поля. Лягушки, птицы, кони - это изображения, которые часто использовали как символы семейного благополучия и богатства. Птица чаще всего - райская с хохолком и красивым большим хвостом. Нередко изображали и утицу, она присутствует на многих вышивках. А вот женщина с поднятыми руками еще более серьезный символ и оберег. У язычников она - мать сыра-земля, а у христиан этот образ перешел в образ богородицы Оранты, которая защищает от войн и оберегает от несчастий. Крест или солярный знак во многих странах издревле означал символ солнца, на Руси он использовался повсеместно .

Самое трудное в русском лоскутном  шитье заключается не в умении резать ткань и сшивать лоскутки, а в умении согласовывать их между  собой, подбирать наиболее красивые и гармоничные их сочетания, чувствовать цвет и характер ткани. Русские мастерицы владели этим в совершенстве. Они использовали несложный, но очень верный способ - прикладывали лоскуты друг к другу - и внимательно смотрели, какое сочетание им «глянется», откладывали, а через некоторое время снова смотрели, и, если сочетании цветов им продолжало нравиться, приступали к сборке. Этот прием хорошо известен тем, кто работает с цветом. Так работали мастера в старину, так работают теперь потомственные мастера, научившиеся ткачеству, вышивке или лоскутному шитью от мам и бабушек, так работают профессиональные художники. Народное искусство русского Севера сохранило лучшие национальные традиции лоскутного шитья .

Невозможно объяснить, почему так  завораживают и притягивают к  себе старые вещи и предметы, какой магической силой обладают старинные вышивки и лоскутные одеяла, непонятна и неразгаданна до конца семантика узоров, созданных несколько веков назад.

Сегодня появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия  на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (Шмакова Н.,Сивакова Э.Н., Прилежаева А.Г., Никулина А.А., Чуфаровская А.В., Банакина Л.В.)

Одни увлеченно трудятся созданием  лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – с культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особым гармоничным сочетанием, а также умелым использованием в одном изделии тканей разных фактур.

Цель: выполнить творческую работу в технике лоскутного шитья на тему « Красно солнышко».

Объект исследования: лоскутное шитье.

Предмет исследования: традиции русского лоскутного шитья.

 

Объектом курсовой работы является культура Нового времени, ее мировоззрение, ценностные, художественные ориентации.

Предмет курсовой работы – импрессионизм как феномен в искусстве XIX века.

Цель курсовой работы – выявить мировоззренческие установки, особенности мировосприятия человека Нового времени, способствовавшие формированию и развитию искусства импрессионизма.

В данном исследовании предполагается решение следующих задач:

 

1. Рассмотреть историю лоскутного шитья

2. Рассмотреть историю художественного пэчворка

3. Рассмотреть историю художественного квилтинга

4. Рассмотреть историю декоративного искусства

 

5. Рассмотреть лоскутное шитье и другие техники декорирования ткани

Источниковую базу изучение и анализ литературы и художественных произведений.

 

    1. История лоскутного шитья

 Среди таких известных видов рукоделия как вязание, вышивание, бисероплетение, макраме и др., особое место занимает шитьё из лоскута, корни которого уходят в далёкое прошлое. Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Первые упоминания о лоскутной технике, как об искусстве соединения нескольких тканей, встречаются в исторических описаниях, датированных ХI веком. Принято считать, что впервые зародилась эта техника в Англии. Поэтому позже стали широко использовать в Америке, Европе и на Руси. Причиной возникновения такого вида рукоделия явилась обыкновенная бедность. Люди вынуждены были из остатков старой одежды изготавливать новую, а также создавать различные изделия необходимые в быту. От традиционного народного ремесла берёт начало сама идея геометрического подбора рисунка различных кусочков тканей. Не исключено, что появление лоскутных орнаментов пришло к нам от древнего искусства создания мозаичных композиций. Недаром шитьё из лоскута называют также “ лоскутной мозаикой ” . Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции - мозаичные узоры. На лицевой стороне таких композиций нет видимых швов. Лоскутная мозаика - одно из направлений в лоскутной технике.

  Шить из лоскутков стали  во второй половине XIX века, когда  появился в продаже дорогой  заморский ситец. Расцвет лоскутного  шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи. Традиционные "деревенские" узоры отечественной лоскутной техники - несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярких контрастных цветов. Очень интересны объемные технологии в русском лоскутном шитье, когда каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата), складывают в треугольник, затем группируют треугольники рядами и настрачивают по кругу на основу из плотной ткани, или когда длинные жгуты скрученной ткани заплетают в шнур-косичку, а затем косички разных цветов выкладывают по кругу и сшивают между собой.

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья. . Из лоскутков мастерицы шьют самые разные вещи: тряпичных кукол, картины, панно, одеяла, покрывала, подушки, скатерти, прихватки, занавески, коврики, сумки, жакеты, жилеты. Полагаясь на собственный вкус, можно дать полную свободу в выборе тканей.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся  части выношенной одежды сшивались  в единое разноцветное полотно. Так  появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.

Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций  и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в  текстиль и народное творчество.

  Лоскутная мозаика, аппликация и стежка независимо друг от друга существовали почти у всех народов. Самая древняя аппликация, датируемая 980 годом до н. э., была найдена в Египте. Фрагменты стеганых изделий обнаружили при раскопках скифских  курганов .

  Экономичная лоскутная техника   как вид декоративно-прикладного  искусства возникла сначала в Англии. Сюда еще в XVI веке начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме индийское одеяло, богато декорированное вышивкой или набивным рисунком, считалось признаком достатка. Очень скоро появились и подделки - одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей, изготовленные на английских мануфактурах. В 1712 году правительство Англии, заботясь о сохранении и развитии собственных шерстяных и шелковых мануфактур, запретило продавать на территории Англии индийский ситец и изделия из него. Конечно, контрабанду ситца это не остановило, однако он стал дефицитен и дорог. Бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для других изделий. Яркие элементы узора ткани шли на аппликации: их нашивали на льняные или шерстяные полотна. А из мелких разноцветных лоскутков собирали единое полотно по принципу мозаики. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны. В домах без большого достатка она позволяла рукодельницам создавать модные текстильные предметы интерьера, например, парадные стеганые одеяла. В дальнейшем лоскутное шитье активно развивалось там, куда шли первопроходцы. Собирать из кусочков тканей стеганые одеяла и другие вещи их заставляли условия жизни. Великолепные образцы лоскутных изделий шили мастерицы севера Скандинавии, Русского севера и Сибири, запада США. В Америке лоскутная техника постепенно из необходимости превратилась в любимое занятие очень многих людей и стала национальным видом декоративно-прикладного искусства. За последние два столетия американские мастерицы разработали множество прекрасных узоров, ставших традиционными, и придумали определенные технологии изготовления лоскутных изделий. Любители этого вида искусства объединяются в "квилт-клубы" ("квилт" в переводе с английского - "стеганое лоскутное изделие").

 

1.2. История художественного пэчворка

Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции  изделий, выполненных в стиле  лоскутной техники — пэчворка. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).

История пэчворка восходит к очень отдаленным временам. Так в музее Булат в Каире выставлен образец орнамента, датированный 980-м годом до нашей эры и выполненный из кусочков кожи газели одной тональности. В Токийском музее костюмов представлена одежда периода Майома Эдо (15б9 - 1867), украшенная узорами из кусочков различной ткани. В IV - IX веках  н .э. паломники, совершавшие восхождение к храму (пещера тысячи Будд, находившаяся на древнем шелковом пути), оставляли там кусочки своих одежд. Из этих многочисленных оставленных кусочков служители храма делали ковер, напоминавший о паломничестве множества людей. Ковер этот был обнаружен лишь в 1920-м году археологом сэром Артуром Штейном. Необычайно красивый декоративный покров хранится в Петсамском монастыре (ХIХ век), выполненный в мягких тонах Востока и таинственной Византии. В мае 1540-го года Катерина Ховард, одна из жен Генриха VI3 (английского) получила 23 килта из королевского гардероба в знак благоволения короля перед свадьбой. В Лондонском музее одеял хранятся великолепные изделия, выполненные женами первых поселенцев в Америке.

Очень живучий на Востоке, пэчворк пришел в Европу, вероятно после крестовых походов, когда рыцари привозили из Палестины трофейные флаги, знамена, ковры, выполненные в этой технике и необычайно красивые. Но в Европе техника эта распространялась очень медленно и хорошо оправдывает свою этимологию сделанный из кусочков ткани и труда. Когда в XVIII веке в Северную Америку стали прибывать эмигранты из Англии, Голландии и Германии, они оказались по прибытии в весьма бедственном положении. Денег не хватало даже на покупку новой одежды или ткани для нее. Стоит вспомнить, что в те отдаленные времена путешествие из Старого Света в Новый занимало достаточно много времени!

Но женщины нашли выход из положения. Хорошие куски от старой одежды складывались в мешки, а позже, собравшись вместе, из них шили одежду, одеяла, покрывала, коврики и т.д. Подобная работа объединяла людей, оторванных от родного крова, от своих корней. А возникший энтузиазм, вдохновение, позволяли создавать подлинные шедевры. Ведь жены английских пуритан, прибывших на берега Америки, привезли с собой не только любовь к уюту и мастерство вышивки, известной в Англии уже в XIII веке, но и умение экономить.

Информация о работе История лоскутного шитья