История Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:36, доклад

Описание работы

История Китая насчитывает более пяти тысяч лет и, говоря о китайской культуре, речь часто заходит о традиционной древней архитектуре, воплощающей в себе особенности китайских традиций, менталитета, культуры и достижения китайского зодчества.
Величественные и грандиозные сооружения прошлого, такие как Запретный город, Великая китайская стена, Храм Неба – поражают человеческое воображение своими масштабами и гармоничностью и являются не только символами древней китайской цивилизации, но и важнейшими памятниками культурного мирового наследия.

Файлы: 1 файл

История Китая насчитывает более пяти тысяч лет и.docx

— 732.36 Кб (Скачать файл)

История Китая насчитывает более пяти тысяч лет и, говоря о китайской культуре, речь часто заходит о традиционной древней архитектуре, воплощающей в себе особенности китайских традиций, менталитета, культуры и достижения китайского зодчества.

Величественные  и грандиозные сооружения прошлого, такие как Запретный город, Великая китайская стена, Храм Неба – поражают человеческое воображение своими масштабами и гармоничностью и являются не только символами древней китайской цивилизации, но и важнейшими памятниками культурного мирового наследия.

Для древней китайской  архитектуры характерен ряд особенностей, обусловленных спецификой природно-климатических  условий, национальным колоритом, социальной иерархией и т.д.

Так, характерной  чертой для традиционной китайской  архитектуры является преобладание деревянных конструкций. Строители  вкапывали в землю деревянные столбы и соединяли их горизонтальными  балками, на которых возводи кровельную конструкцию и покрывали ее черепицей. Пространство между столбами заполнялось кирпичами или другим материалом, образуя стены. Китайцы не зря говорят, что «стена дома может обвалиться, но дом не разрушится»: стены дома не выполняли функцию несущей конструкции, и в случае землетрясения, даже если стены обваливались, каркас дома оставался невредимым. К тому же дерево обладает гибкостью и упругостью, что позволяет деревянным постройкам выдерживать даже мощные подземные толчки.

 

 

В качестве примера  такой необычайно стойкости многие приводят пагоду в провинции Шаньси.  Деревянная пагода высотой более 60 метров была построена 900 с лишним лет назад и за свою долгую историю пережила несколько крупных землетрясений, но сохранилась до наших дней в хорошем состоянии.

 
Пагода Инсянь в Шаньси 

 

Кроме того, дерево всегда было доступнее и дешевле  в Поднебесной, чем камень или  кирпич.

В Китае издавна  применяли поточный метод строительства, позволяющий вести бесперебойные  и непрерывные строительные работы независимо от погодных условий. Китайские  строители заранее знали размеры  деталей дома, принятых за эталон, и, изготовляя их порознь, собирали постройки. О скорости такого строительства  свидетельствует тот факт, что  грандиозный Запретный город, насчитывающий более 1000 помещений и около 720 тыс. кв. м был построен всего за 13 лет.

Деревянные каркасы  дома позволяли древним зодчим по желанию менять планировку здания, использовать разнообразные материалы  для «наполнения» стен. На севере использовали глину и кирпичи, а на юге –  доски или тростниковые плети.

Однако деревянные конструкции обладали и рядом  недостатков. Самый главный из них  – недолговечность. К сожалению, большинство древних построек не сохранилось до наших дней именно по этой причине, либо подвергшись гниению, либо пострадав от пожара. В этой особенности китайская архитектура  схожа с древним русским зодчеством.

Для китайского зодчества  характерен ансамблевый принцип  в архитектуре: постройки целых  строительных комплексов, а не отдельных  зданий, будь то дворец, храм или обычное  жилье. Возможно, эта особенность  обусловлена китайским менталитетом, который в отличие от европейской традиции культивирования индивидуализма, делает упор на важности и ценности коллектива.

 
Зарпетный город в Пекине  

 

Так, в Европе принято  строить отдельные сооружения, которые  сами по себе со своей сложной конструкцией и изящным видом являются законченным  архитектурным произведением искусства, в то время как в Китае отдельные  постройки могли быть довольно просты, но составленные из них архитектурные  ансамбли достигали колоссальных размеров и поражали величием.

При возведении жилых  построек, в Китае соблюдалась  планировка «сыхэюань», что можно перевести как «закрытый с четырех сторон двор». «Сэхэюань» представлял собой целый ансамбль с жилыми пристройками, расположенными по четырем сторонам двора, где, как правило, жила одна семья. Вход в помещения был обращен во двор, а с внешней стороны, выходящей на улицу, в постройках зачастую не было даже окон.

 
Дворик сыхэюань  

 

Родителям отводилось лучшее помещение, обращенное фасадом  к югу, а в боковых флигелях жили сыновья и дочери. Принцип  «сэхэюань» соблюдался и при постройке дворцово-храмовых сооружений, конечно, отличающихся большей пышностью оформления, размерами и количеством помещений и дворов.

Что касается художественно  оформления построек, в Китае издавна  было принято красочно оформлять  здания. Отдельного внимания заслуживают  китайские легкие изящные крыши, плавно изогнутые кверху. Такие «взлетающие» крыши не только придавали деревянно-черепичной кровле легкий вид, но и, согласно китайской  науке фен-шуй, которой китайцы придавали огромное значение, не давали неблагоприятной энергии скапливаться в острых углах кровли.

 
 
Различные виды конструкций кровель  

 

В китайском обществе со строго соблюдаемой социальной иерархией  со временем сформировались различные  конструкции крыш, по которым можно  было судить об общественном положении  хозяина дома. Крестьянские крыши, конечно, отличались простотой и дешевым  кровельным материалом, которым зачастую служил бамбук, в то время как  крыши богатых домов часто  бывали многоярусные и покрывались  желтой глазурованной черепицей. Здания украшали резьбой, барельефами и  лепными изображениями, детали покрывали  масляной краской.

Кровли были украшены фигурками животных, каждое из которых  имело определенное значение. Например, драконы и фениксы не только означали благополучие, но и являлись символами  императора, поэтому их можно часто  увидеть в убранстве дворцов.

Многие символы  в Китае появляются благодаря  омонимичному совпадению произношения китайских слов. Так, например, «летучая мышь» произносится так же, как  и «счастье». Сразу становится понятна  популярность орнамента, составленного  из иероглифа «долголетие», окруженного  пятью летучими мышами.

 
Орнамент с летучими мышами  

 

Черепаха и журавль  приносили жильцам дома долголетие, уточки-мандаринки – счастье в  браке, пионы олицетворяли роскошь, сосна символизировала стойкость  и умение преодолевать невзгоды. Перед  входом часто устанавливали львов, которые защищали дом. 
 
 
Великая китайская стена — уникальный памятник крепостной архитектуры. Ее начали сооружать в IV—III вв. до н.э., когда китайские государства были вынуждены защищаться от набегов кочевых народов Центральной Азии. Великая стена, словно гигантский змей, вьется по горным хребтам, вершинам и перевалам Северного Китая. Ее длина превышает 3 тыс. км, примерно через каждые 200 м стоят четырехугольные сторожевые башни с отверстиями-амбразурами. Расстояние между башнями равно двум полетам стрелы, оно легко простреливалось с каждой стороны, что обеспечивало безопасность. Верхняя плоскость стены представляет собой широкую защищенную дорогу, по которой могли быстро передвигаться воинские части и обозы. 
 
 
Интересна планировка древней части города — Старого Пекина. Он был разделен на Внутренний (Северный) и Внешний (Южный) город, каждый из которых огораживала крепостная стена. Внутренний город заселяли приближенные императора, Внешний — ремесленники и прочая беднота. 
 
Вся территория Внутреннего города покрыта садами, парками, искусственными маленькими речками и каналами с островами и полуостровами. 
 
В древние времена в центре Внутреннего города за особой крепостной стеной был воздвигнут Запретный город, где жили император, члены императорской фамилии, а также чиновники и наложницы. Попасть туда простому смертному было практически невозможно. В этот город ведут великолепные Лунные ворота. 
 
Стены Запретного города окрашены в пурпурный цвет, за что его иногда называют Пурпурным. Считалось, что такой цвет имеет Полярная звезда, являвшаяся, по представлениям древних китайцев, центром вселенной. Ширина стены, опоясывающей запретный город, превышает 10 м, т.е. на ней свободно могут разъехаться две повозки. Мощь стены подчеркивают четыре изящные угловые башни, причудливая архитектура которых породила множество легенд. Согласно одной из них, император вызвал к себе мастеров и приказал им под страхом смерти построить угловые башни самой оригинальной формы. Но вдохновение оставило архитекторов, и они никак не могли придумать что-нибудь необыкновенное. В отчаянии один из них отправился в город, где повстречал старика — продавца цикад. Плетеная клетка с цикадой навеяла архитектору представление о конструкции будущего сооружения. Жизнь мастеров была спасена, а в водах широкого канала, окружающего Запретный город, вот уже много веков отражаются необычные башни. 
 
Утонченный вкус и чувство прекрасного воплотились в знаменитом шедевре китайского зодчества — Храме Неба. В древнем и средневековом Китае большое значение придавалось обрядам жертвоприношения, связанным с почитанием Неба и Земли как дарителей урожая. Священным правом совершать жертвоприношения обладали только императоры — «сыновья Неба». Вот для этого ритуала и был построен в 1420 г. Храм Неба (впоследствии неоднократно перестраивался и достраивался). В своих величавых формах он воплотил древние символические образы и представления о вселенной. 
 
Храм Неба представлял собой целый комплекс сооружений — дворцов, храмов и парков. Это был целый мир, таинственный и прекрасный. Обширная территория, на которой расположен ансамбль храма, обнесена двумя рядами глухих стен, окрашенных в красный цвет, и образует в плане квадрат, символизирующий землю. Округлые очертания беломраморного резного алтаря и храмов, увенчанных синими коническими крышами, символизируют небо (круг — знак солнца или неба). Такое сочетание квадрата и круга обозначает союз Земли и Неба. Беспрерывно варьируясь и повторяясь, знаки круга и квадрата вместе с остроконечными синими вершинами конических крыш — символами неба — напоминают о беспрерывном круговороте природных стихий. 
 
Главные сооружения всего комплекса — Храм Молений об урожае, Храм Небесного Свода и Алтарь Неба расположены по одной оси с севера на юг в пределах внутренних стен. Их соединяет Дорога духов, выложенная ровными светлыми плитами. Она олицетворялась с образом Дао, который пронизывает все средневековое китайское искусство: это образ пути вселенной. 
 
Первым по Дороге духов перед путниками возникает Храм Молений об урожае, построенный в XV в. и перестроенный в XVIII—XIX столетиях. Он представляет собой выкрашенную красным лаком ротонду, стоящую на трехступенчатой белокаменной террасе. Синяя, сверкающая в лучах солнца черепица покрывает его трехъярусную крышу. 
 
Внешне храм не кажется очень большим. Но размеры внутреннего зала потрясают. В этом храме нет ни одной случайной детали, все подчинено символике, уходящей корнями в традиционные верования китайцев. Колонны окрашены в красный цвет — цвет огня, символизирующего союз неба и земли. Четыре центральные колонны храма высотой около 20 м обозначают четыре времени года, 12 колонн среднего ряда — месяцы года, 12 колонн наружного ряда — 12 двухчасовых отрезков времени суток. Все вместе 28 колонн символизируют 28 созвездий. 
 
Достопримечательность храма — круглая «Стена, возвращающая звук» (или, как ее еще называют, Шептальная стена), — сложена из тщательно пригнанных друг к другу кирпичей.  
 
Традиционные представления китайцев о гармонии души человека, природы и искусства отражены в устройстве Летнего дворца — паркового ансамбля с жилыми зданиями, храмами и павильонами, раскинувшимися на огромной территории по берегам искусственного озера. Первые павильоны для отдыха возникли еще в XII столетии, а новый храм был построен в начале XVI в. 
 
Удивительно поэтичны названия построек и укромных уголков Летнего дворца: Сад Гармонии и Добродетели, Пагода Духов и Будды, Сад Гармоничной Радости, Павильон Нефритовых Волн. В ветреную погоду в парке слышен тихий мелодичный перезвон колокольчиков, украшающих скаты крыш павильонов. 
 
Влияние на китайскую художественную культуру буддизма нашло отражение в известной достопримечательности Пекина — ламаистском храме. Он был воздвигнут на северо-востоке Старого города в 1694 г. как резиденция принца, а в 1744-м превращен в ламаистский монастырь, где поселились 500 монахов. В огромном павильоне находятся три огромные статуи Будды. У выхода из павильона привлекает внимание вырезанное из сандалового дерева изображение горы с фигурками 500 учеников Будды, выполненными из золота, серебра, бронзы, олова и железа.

1


Информация о работе История Китая