История и значение русской печи в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:38, реферат

Описание работы

Главная задача рассказать о значении русской печи в жизни русского народа.
Цель работы: изучить значение русской печки в жизни русского народа.
Цель определяет круг задач:
изучить историю создания русской печи.
рассмотреть строение русской печи.
познакомиться с образом русской печи в русском фольклоре
узнать значение русской печи в крестьянском быте
доказать, что печь была центром, вокруг которого строилась жизнь всей крестьянской семьи.

Файлы: 1 файл

исследование русская печь.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Русская печь со временем приобретала массу удобных  приспособлений. Например, шесток –  полочку перед устьем печи, на которой  хозяйка могла держать в тепле  приготовленную пищу. На шестке в сторонке сгребались раскалённые угли, предназначенные для следующей топки. В боковой стене печи делались неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы и лучину для растопки. В запечье, которое обычно находилось около двери, устраивали длинную, почти в полстены, вешалку и скамью для обуви; носки, шапки, рукавицы забрасывали на печь. Одежда и обувь всегда были сухими и теплыми.

В тёплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу, телят, поросят.

Для эксплуатации печи использовались различные приспособления. Посуда – чугуны, горшки, утятницы, сковороды, противни и др.  Всякие приспособления – лопата (садник), различные совки, кочерги, ухваты, сковородники.

Посуда по большей  части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды  и горшки. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было еще 2 кочерги для перемешивания углей и выгребания золы.

В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка».

Около печи стоял  самовар. Труба от самовара была продета  в печной дымоход, чтобы, когда раздували самовар, дым уходил в печную трубу.

Часть избы от устья  до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся  женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности [4, с.32-33].

Закрытый дощатой  перегородкой печной угол образовывал  маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину.

Традиционная  неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в  женском углу [6, с. 126].

Разожженная печь в зимнее время была одним из основных источников света, а важнейшим женским рукоделием в те времена было прядение. Сидя на лавке возле устья печи, женщина правой рукой вращала веретено, левой же сучила нить и, конечно, то и дело поглядывала в ту сторону. Если печь стояла слева от входа, свет падал неудобно для работы. Ещё в начале XX века в русской деревне было множество курных изб, в которых, словно полторы тысячи лет назад, работали у печи домашние мастерицы. Не случайно в словаре В. И. Даля изба с левосторонним расположением печи названа ''избой – непряхой'' за то, что в подобном жилище женщине ''не с руки'' прясть.

В печи готовили пищу, и она получалась удивительно  вкусной и питательной. Секрет заключается  в том, что жар печи распределяется равномерно и температура долго  не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая. Приготовленная пища была разнообразной: от наваристого борща и ухи — до рассыпчатой каши и тушеного картофеля, от сушеных грибов и фруктов — до душистого хлеба, от топленого молока и ряженки – до сдобных калачей, блинов и прочей выпечки.

За один прием  в хорошей печи можно было испечь до 60 кг хлеба, которого многочисленной крестьянской семье хватало на неделю. Например, для приготовления яиц существовало четыре способа - их ели жареными, вареными, печеными и калеными.

Молоко, поставленное в печь – томилось практически без вмешательства хозяев, которые целый день трудились в поле или по хозяйству, а вечером лакомились таким любимым на Руси напитками как топленое молоко, простокваша и ряженка.

 И, наконец, о самой экзотической функции русской печи. В ней крестьяне, не имевшие бани – парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого из печи после топки удаляли угли, внутри подметали, клали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Парясь, похлёстывали себя берёзовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях.

Первыми в семье  парились мужчины, последними — мать с ребятишками. Устроится мать в печи, ей подают сначала младенчика. Она подтянет его на холщёвой простынке через устье, положит на ноги, как в корытце, помоет, да ещё и веничком слегка попарит или погладит, чтобы духом берёзовым подышал. Потом по очереди, а то и сразу двоих ребятишек вымоет, выпарит, свежей водой окатит, поставит на четвереньки и выпроводит на шесток, только головку рукой придерживает, чтобы сажей, вылезая, не замазался. А там уже подхватят малыша, завернут в холстинку и на печку. Очень удобно. И зимой не надо ребёнка одевать, укутывать, чтобы не простудился после пару [5, с. 79-81].

Известное всем выражение “погреть косточки на печи”  говорит о лечебных свойствах  разогретой печи. Мало того, грелись  и в самом горниле печи, залезая в неё целиком. Снаружи печь обрызгивали водой или квасом, и густой «хлебный» пар был своего рода ингаляцией и благотворно влиял на больного. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая ее с солью. В народной лечебной практике применялась даже опечина. Это прожжённая глина, находившаяся в печной кладке между кирпичами. В Древней Руси было хорошо известно, что дым сжигаемых растений при вдыхании может оказывать лечебное воздействие. Пользоваться кирпичом - ингалятором можно было только в то время, когда топилась печь. На раскалённый кирпич сыпали измельчённую траву, которая тут же начинала тлеть, источая густой ароматный дым.

Многие лекарственные  снадобья и мази можно было приготовить  только в духовой русской печи. При этом использовался как открытый огонь, так и жар, сохраняющийся в топливнике печи в течение многих часов. Древесный уголь использовался при расстройствах пищеварения и при производстве зубного порошка.

К услугам печи прибегали и знахари. Смешивая вместе  золу от многих печей, знахари получали порошок, содержащий целый букет минеральных солей.

На печи рожали младенцев и доживали свой век в ожидании старости и смерти старики [3,с. 109-110].

Гончары, обжигали в печах готовые глиняные горшки для придания им прочности, пивовары – варили в печи пиво, петельщики (так в старину называли людей, которые плели корзины) – распаривали в печи ивовые прутья для придания им мягкости и гибкости.

Тепло, которое  печь отдает, называется «лучистым». Сложенная  в определенном месте печь, со своей  теплоотдачей в совокупности с естественной циркуляцией комнатного воздуха, создает оптимальные пропорции воздухообмена, благоприятно влияющего на организм человека [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Раньше без русской печи не могли обойтись ни в одном доме — будь то кубанская мазанка или же уральская изба. И везде она была не просто источником тепла и пищи, а почти равноправным членом семьи: на печи рожали детей и умирали, по ней предсказывали погоду и гадали на Святки, она играла не последнюю роль в сватовских обрядах.

И уж точно ни одна сказка не обходилась без упоминания печи: и Емеля на ней верхом ездил, и Илья Муромец, прежде чем стать  богатырем, 33 года на печи пролежал, и  Баба-Яга любила отведать хорошо пропеченного доброго молодца. Словом, печь была центром жизни любого крестьянского дома.

В традиционных русских избах печь всегда стояла по центру. Как правило, высота до лежанки  составляла примерно два с половиной  аршина — это около 1,8 метров. Строение традиционной русской печи всегда оставалось неизменным: подпечье, собственно печь и дымоход. Это три самые главные элементы печи.

С первых дней жизни  печь играла в жизни человека очень  важную роль. И это не пустые слова. Бывали случаи, когда с помощью  печки выхаживали недоношенных детей. Но в первую очередь русская печка, конечно же, кормила всю семью — в ней варили щи, жарили картошку, сушили грибы и ягоды, пекли хлеб и пироги. Причем готовили сразу на всю неделю вперед.

 Обычно в  средней полосе печь топили  с середины октября и до  апреля, пока на улице не становилось тепло. Для растопки печи использовали березовые, липовые, ольховые и еловые дрова, древесную щепу или уголь. До середины XIX века трубы у русской печки не было, топили, как это тогда называлось, «по-черному» — весь дым шел не наружу, а внутрь дома.

Говоря о  традициях, связанных с печью, не стоит забывать, для многих она  и по сей день является неотъемлемой частью быта. Несмотря на то, что на дворе уже XXI век, во многих деревнях по-прежнему дома обогреваются только печью. Тем не менее, до сих пор самая вкусная выпечка получается только в настоящей печке. Даже за границей, где уже давно установилась мода на все русское, наша печь не осталась без внимания. Говорят, у одного из самых богатых людей планеты — Билла Гейтса — в столовой стоит настоящая русская печь, в которой для него готовят пироги. Так что можно говорить о том, что печь — это универсальное олицетворение домашнего очага, где бы она ни находилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы и источников

  1. Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. - М., 2002
  2. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983
  3. Грушин В.Е. Русская печь.  М., 2010
  4. Громов Г.Г. русское жилище. М., 2009
  5. Короткова М.В.  Путешествие в историю русского быта. М., 2003
  6. Рябцев Ю.  Крестьянская семья.  // История русской культуры.  М., 1997
  7. Т. Тарабарина  Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.  – Ярославль, 1997.
  8. http://pechky.ru/novosti/istoriya-russkoy-pechi/ история русской печки
  9. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/ruskaja-izba.html Русская изба

 

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

1. История русской  печи…………………………………………...………………..4

2.  Строение русской печи………………………………………………….……… 5

3.  Образ русской печи в русском фольклоре…………..……………………….....6

4. Значение русской печки в крестьянской семье………………………………

Заключение…………………………………………………………………………14

Список используемой литературы и источников………………………………...17

Приложение………………………………………………………………………... 18


Информация о работе История и значение русской печи в жизни человека