Исскуство в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления.
Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты".

Содержание работы

1. Что такое искусство? ----------------------------------------------------------------------3
2. Какие дисциплины изучают искусство? -----------------------------------------------4
3. Какие существуют гипотезы генезиса искусства? --------------------------------5
4. Каковы социокультурные смыслы искусства?-------------------------------------7
5. Что является критерием художественности? ---------------------------------------10
6. Как понималась красота в различных культурах
и культурных эпохах? -----------------------------------------------------------------------10
7. Какова специфика двух различных способов
отражения действительности в искусстве? --------------------------------------------11 8.Что такое массовая культура?--------------------------------------------------------12
9. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры? -------------14
10. Какова динамика художественной культуры? ---------------------------------18
11. Список использованной литературы----------------------------------------------20
12. Основные понятия-----------------------------------------------------------------------21

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 71.96 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление 
1. Что такое искусство?  ----------------------------------------------------------------------3 
2. Какие дисциплины изучают искусство? -----------------------------------------------4 
3. Какие существуют гипотезы генезиса искусства? --------------------------------5 
4. Каковы социокультурные смыслы искусства?-------------------------------------7 
5. Что является критерием художественности? ---------------------------------------10 
6. Как понималась красота в различных культурах 
и культурных эпохах? -----------------------------------------------------------------------10 
7. Какова специфика двух различных способов  
отражения действительности в искусстве? --------------------------------------------11 8.Что такое массовая культура?--------------------------------------------------------12 
9. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры? -------------14 
10. Какова динамика художественной культуры? ---------------------------------18 
11. Список использованной литературы----------------------------------------------20 
12. Основные понятия-----------------------------------------------------------------------21  

 

 

 

 

 

Искусство в системе  культуры

 

Как бы хотелось начать главу  с четкого, стройного определения  того предмета, о котором пойдет речь. Это, конечно, возможно; достаточно открыть любой словарь – и  перед нами такое определение: 
 
«Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения».

 
1. Что такое искусство?

 

Существует  множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию  этого явления.

Во-первых, искусство - это специфический вид  духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства  далее добавляли: "имеющий целью  формирование и развитие способности  человека творчески преобразовывать  окружающий мир и самого себя по законам красоты". Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а  понятие красоты - относительным, так  как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и  восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство  абсурда).

Во-вторых, искусство - это один из элементов  культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

В-третьих, это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа  человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (основанный на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого  знания, являющего символический  облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука-рациональную, искусство-чувственную, религия -интуитивную.

В-четвертых, в искусстве - проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца).

В-пятых, искусство может рассматриваться  как процесс освоения человеком  художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).

Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это  желание понять смысл жизни и  человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь  буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских  орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон...

Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у  импрессионистов, это загадки, которые  нам загадывает сюрреализм...

Искусство - это величайшие творения Данте  и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо  и Матисса, гениальная музыка Баха и  Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского  и Шостаковича, скульптуры Фидия  и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли  Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского.

  Искусство - то, что окружает нас  в повседневной жизни, приходит  в наш дом с экранов телевизоров  и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если  попытаться лаконично определить, что  такое искусство, то можно сказать, что это "образ" - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах  отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение  культурных эпох. Исследователи, пытаясь  понять природу искусства, видели в  нем и реализацию инстинкта украшения  и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование  информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство  как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессознательного начала в человеке, видели в нем  способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника.

Все эти интерпретации отражают накопленное  знание об искусстве и раскрывают различные грани культуры.

 

2. Какие дисциплины изучают искусство?

 

В повседневном употреблении понятия "искусство" и "художественная культура" тождественны. Однако понятие "художественная культура" гораздо объемнее, чем понятие "искусство ". Оно включает всю систему  искусств в целом и каждый его  вид в отдельности, сам процесс  создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты  культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей...            Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины - искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа.

  Родоначальником истории искусств  принято считать Дж. Вазари (1511-1574), итальянского живописца и архитектора,  создавшего первый труд в этой  области "Жизнеописания наиболее  знаменитых живописцев, ваятелей  и зодчих". В XVIII веке складывается  теория искусств (немецкий просветитель  И. Винкельман) и художественная  критика (французский философ-энциклопедист,  писатель Д. Дидро). Немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке ввел термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" - низшей теории познания.

  Однако первые эстетические мысли  об искусстве, о том, что  такое красота, мы находим и  в древнейших восточных трактатах  "Веды", "Авеста", и у античных  философов, и в религиозных  средневековых сочинениях. Для немецкого  философа И. Канта эстетика - это  "наука о чувственности вообще". Другое понимание эстетики как  философии искусства в наиболее  яркой форме представлено в  немецкой классической философии  Г. Г. Гегелем. В XX веке проблемами  искусства занимаются и такие  современные науки как социология  и психология. В психологии искусства  исследуется психология художественного  творчества и психология восприятия  искусства.

  В социологии искусства изучаются  закономерности взаимодействия  искусства и общества, их отражение  в художественном творчестве и исполнительстве.

Специфика культурологического анализа искусства - в выяснении его социокультурных  смыслов, его типологии и динамики, а также в исследовании искусства  как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с  другими феноменами культуры.

 

 
3. Какие существуют гипотезы  генезиса искусства?

 

Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе  позднего (верхнего) палеолита (20 - 30 тыс. лет до н.э.). Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается  в тех образах, что донесли  до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические "венеры", живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или  высеченные на камне) пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира  дворянином Марселино де Саутуолла  среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек  был лишен всякой духовности и  занимался только поиском пищи. Некоторые  ученые до сих пор упрощенно подходят к оценке образов первобытного художественного  творчества. Однако уже английский исследователь первобытного искусства  Анри Брейль в начале века заговорил  о настоящей "цивилизации каменного  века", проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спиралей и  отпечатков рук на глине через  гравированные изображения животных на костях, камне и роге к полихромным (многоцветным) росписям в пещерах  на огромных пространствах Европы и  Азии. Анри Брейль был приверженцем магической теории, согласно которой  все фрески, статуэтки и гравировку следует воспринимать как объекты  культа, напрямую связывая их с необходимостью заманивать животных в охотничьи угодья.

Говоря  о первобытном искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека представляло неразрывный  синкретический (от греч. synkretismos - соединение) комплекс, и все в дальнейшем развившиеся  в самостоятельные формы культуры существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой. Искусство, фиксируя ту меру социальности, которая  свойственна Homo Sapiens, становилось и  средством общения между людьми и закрепляло свойственную ему способность  давать обобщенную картину мира в  художественных образах.

Известный исследователь психологии искусства  Л. С. Выгодский пришел к такому выводу: "Искусство есть социальное в  нас... Существеннейшая особенность  человека, в отличие от животного, заключается в том, что он вносит и отделяет от своего тела, и аппарат  техники, и аппарат научного познания, которые становятся как бы орудиями общества. Так же точно и искусство  есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни  интимные и самые личные стороны нашего существа".

Существуют  и другие точки зрения на происхождение  искусства. Одна из них связана с  игровой концепцией культуры и восходит к идеям Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Спенсера. Наиболее законченно эта точка зрения выражена в книге голландского культуролога Йохана Хейзинги (1872 - 1945) "Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры". Еще Г. Спенсер утверждал, что  искусство берет свое начало в  тех же импульсах, которые побуждают  к играм. Искусство в этом случае рассматривается как "незаинтересованная игра".

И. Хейзинга пошел в исследовании игрового элемента дальше. Игра, как и искусство, есть деятельность непринужденно-свободная  и творческая. Если игра в ее первозданном виде присуща ребенку (животные тоже "играют"), то игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума. Элементы игры проявляются в различных  ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах, где фактически непосредственная веселая  игра сливается с самой жизнью (вспомним взаимосвязь средневекового карнавала с искрометным смехом Ф. Рабле, блестяще показанную нашим  отечественным литературоведом  М. Бахтиным). И. Хейзинга в своей  книге показал наличие игрового начала в самых разнообразных  проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства. "Игра-состязание как  импульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняла жизнь, и подобно  дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры,- пишет в своей книге И. Хейзинг. - Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях... Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах "играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра"'. Игра, по мнению Хейзинги, является критерием оценки всех культурных явлений, в том числе искусства, родственного ей по своей природе. Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.

Следующая концепция, связанная с генезисом  искусства, носит название "имитативной  теории". В ней утверждается, что  в искусстве проявляется инстинкт подражания (Лукреций Кар, О. Конт, Ж.Л. Даламбер и др.). Античный мыслитель  Демокрит считал, что искусство возникает  из непосредственного подражания животным (именно в античности появляется термин "мимезис" -подражание). Наблюдая за действиями животных, насекомых, птиц, люди научились "от паука -ткачеству  и штопке, от ласточки -постройке  домов, от певчих птиц - лебедя и соловья - пению". Аристотель, рассматривая проблему мимезиса, считал, что в искусстве  не просто создаются образы реально  существующих предметов или явлений, но и заложен импульс к сравнению  с ними.

Некоторые ученые рассматривают искусство  как реализацию "инстинкта украшения", средство полового привлечения (Ч. Дарвин, О. Вейнигер, К. Грос и др.). По-видимому, это один из возможных многочисленных вариантов ответа на вопрос о происхождении  искусства, ведь нательные украшения  и раскраска тела существуют сегодня в культуре племенных народов.

Если  рассматривать данную проблему в  контексте генезиса культуры в целом, то очевидно, что многие идеи и теории можно экстраполировать в область  искусства. Так, в качестве импульсов  для возникновения искусства  могут выступать рефлексия, труд, расово-антропологические особенности, процесс сигнификации, коммуникации, внеземные и сверхъестественные источники.

 
4. Каковы социокультурные смыслы  искусства?

 

Различные подходы к пониманию искусства  и его возникновения свидетельствуют  о множественности его социокультурных  смыслов. Л.С. Выгодский утверждал, что "искусство первоначально возникает  как сильнейшее орудие в борьбе за существование, и нельзя, коне4но, допустить  и мысли, чтобы его роль сводилась  только к коммуникации чувства и  чтобы оно не заключало в себе никакой власти над этим чувством. Если бы искусство... умело только вызывать в нас веселость или грусть, оно никогда не сохранилось бы и не приобрело того значения, которое  за ним необходимо признать".

Мы  читаем книги, смотрим фильмы, слушаем  музыку, восхищаемся грандиозными архитектурными сооружениями и тем самым расширяем  наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении. Русский  литературный критик В. Г. Белинский  отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания.

Искусство может рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек  может переноситься в другие эпохи  и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.

Информация о работе Исскуство в системе культуры