Искусство Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

Культура Возрождения нашла свое выражение прежде всего в произведениях итальянских живописцев, скульпторов, поэтов. Но в отличие от идеалов античного мира, где человек представляется игрушкой рока, они возвеличивают человека, считают его властелином своей судьбы, отдают должное его качествам (личным) и воле. Творчество художника эпохи Возрождения Л. де Винчи.

Содержание работы

Введение
Глава I. Эпоха Возрождения: круг идей
1.1. Культура Возрождения
1.2. Искусство Возрождения
Глава II. Человек Возрождения в живописи
2.1. Леонардо да Винчи: общая характеристика творчества
2.2. Основные раборы
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

реферат_культ.docx

— 400.43 Кб (Скачать файл)

В период, когда Италия вступила в высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение. В искусстве Северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно  более условно по форме, более  архаично, менее знакомо с античностью. Философской основой Северного  Ренессанса был пантеизм, растворявший Бога в природе и наделявший ее божественными атрибутами. Пантеисты  считали, что каждый кусочек природы достоин изображения, поскольку в нем есть частица Бога. Это привело к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. В это же время возникает жанр портрета. Если в итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, то в северном - этическая. Немецкие художники считали, что духовная красота важнее телесной.

Позднее Возрождение.

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование  стало повсеместным. Кризис гуманизма  вызревал постепенно, возникнув в  его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных  для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение  Коперника о гелиоцентрической  системе. Земля перестала быть центром  мироздания. Человек стал маленьким  и затерялся в бесконечной  вселенной.

Кризис  гуманизма выразился также в  создании утопий. Первые утописты Т. Мор  и Т. Кампанелла были гуманистами. Утопические  идеи возникли как реакция на противоречия и несообразности гуманизма, его  неспособность ответить на волновавшие  гуманистов вопросы. Утопией - по названию вымышленной Т. Мором страны - называют фантастическое, не имеющее корней в реальности устройство идеального общества. Появление утопий свидетельствует  об утрате доверия к истории и  человеческой природе. Утописты отказывают человеку в творческом начале, ограничивая  его существование первичными потребностями.

В искусстве  Западной Европы черты кризиса гуманизма  сказались в возникновении академизма и маньеризма. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Уже в 20-30 гг. XVI века наряду с Возрождением в искусстве Италии возникают новые явления. Разлад гуманистических идеалов и действительности породил неверие в возможность гармонического развития личности. Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения. В произведениях этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Окончательно он сформировался к середине XVI в. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности. Новый идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса. Лишенное высокого идейного содержания, свойственного искусству Возрождения, искусство художников-маньеристов стало не только чересчур жеманным, но и холодным, маловыразительным. Во второй половине XVI века маньеризм распространился на все европейское искусство, его влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям Ренессанса и его гуманистическим принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению реальных живых людей и их окружения. Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители венецианской школы - Веронезе и Тинторетто. Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. В последние десятилетия XVI века кризис гуманизма Возрождения оказал влияние и на венецианскую школу. Это заметно в творчестве Тинторетто, сочетающем реализм с маньерической изощренностью форм.

Итальянское Возрождение оказало влияние  на искусство Испании. Испанские  художники переняли многое у итальянцев, но маньеризм оказался им ближе по духу, чем Ренессанс. С середины XVI в. это направление было вытеснено  придворным искусством. Наиболее известный  испанский художник второй половины XVI века - Эль Греко, чье творчество ближе к венецианской школе. Он стал последним крупным представителем европейского маньеризма.

В искусстве  Нидерландов XVI в. развитие происходило  постепенно, новые черты сочетались со старыми. Одно из направлений в  нидерландской живописи - “романизм” - обращение к искусству Италии, испытавшее влияние как Ренессанса, так и маньеризма. Во второй половине XVI века в Нидерландах развивался жанр портрета, складывалась его новая  разновидность - групповой портрет. Выделяется в самостоятельный жанр бытовая картина. Величайший художник Нидерландов - Питер Брейгель, чье  искусство национально по форме  и содержанию. Брейгель ярко отражает современную ему жизнь.

Итальянское искусство Возрождения оказало  влияние и на культуру Германии. Немецкие художники приобщаются  к достижениям Ренессанса, овладевают научными основами искусства. Для немецкого  искусства XVI в. характерно расширение тематики, овладение изображением пространства и человеческого тела. Среди художников Германии XVI столетия выделяется Альбрехт Дюрер, живописец и гравер, оставивший трактаты по теории искусства. Дюрер, кроме  живописи и графики, занимался также  естественными и точными науками, воплощая ренессансный тип художника-ученого. Другие крупные немецкие художники  того времени - Лукас Кранах, Ганс Гольбейн.

Искусство Италии в XVI в. еще переживает расцвет, но во второй половине столетия художник перестает ощущать себя божественным творцом. Столкновение гуманистического идеала с реальностью вызывает глубокое разочарование. Гуманисты начали рассматривать  свои представления о человеке не с точки зрения вечности, а в  конкретных жизненных ситуациях, и  тогда их гуманизм, претерпев радикальные  изменения и превращения, стал мировоззрением совсем не ренессансного типа.

Глава II. Человек Возрождения  в живописи

    1.  Леонардо да Винчи: общая характеристика творчества

"Подчиняясь жадному своему влечению, желаю увидеть великое множество разнообразных и странных форм, произведенных искусной природой, блуждая среди темных скал, я подошел ко входу в большую пещеру. На мгновение я остановился перед ней пораженный… Я наклонился вперед, чтобы разглядеть, что происходит там, в глубине, но великая темнота мешала мне. Так пробыл я некоторое время. Внезапно во мне пробудилось два чувства: страх и желание; страх перед грозной и темной пещерой, желание увидеть, нет ли чего-то чудесного в ее глубине".

Так пишет  о себе Леонардо да Винчи. Не запечатлен ли в этих строках жизненный путь, умственная устремленность, грандиозные  поиски и художественное творчество этого человека, одного из величайших гениев мировой истории?

По свидетельству  Вазари, Леонардо "своей наружностью, являющей высшую красоту, возвращал ясность каждой опечаленной душе".1 Но во всем, что известно о его жизни, нет как бы самой личной жизни: ни семейного очага, ни счастья, ни радости или горя от общения с другими людьми. Нет и гражданского пафоса: бурлящий котел, который представляла собой тогдашняя Италия, раздираемая противоречиями, не обжигает Леонардо да Винчи, как будто бы никак не тревожит ни сердца его, ни дум. А между тем нет, быть может, жизни более страстной, более огненной, чем жизнь этого человека.

Леонардо  да Винчи сознавал всеобъемлемость  своего ума и художественного  гения. Шаг за шагом, подчиняясь своему влечению, его исследовательская  мощь прокладывала себе путь во всех областях знания, среди темных скал к таинственной пещере. Бесконечно пленительно искусство  Леонардо, на котором лежит печать тайны.

Леонардо  да Винчи родился в 1452г. в селении  Анкиано, около города Винчи, у подножия Албанских гор, на полпути между  Флоренцией и Пизой.

Величественный  пейзаж открывается в тех местах, где протекало его детство: темные уступы гор, буйная зелень виноградников  и туманные дали. Далеко за горами –  море, которого не видно из Анкиано. Затерянное местечко. Но рядом и  просторы, и высь.

Леонардо  был внебрачным сыном нотариуса  Пьеро да Винчи. Отец, по-видимому, позаботился о его воспитании.

Исключительная  одаренность будущего великого мастера  проявилась очень рано. По словам Вазари, он уже в детстве настолько  преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное  положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно  играл на лире и "божественно пел импровизации". Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение. Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу Андреа Верроккио. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо всецело посвятить себя живописи. В 1466г. Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккио.

Следующий эпизод, подробно описанный Вазари, относится к начальному периоду  художественной деятельности Леонардо.

Как-то отец принес домой круглый щит, переданный ему приятелем, и попросил сына украсить его каким-нибудь изображением по своему вкусу, чтобы доставить этому  приятелю удовольствие. Леонардо нашел  щит кривым и шероховатым, тщательно  выпрямил и отполировал его, а  затем залил гипсом. Затем он натаскал в свою уединенную комнату великое  множество хамелеонов, ящериц, сверчков, змей, бабочек, омаров, летучих мышей  и других причудливых животных. Вдохновившись  зрелищем этих тварей и воспользовавшись обликом каждой в самых фантастических сочетаниях, он создал для украшения  щита некое страшное чудище, "которое заставил выползать из темной расщелины скалы, причем из пасти этого чудовища разливался яд, из глаз вылетал огонь, а из ноздрей - дым".

Работа  над щитом так увлекла Леонардо, что "по великой своей любви к искусству" он даже не замечал жуткого смрада от подыхавших животных.

Когда почтенный  нотариус увидел этот щит, он отшатнулся в ужасе, не веря, что перед ним  всего лишь создание искусного художника. Но Леонардо успокоил его и назидательно пояснил, что эта вещь "как раз отвечает своему назначению…"

Много лет  спустя, уже на закате жизни, Леонардо, по словам того же Вазари, нацепил ящерице  "крылья, сделанные из кожи, содранной им с других ящериц, налитые ртутью и трепетавшие, когда ящерица двигалась; кроме того, он приделал ей глаза, рога и бороду, приручил ее и держал в коробке; все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек".

Он хочет  познать тайны и силы природы, подчас зловещие, смертоносные. Через  полное познание природы хочет стать  ее властителем. В своих поисках  он преодолевает отвращение и страх.

Страсть к фантастическому характерна для  Леонардо да Винчи – от отроческих лет и до самой смерти. И когда  эта мощь наполняла все его  существо, он творил великие дела.

Художественное  наследие Леонардо да Винчи количественно  невелико. Высказывалось мнение, что  его увлечения естественными  науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Это  подтверждает и Вазари, согласно которому препятствия лежали в самой душе Леонардо – "величайшей и необыкновеннейшей… она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний".

Уже первый флорентийский период деятельности Леонардо, после окончания учения у Верроккио, отмечен его попытками  проявить свои дарования на многих поприщах: архитектурные чертежи, проект канала, соединяющего Пизу с Флоренцией, рисунки мельниц, сукновальных машин  и снарядов, приводимых в движение силою воды. К этому же периоду  относится его картина "Мадонна с цветком".

Когда Леонардо писал ее, ему было двадцать шесть  лет. К этому времени художник обрел уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи, которое он ставил выше всех прочих.

"Мадонна с цветком" - это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой-либо святости. Перед нами всего лишь юная мать, играющая со своим ребенком. Вечная прелесть и поэзия материнства. В этом бесконечное очарование картины.

Леонардо знал, что природа сделала его творцом, первооткрывателем, призванным послужить мощным рычагом тому процессу, который мы ныне называем прогрессом. Но чтобы полностью проявить свои возможности, ему надлежало обеспечить для своей деятельности наиболее благоприятные условия в уделенный ему для жизни срок. Вот почему он стучался во все двери, предлагал услуги каждому, кто мог помочь ему в его великих делах, угождал и "своим", итальянским тиранам, и чужеземным государям; когда надо было – подлаживаться под их вкусы, ибо взамен рассчитывал на поддержку в своем действенном и "всепоглощающем стремлении к истине".

Так случилось  уже в ранний период деятельности Леонардо да Винчи. Флоренция того времени  не дала ему того, на что он мог  рассчитывать. Как известно, сам Лоренцо Великолепный и его двор превыше всего ценили живопись Боттичелли. Мощь и свобода Леонардо смущали их своей новизной. А замыслы его в градостроительстве и инженерном деле казались слишком смелыми, несбыточными. Похоже, что Лоренцо более всего ценил в Леонардо музыканта, действительно наслаждаясь его игрой на лире.

И вот  Леонардо обращается к другому властителю - Людовику Моро, который правит Миланом. Милан ведет в это время войну с Венецией. И потому Леонардо в первую очередь старается убедить миланского герцога, что может быть полезен ему в военном деле.

По свидетельству  современников, Леонардо был прекрасен  собой, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Одевался щегольски, носил красный плащ, доходивший до колен, хотя в моде были длинные одежды. До середины груди ниспадала его прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная. Он был обворожителен в беседе и привлекал к себе человеческие сердца.

Даже  когда он сравнительно мало зарабатывал, всегда держал лошадей, которых любил  больше всех других животных.

Известно  также, что он постоянно рисовал и записывал.

До нас  дошло около семи тысяч страниц, покрытых записями или рисунками  Леонардо.

Один  из первых исследователей этих рукописных сокровищ отмечал в изумлении: "Здесь есть все: физика, математика, астрономия, история, философия, новеллы, механика. Словом - это чудо, но написано навыворот, так дьявольски, что не один раз я тратил целое утро, чтобы понять и скопировать две или три странички".

Дело  в том, что Леонардо писал справа налево, так что читать его труды  нужно в зеркале. По некоторым  свидетельствам, он был левшой, по другим - одинаково владел обеими руками. Как бы то ни было, такое его письмо еще усугубляет тот ореол таинственности, которым он окружал себя и которым отмечено все его творчество.

Леонардо  угадал многое, что не знали еще  люди, которые в XIX в. стали изучать  его записи. "Идеальный город" - одна из тем многих рисунков и записей Леонардо. В таком городе, указывал он, улицы должны быть проложены на разных уровнях, причем только по нижним будут ездить повозки и прочие грузовые телеги, а от нечистот город будет очищаться по подземным проходам, проложенным от арки до арки.

Любопытство его было безгранично. Он доискивался  причины всякого явления, даже незначительного, ибо и такое могло открыть  новые просторы познанию.

Информация о работе Искусство Возрождения