История античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:45, реферат

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………1 стр.
2.Культура Древней Греции и её периоды.....................2-7стр.
Крито–микенская культура
Культура периода архаики
Культура в классический период (период расцвета).
Культура эпохи эллинизма
3.Культура Древнего Рима.................................................8-14стр.
Этрусская культура
Культура Рима в царский период
Культура Рима в период Империи
4.Медицина в античную эпоху…………………………15-24стр.
Гиппократ – основоположник античной медицины
Деонтологические принципы Гиппократа
Принцип "не навреди" (модель Гиппократа)
5.Заключение…………………………………………………..25стр.

Файлы: 1 файл

реферат на тему Античность.doc

— 954.50 Кб (Скачать файл)

Долгое время идёт полемика (продолжается она и сейчас): к чему относится врачевание, к  науке или искусству? Со всей определенностью  уже тогда отметил, что врачевание может стать действительно искусством после длительной, целенаправленной, постоянной учебы и кропотливой работы. "Поэтому должно вообще стоять на том, что действительно происходит, и заниматься этими делами немалое время, если кто хочет приобрести себе эту легкую и безошибочную способность, которую мы зовём врачебным искусством. Ведь она принесёт величайшую пользу, как больным, так и тем, которые занимаются с ними. И не нужно стесняться разузнавать от простых людей, если что покажется полезным для удобства лечения, ибо я думаю, что всё искусство в целом так было обнаружено, что наблюдался конец в каждом отдельном случае и всё было сведено к одному и тому же выводу. Поэтому должно обращать внимание на случайные обстоятельства, которые встречаются на каждом шагу, и делать дело с пользою и тактом, а не с предвозвещанием и аналогиями во время самого действия".

В наставлениях для врачей Гиппократ высказался и за необходимость  коллегиальных решений вопросов диагноза и лечения затруднительных  случаев. Он писал, что нет ничего постыдного в том, что врач

                                                   18

испытывающий затруднение  в диагностике и лечении просит созвать консилиум. Словно к грядущим поколениям обращены его слова: "Я  с клятвою заверяю, что никогда  осуждение врача, должно возбуждать зависти другого, это значило бы показать свою слабость...".

Важное место в сочинениях Гиппократа отводится научной работе врача. Он начисто отвергает дилетантский подход к возможности научных  открытий и утверждает значение исторического  изучения того или иного вопроса. "А мне кажется, что стремление и задача знания состоит в том, чтобы находить нечто ещё не найденное, то именно, что будучи открытым, много лучше неоткрытого, а также точно доводить, до конца сделанное наполовину". И далее: "...в медицине уже с давнего времени всё имеется в наличии, в ней найдены и начало, и метод при посредстве которых в продолжении долгого времени многое и прекрасное открыто, и остальное вслед за этими будет открыто, если кто-нибудь, будучи основательно подготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого к исследованию. Напротив, тот, кто, отвергший и презревший всё это, приступает к новому пути или способу искания и утверждает, что он открыл нечто, как сам обманывается, так и других обманывает, да и в самом деле это невозможно".

Ещё совсем недавно в  период переломных моментов развития медицины, когда собственный фактический  материал не мог быть объяснён господствующими  теориями медицины, а передовые достижения не осваивались по субъективным или  объективным причинам, пессимисты от медицины провозгласили лозунг: "Назад к Гиппократу". Нельзя признать и лозунг оптимистов: "Вперёд с Гиппократом". Не ценить интеллект, не признавать и не использовать достижения отдельных личностей - ошибка, дорого обходящаяся обществу, но обожествлять какую-либо личность в любой отрасли человеческих знаний не менее вредно, ибо это задерживает

 

                                                   19

поступательное развитие общества, обязывает его на застой. Поэтому мы с полным основанием можем  сказать, что достижения прошлых поколений могут и должны быть лучом, направленным в грядущее.

                        3. Принцип "не навреди" (модель Гиппократа)

Более 25 веков в европейской  культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические  принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие многовековое существование мировой медицины. Возможно ли в этом многообразии вычленить подходы, имеющие непреходящее значение для современного врача? Если мы обозначим все многообразие врачебного нравственного опыта понятием "биомедицинская этика", то обнаружим, что сегодня она существует в четырех формах или моделях: модели Гиппократа, модели Парацельса, деонтологической модели и в виде биоэтики, которая в свою очередь представлена двумя формами - либеральной и консервативной. Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление и выработку тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики.

Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), изложенные им в "Клятве", а также в книгах "О законе", "О врачах" и др. Гиппократа называют "отцом медицины". Эта характеристика не случайна. Она фиксирует рождение профессиональной врачебной этики.

В древних культурах - вавилонской, египетской, иудейской, персидской, индийской, греческой - способность  человека врачевать свидетельствовала  о его "божественной" избранности  и определяла элитное, как правило, жреческое положение в обществе.

Например, первые вавилонские  врачи были жрецами, и основными  средствами лечения были обряды и  магия. Первый египетский целитель Имхотеп (2830 г. до н.э.) - жрец, который впоследствии был обожествлен, и

                                                   20

храм в его честь  в Мемфисе был одновременно и  госпиталем, и медицинской школой. Медицинская практика была исключительным правом магов Персии и брахманов  Древней Индии. Исследователи предполагают, что отец Гиппократа был одним  из жрецов Асклепия - бога медицины в древнегреческой цивилизации.

Становление греческой  светской медицины было связано не только с влиянием рационального  знания и накоплением опыта врачевания, но и с принципами демократической  жизни городов-государств Древней  Греции. Освященные и необсуждаемые права врачующих жрецов постепенно, но неизбежно сменялись моральными профессиональными гарантиями и обязательствами лекарей перед пациентами. Так, в Клятве Гиппократа были впервые сформулированы и выписаны обязанности врача перед больными, перед своими коллегами по ремеслу.

Гиппократ писал: "Клянусь  Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и  богинями, беря их в свидетели, исполнять  честно, соответственно моим силам  и моему разумению, следующую  присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у

                                                  21

страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а  также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной."

Практическое отношение  врача к больному и здоровому  человеку, изначально ориентированное  на заботу, помощь, поддержку, безусловно является основной чертой профессиональной врачебной этики. То, что впоследствии, в христианской морали, станет идеальной нормой отношения человека к человеку - "люби ближнего своего как самого себя", "любите врагов ваших" (Мф. 5,44) - в профессиональной врачебной этике является реальным критерием и для выбора профессии, и для определения меры врачебного искусства.

Нормы и принципы поведения  врача, определенные Гиппократом, являются не просто отражением специфических  отношений в конкретно-исторической эпохе. Они наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. В силу этого, несколько изменяясь, они работают и сегодня, приобретая в том или ином этическом документе, будь то "Декларация", "Присяга" и т.п., свой стиль, особую форму выражения.

Примером документа, созданного в режиме "модели Гиппократа", является "Клятва российского врача", принятая 4-й Конференцией Ассоциации врачей России в ноябре 1994г.:

"Добровольно вступая  в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни

 

                                                   22

других людей, всеми  профессиональными средствами стремясь продлить ее и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой.

Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное  мастерство, отдать все знания и  силы охране здоровья человека, и ни при каких обстоятельствах я  не только не использую сам, но и  никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности.

Я клянусь, что никогда  не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального  и иного немедицинского характера  встать между мною и моим пациентом.

Клянусь безотлагательно  оказывать неотложную медицинскую  помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно  и беспристрастно относиться к своим  пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.

Я обязуюсь во всех своих  действиях руководствоваться этическим  кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством."

Ту часть врачебной  этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно назвать "моделью Гиппократа". Совокупность же рекомендаций, которые принимает

                                                  23

медицинское сообщество, осознавая свою особую включенность в общественную жизнь, является принципами, заданными этикой Гиппократа. Речь идет об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда, оказания помощи, проявления уважения, справедливости, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе от интимных связей с пациентами, о заботе о пользе больного, о врачебной тайне.

Среди перечисленных  принципов основополагающим для  модели Гиппократа является принцип "не навреди". В "Клятве" говорится: "Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости" В культурно-историческом контексте этики Гиппократа принцип "не навреди" фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия, ту исходную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как условие и основание его признания обществом в целом и каждым человеком, который доверяет врачу ни много, ни мало - свою жизнь.

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

                                                       24

                                               Заключение

         Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражаний на тысячелетия в перёд. Отличные черты древнегреческой культуры: духовное многообразии, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы стали подражать грекам , строить культуру по созданным ими образцам.

          Культура Древнего Рима – во многом продолжательница античных традиций Греции – отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        25

       
                                        Литература

1)Большая Советская Энциклопедия, 2-ое издание, том 11, 1952 года.

2)“История Медицины”, Т. С. Сорокина, 1992 год.

3)Журнал “Клиническая медицина”, № 7 за 1986 год.

4)Врачи – философы”, С. Я. Чикин, 1990 год.

5)Культурология: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Проф. А.Н.Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 319с.

6)Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496с.

7)История Мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в.: 8)Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И.Уколовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 200. – 512с.

Информация о работе История античности