История как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 16:23, реферат

Описание работы

История- гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом ; в более узком смысле- наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий

Файлы: 1 файл

1. История как наука- этапы становления, предмет, методы исследо.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

3.Усиление цензурного гнета

4.Лишение университетов автономии.

Проект Сперанского. 
Все население страны разделялось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга). Политические права должны были получить два первых сословия, а людям из «народа рабочего» предоставлялась (в перспективе) возможность перейти в «среднее состояние» и стать политически правомочными, когда они обретут недвижимость. Принципы неприкосновенности личности, собственности должны были распространиться на всех поданных. 
В основу государственного устройства России Сперанский первым положил идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом судебной власти должен был стать Сенат, исполнительной — министерства, законодательной — Государственная дума. Для координации деятельности всех ведомств учреждается совещательный орган Государственный совет. Для занятия главных государственных постов требовалось высшее образование. 
Из проектов Сперанского осуществился только один: был учрежден в качестве высшего законосовещательного учреждения Государственный совет

НиколайI (1825-1855).Первые действия после коронации либеральные (возвращены из ссылки деятелей культуры, улучшение положения крепостных). Основная цель политики: борьба с революцией, для чего он укрепляет гос аппарат, ужесточает контроль над всеми сферами жизни общества: 
Создание тайной полиции- жандармерии, политические сыски, следствия, борьба со старообрядчеством и сектантством, контроль за литературой и театром, периодикой 
Ужесточена цензура, невозможно было критиковать царский режим. 
Реакционная политика в области просвещения: образование сословное, из программы исключались  прогрессивные предметы. 
Важнейшим Николай I считал вопрос о крепостном праве. В начале правления его постоянно занимала мысль об освобождении крестьян, он соглашался с тем, что крепостное право есть зло. Но затем он пришел к выводу, что отмена крепостного права сейчас будет для России злом еще большим. Крепостное право при Николае изменило свой характер — из института рабства оно превратилось в институт, который в какой-то мере защищал и права крестьян. Впервые государство стало систематически следить за тем, чтобы права крестьян не нарушались помещиками и наказывать помещиков за эти нарушения. 
НиколайI создал идеологическую доктрину, обосновывающую незыблемость самодержавия- теория официальной народности. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность». Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние.

 

19.Официальная идеология и общественная мысль в России XIXв: консервативное, либеральное, радикальное течения

Во второй половине ХIХ в. окончательно оформились три направления в общественном движении: консерваторы, либералы и радикалы.

Консерваторы(официальная  идеология)

В них входили: дворяне, духовенство, мещане, купцы и значительная часть  крестьян.

Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков.

В основе лежал тезис о незыблемости коренных устоев самодержавия, выраженной в теории «официальной народности». К устоям относились – самодержавие, православие, народность. Народность означала единение царя с народом. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области  консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных  реформ 60 - 70-х гг. В экономической  сфере - за неприкосновенность частной  собственности, помещичьего землевладения и общины.

В социальной области - призывали к  единению славянских народов.

Консерваторы отрицательно относились к любым массовым социальным действиям.

Либералы

В них входили: буржуазия и интеллигенция.

Идеологами либералов являлись: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев и др.

Во внутриполитической области  либералы настаивали на введении конституционных  начал и продолжении реформ, ликвидации крепостничества. Политическим идеалом  для них была конституционная  монархия. В социально-экономической  сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства. Требовали ликвидировать сословные привилегии. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России.

Радикалы

Представители радикального направления стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Основой революционного движения явилась  идея «крестьянского (общинного) социализма». Разработка этой идее принадлежит А. И. Герцену. Теоретической основой идеи явилась вера в особое историческое предначертание России, возможность свержения самодержавия посредством крестьянской революции и перехода к социализму с помощью сельской общины, минуя капитализм. Носителями этой теории в России стали народники. В своем развитии народничество прошло три этапа:

Первый – 60-80-е годы – революционное  направление, стремление поднять крестьянство на социальную революцию против основ  существующего строя.

Второй – 80-90-е годы – либеральное  направление – борьба за улучшение положения крестьян мирными средствами. 
С целью реализации поставленных задач были созданы тайные организации, среди них первая крупная революционно-демократическая «Земля и воля». Ее участники развернули «хождение в народ», чтобы поднять крестьянство на восстание. Неудачи такой тактики, усиление полицейского режима заставили народников перейти к узко заговорщической и террористической деятельности. Возникла организация «Народная воля». Сложилось два направления: революционное и либеральное.

Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху", будущее страны - в общинном социализме, преобразования должны осуществляться революционным методом силами крестьян.

В революционном народничестве  выделилось три течения:

Бунтарское(захват власти через бунт крестьян), Пропагандистское(пропаганда с целью подготовки крестьянства), Заговорщическое (группа заговорщиков, захватив власть, быстро вовлечет народ  в социализм.)

В 90-е гг. - ослабление популярности народничества и начало распространения марксизма.

Многие из участников обратились к  марксизму вскоре стали образоваться марксистские кружки, которые видели свою задачу в изучении марксизма  и пропаганде его среди рабочих  и студентов.

 

20.Великие реформы АлександраII и политика Александра III 
В 1856—1859 гг. в губернских комитетах на местах и в Главном комитете в Петербурге обсуждались предложения о содержании предстоящей реформы. Утвержденные Государственным советом «Положения по отмене крепостного права» легли на стол императора и были им подписаны 19 февраля 1861 г. 1)Крепостное право отменялось, крестьяне получали личную свободу и гражданские права, они могли самостоятельно заключать брак, выступать в суде, поступать в учебные заведения, однако права были ограничены необходимостью получить согласие общины. 2) Крестьяне получили право на самоуправление. Сельская община имела свой сход и сельского выборного старосту, а волость- выбранный сход, старшину, суд. Однако эти органы находились под контролем мировых посредников из дворянства. 3) Крестьяне освобождались с землей, но за выкуп и на определенных условиях. Размер крестьянского надела не мог превышать установленной нормы. Если крестьянин до реформы имел в пользовании надел больший, чем тот, что ему полагался, излишки земли «отрезались» в пользу помещика («отрезки»)(надел уменьшили на 20%-вне Черноземья, и на 40%- в Черноземье). 4)За землю нужно было выплатить определенную сумму помещику. Выкупная стоимость земли исчислялась следующим образом. За основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику. Выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка («капитализация из 6% годовых»). До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика все прежние повинности («временнообязанное состояние»). Столь крупных денег у крестьян не было. Государство становилось посредником: оно выплачивало 75—80% выкупной суммы помещику. Остальное вносил крестьянин. Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды с процентами. 
Земская реформа 1864 г. учреждала органы местного самоуправления — земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные (земские собрания) и исполнительные органы (земские управы), они формировались на основе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян. Земства занимались вопросами местного хозяйства и благоустройства. Они подчинялись губернаторам. Значение земской реформы: впервые в истории России появлялась система местного самоуправления, вокруг которой могли формироваться элементы независимого от власти гражданского общества.  
Судебная реформа 1864 г. Старые сословные суды ликвидировались, создавались волостные- мировые- общие суды, единые для всех сословий. Они функционировали на основе принципов публичности и гласности, состязательности сторон (участие адвоката и прокурора в судебном заседании), независимости судей (назначенный императором судья не мог быть без приговора суда освобожден от своей должности). Наконец, учреждался суд присяжных, которым вменялось в обязанность выносить вердикт о виновности или невиновности подсудимого. 
Военная реформа 1874. Страна была поделена на военные округа(15), качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии. В 1874 г. Александр II утвердил закон о переходе к всеобщей воинской повинности. Все мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию(6л) и на флот(7л)+9 лет в запасе.  

В 1881г на престол  вступил сын Александра II Александр III, который отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, укреплению сословного строя, традиций и основ  российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям. 
Повлиять на политику Александра III могло только давление общественности. Однако убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил. В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике царского правительства. Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе. Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами. 
Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза. 
Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации. 
В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль. 
Важным направлением своей политики самодержец считал укрепление крестьянской общины. Александр III законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель.

 

21.Культура России XIX в.

XIX век стал поистине золотым веком культуры в России. Ряд факторов способствовал небывалому для России прогрессу культуры: 
1. Рост производительных сил, а с их ростом усилилась подвижность населения: все это влекло за собой крупные перемены в духовной жизни народа: возрастала потребность в знаниях, в образованных людях для государственной службы, просвещения, промышленности, торговли; расширялся спрос на книги, журналы, газеты, культурные зрелища и развлечения.  
2. Бурный рост национального самосознания народов России, который оживлял развитие отечественной культуры, придавал особую цельность, идейную зрелость и содержательность культурным ценностям.

3. освободительное движение против  крепостничества и самодержавия, которое по мере своего роста сильнее воздействовало на духовную жизнь страны.  
4. связи со странами Запада, взаимные контакты и обмен культурными достижениями.

Вместе с тем в России XIX в. сохранялись факторы, тормозившие  развитие национальной культуры: это  крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду.  
Успехи просвещения в России XIX в. были всеохватывающими. Общий уровень грамотности населения вырос за вторую половину века более чем в 3 раза. Допуская рост просвещения, царизм управлял им так, чтобы оно было уделом только господствующих классов, а простонародье держал в темноте и религиозном смирении. Развивались естественные науки, это было вызвано экономическими потребностями страны, промышленным переворотом, расширением торговли, освоением новых земель. Ведущей областью духовной жизни в России XIX в. была литература. В условиях самодержавного гнета она имела особое значение. Освободительные идеи стимулировали подъем русской литературы. Культура народов России, со своей стороны, тоже позитивно воздействовала на русскую культуру.

 

22.Социально-экономическое  развитие России конца XIXв- начала XX. Реформы Витте и Столыпина.

К началу XX в. Россия подошла с массой нерешенных проблем, и прежде всего в сфере социально-экономической. Эти проблемы в значительной степени порождались половинчатым, непоследовательным характером крестьянской реформы 1861 г. С одной стороны, отмена крепостного права открывала пути к становлению новых, бужуазных отношений, с другой - реформа во многом сохранила и законсервировала старые, крепостнические отношения. Важнейшими из них были помещичье землевладение и помещичьи имения, практиковавшиеся отработки (прямой пережиток барщины), крестьянское малоземелье, община с ее переделами, которые являлись тормозом для модернизации крестьянского хозяйства. В целом аграрный сектор разительно отставал от промышленного, и это отставание все более принимало форму острейшего противоречия между потребностями буржуазной модернизации страны и тормозящим влиянием феодальных пережитков.

Социально-классовая структура  страны отражала характер и уровень  ее экономического развития. Наряду с  формировавшимися классами буржуазного  общества (буржуазия, пролетариат) в  нем продолжало существовать и сословное деление: дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство, казачество. К началу XX в. ведущие позиции в экономике страны занимала буржуазия. Однако она вплоть до середины 90-х годов фактически не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны.

Информация о работе История как наука