История Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:02, контрольная работа

Описание работы

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы. Всё в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположительных космических сил – Света и Тьмы.
В этот древнейший период китайцам так же, как и другим народам, был свойствен культ природы: они поклонялись духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра. Одним из наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор.

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 29.38 Кб (Скачать файл)

 

                                                        Введение.

            Китай - самая  большая  из обособленных  цивилизаций и самая обособленная из больших. Государственность в Китае возникла во II тыс. до н.э. Преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле - со времён  неолита - были монголоиды, и именно  это весьма  существенно отличает  древний китайский очаг цивилизации от всех остальных в Старом Свете.  Однако учёные считают, что определённую роль в процессе  генезиса  китайской цивилизации и культуры сыграли мигрировавшие в строну Средней Азии во II тыс. до н.э. индоевропейские племена.

           Жители  Древнего Китая  создали  интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную.  Они  верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной  силы.  Всё в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух  противоположительных космических сил – Света и Тьмы.

           В этот древнейший период китайцам  так же, как и другим народам,  был свойствен  культ природы: они поклонялись духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра. Одним из  наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор. 

     Очень силен  был также   культ предков. В основе его лежало  представление о том, что душа человека после смерти  продолжает жить и более того - она может   вмешиваться в дела  живых. Китайцы верили, что душа умершего  сохраняет все свои  прежние привычки и наклонности, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов,  в могилу клали окружавшие  его при жизни предметы  утвари, драгоценности, оружие.

      В середине I тыс. до н.э. в Китае зародились  основные идеологические направления, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные системы.  Это были  даосизм, монизм, и конфуцианство. К этим  исконно китайским учениям добавился буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Поднебесной - таково было название страны в древности. Эти учения сыграли огромную роль в истории Китая и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев до сих пор.

 

 1). Важнейшие  религиозно-философские  учения  в  Древнем  Китае.

 Даосизм.

          Даосизм - возник на рубеже VI-V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой  « Книги о дао и дэ». Главное слово в этом труде дао, что буквально означает путь. Этим словом  обозначали также и другие понятия: правило, порядок,  смысл, закон и т.д. Дао вечно единое, неизменное, непреходящие. Оно корень всего , мать всех вещей:

         Человек зависит от земли, земля от неба ( космоса), небо – от дао, а дао - от себя  самого.

         Дао – это  единый объективный закон, которому подчинён весь мир. Сам мир в представлении даосов состоит из мельчайших, неделимых материальных частиц и находится в постоянном изменении: « Неполное становится полным, кривое - прямым, ветхое - новым». Таким образом, в мире всё бесконечно переходит в свою противоположность. Всеобщность изменений и переход явлений в свою противоположность делают все качества относительными.

       Лао-цзы утверждал,  что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам развиваться самим по себе. Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах.  Все явления и человек,  и вещь в кругах бытия равны. Поэтому удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий  и выдвигали теорию недеяния. Эта теория - основной принцип даосизма.

         Лао–цзы утверждал, что всё в мире  зависит от дао, а не от « божественной воли» или каких-либо сверхъестественных сил. Не отрицая существование богов, он считал их всего лишь порождением дао. Даосы отрицали культ предков, отвергали жертвоприношения небу, земле, рекам, горам, другим обожествленным явлениям природы.

     

          Дао – источник  всего существующего в мире - духовное начало. Его невозможно постичь ни зрением, ни слухом, ни осязанием. Всё видимое бытие несоизмеримо ниже дао. Дао, будучи  непознанным до конца,  утверждали древние даосы, материализуется в дэ – достоинстве человека.

          Центральная  проблема доктрины даосизма - учение о бессмертии. Создание такого  учения  стало важнейшей целью даосизма в силу того, что в древнекитайской философско-религиозной мысли проблема бессмертия души была в целом разработана слабо. Даосы создали своё учение, о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Учение Лао-цзы и его ближайших последователей (в частности, Чжуан-цзы) принято обозначать как философский даосизм.

           В начале нашей эры на базе философского даосизма возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие абсолютного дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь-это иллюзия, а смерть-это возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даоская « наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии.

          В  Китае были созданы монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даоских монахов,  получавших значительные доходы от земель и от своей религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной: они  предсказывали  судьбу, гадали - число способов гадания достигало многих десятков, занимались изгнанием злых духов, торговали заклинаниями и амулетами, определяли лучшие, т.е. свободные от злых духов места для постройки могил и зданий, определяли дни и часы, наиболее благоприятные для любого важного дела – свадьбы, похорон, отправления в дорогу. Веря, что душа умершего способна влиять на судьбу живых, жрецы и монахи старались задобрить её  хорошим местом для погребения тела, точным соблюдением всех обрядов на похоронах и пр.

        Религиозный даосизм, так же как и философский, проповедовал  пассивность как принцип жизни.

 

  1.  Великий  философ  Востока  Конфуций. Основные  идеи и моральные  аспекты  конфуцианства.

 Конфуцианство.

           Примерно  в те же времена, на рубеже VI-V вв. до н.э., в Китае возникает другая  важнейшая религиозно - мировоззренческая система - конфуцианство. Её основателем был проповедник Кун-цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун).

           Причину всех невзгод и беспорядков в обществе – а время  действительно было неспокойное, недаром этот период вошёл в историю как период                        « воюющих царств»- Конфуций  усматривал  в упадке нравственности людей.  Конфуций  считал, что основные добродетели человека- верность, послушание и почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная  Конфуцием, звучала так:

         Почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.

         Конфуций  учил, что каждому человеку отведено строго определённое  место в мире и обществе;  он  утверждал,  что общественная  структура, как и структура всего мира, вечна и неизменна. Каждый человек должен исполнять отведённую ему в обществе роль: сын чтить своего отца, подчинённый-начальника. В основе такого  поведения человека должны лежать мораль и этика: Конфуций верил,  что человек по природе больше склонен к добру, чем к злу, надеялся на эффективность нравственной проповеди и выступал против тех, кто хотел устроить общество  на насилии и страхе наказания.

         Конфуций  говорил о необходимости нравственного авторитета правительства:

   Если власть не будет  алчна, то и люди не станут воровать.

        Государство, в котором всё благополучно, обязательно принесёт  человеку счастливую жизнь. Итак, если строго регламентировать обязанности каждого члена общества согласно его общественному положению, если люди научатся

 

владеть собой  и соблюдать  ритуал исходя из этнических норм, то вся  Поднебесная придёт к гуманности. При этом вся полнота власти в стране должна принадлежать императору- « сыну неба». Император- отец народа, а народ - его дети.

        Конфуций опирался на культ предков  и утверждал, что посмертная  слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым

сохранять исконные устои  общества, ч старинные обряды, церемонии, традиции. Ритуалы и обряды,  по его мнению, следовало закрепить в качестве норм общественной жизни. Соблюдение обрядности - это часть « высоко-нравственного правления», уверял  Конфуций.

         Конфуций  утверждал, что не все люди одинаково способны быть высоконравственными: это, прежде всего удел мудрых правителей и « благоро-дных  мужей», занимающихся умственной  деятельностью.  Предназначение простолюдинов,  хотя и тоже почётное, но другое - они должны обслуживать и кормить аристократическую элиту во главе с императором. Эти низшие люди неспособны к высокому знанию и их рассуждения о делах управления государством есть преступление.

          Итак,  Конфуций  не проявил  особого интереса к философским  проблемам бытия. Его учение - это, прежде  всего свод правил, моральных установок, в основе  которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдения установившихся норм жизни и культ повиновения старшим по возрасту и должности.

          С течением времени, однако, конфуцианство из господствующей  идеологии превращается в важнейшую государственную религию. В III в. до н.э.  

Конфуций был канонизирован, его личность окружается  ореолом святости, в  честь его строятся  храмы.  На основе его учения  и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II-I вв. до н.э. она становится государственной религией  Китая. Эта религия освещала идею тотального господства и подчинения, её важнейшим догматом было обожествление императора и освящение его власти.

       

         Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и духов, её пантеон также всё время пополнялся за счёт обожествления отдельных исторических личностей. Все боги делились на три категории:  1) высшая - включала в себя верховное божество, владыку земли и умерших предков императора.  2) В среднюю категорию входили боги солнца, грома, луны,

3) В низшую категорию включались боги войны и огня, местные духи земли, рек, покровители городов.

         Конфуцианство  не имело  особой  касты  жрецов: функции верховного жреца   выполнял сам император, общение же с мелкими божествами было привилегией государственных  чиновников, так называемого учёного сословия. Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием при отборе их на службу, и именно они были основными хранителями конфуцианских заповедей.

            Итак, к началу  новой  эры  государство и  конфуцианская  религия в Китае становятся  единой   политико - административно - идеологической  системой, сутью которой стало стремление закрепить старые общественные нормы и добиться беспрекословного послушания народа.

          Нарушение конфуцианских заповедей каралось вплоть до смертной казни как « наитягчайшее преступление». Обычным наказанием было превращение в государственных рабов, как самого нарушения, так и членов его семьи.

Моизм.

          В V в. до н.э. в идеологическую и религиозную борьбу включилась ещё одна школа, одна из тех ста философских школ, которые как уверяет китайская традиция,  существовали тогда в стране.  Речь идёт о школе моистов. Название этой школы произошло от имени её основателя   Мо Ди, или учителя Мо. Моисты выступили против важнейших положений конфуцианства, в частности, против обоснования привилегированного общественно-политического и социально- экономического положения наследственной аристократии.

          Мо Ди  выдвинул свою программу переустройства общества на  традиционном китайском принципе « всеобщей любви и взаимной пользы». Он

 

предложил  выдвигать  на руководящие должности мудрых людей  из народа независимо от  их происхождения  и формировать  аппарат управления исходя из личных качеств человека. Идеи  моистов  подвергались критике со стороны  других школ, прежде всего конфуцианства,  а сами моисты – преследованиям и гонениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Распространение буддизма в  Китае.

Буддизм.

       На рубеже   нашей эры  в  Китае  начинает распространяться буддизм, возникший  в  Индии в  VI в. до н.э.  Согласно буддизму, жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом всегда оставаясь злом и страданием. Выход буддисты  видели  в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлений всех желаний, которые и приводят к страданиям. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, это лишь проявление мистического духа.

К VI в. н.э. буддийская церковь в Китае становится большой экономической,  политической и религиозной силой, мощной  церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей, сотни монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм так же, как и даосизм, уступит место конфуцианству.

Характерно, что все религиозные  системы  Китая имели много  общего: всем им был присущ культ  послушания, почитание старших, и предков, идеи  «недеяния» - пассивного, созерцательного отношения к действительности. Эти идеи  определяли и повседневный образ жизни китайцев их национальную психологию.


Информация о работе История Древнего Китая