Исчезающие языки мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 18:41, реферат

Описание работы

Язык значит намного больше, чем простое средство общения. Языки вплетены в саму культуру этнических групп, которые на них говорят. Различные культуры имеют различные подходы к классификации и восприятию их собственного мира: природы, общества, сверхъестественного и внутреннего пространства. На основе этой классификации и системы признания народы различных культур выработали и различные способы приспособления к окружающей среде. Эти подходы и методы - главные элементы любой культуры.

Содержание работы

1.
Оглавление………………………………………………………………………….
2
2.
Введение…………………………………………………………………………….
3-4
3.
Часть I. Языки, находящиеся под угрозой исчезновения ………………………...
5
4.
Часть II. Проблема исчезновения адыгейского языка в XXI веке ……………….
10
5.
Заключение…………………………….………………………………...…………..
15
6.
Список используемой литературы……..…………………………………....……...
16

Файлы: 1 файл

anastasia_karpenko1111.docx

— 37.18 Кб (Скачать файл)

 
Карпенко Анастасия Романовна, Краснодарский край, г. Краснодар, МБОУ СОШ № 73,  9 класс, «Исчезающие языки мира». Научный руководитель: Науменко Виктория Геннадьевна, учитель английского языка МБОУ СОШ № 73

 

Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани

 

 

 

 

«ИСЧЕЗАЮЩИЕ ЯЗЫКИ МИРА»

 

Научно-исследовательский проект

 

 

Выполнен учащейся

9 «Б» класса МБОУ СОШ  № 73

муниципального  образования город Краснодар

Карпенко Анастасией

Романовной

Научный руководитель:

учитель английского языка МБОУ СОШ № 73

Науменко Виктория Геннадьевна

 

 

Краснодар 2014

Оглавление.

1.

Оглавление………………………………………………………………………….

2

2.

Введение…………………………………………………………………………….

3-4

3.

Часть I. Языки, находящиеся под угрозой исчезновения ………………………...

5

4.

Часть II. Проблема исчезновения адыгейского языка в XXI веке ……………….

  10

5.

Заключение…………………………….………………………………...…………..

15

6.

Список используемой литературы……..…………………………………....……...

16

     
     

 

 

Введение.

Язык значит намного больше, чем простое средство общения. Языки вплетены в саму культуру этнических групп, которые на них говорят. Различные культуры имеют различные подходы к классификации и восприятию их собственного мира: природы, общества, сверхъестественного и внутреннего пространства. На основе этой классификации и системы признания народы различных культур выработали и различные способы приспособления к окружающей среде. Эти подходы и методы - главные элементы любой культуры. Языки глубоко связаны с классификацией и восприятием людьми той природной и культурной среды, в которой они живут и общаются.

В связи с этим целью нашего научно-исследовательского проекта является рассмотрение феномена исчезновения языков (на примере адыгейского языка) и способы их восстановления.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:  рассмотреть зык как способ представления информации; исследовать причины вымирания языков; выявить способы сохранения и восстановления  языков.

При подготовке проекты мы использовали следующие методы:  анализа литературы; описательный, сравнительно-исторический и сопоставительный.

В результате нашего исследования мы получили следующие данные: всего на Земле сегодня существует около семи тысяч языков. На 83 самых распространенных из них разговаривает около 80% человечества; на 3500 самых малоупотребляемых – 0,2%.

Языки исчезали на протяжении всей истории человечества, однако в последние века наблюдается ускорение этого процесса. Между 1490 и 1990 годами около половины языков мира исчезло с лица Земли. Если учитывать проблему различения языков и диалектов, то самое большое число языков, на которых когда-либо говорили в мире, будет составлять 10-15000.

В результате нашего научно-исследовательского проекта мы пришли к следующему выводу- вымирание языка влечет за собой вымирание культуры, истории и духовных ценностей целого народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть I.  Языки, находящиеся под угрозой исчезновения и исчезающие языки.

Согласно подсчетам ЮНЕСКО, в мире насчитывается около 6000 языков, большинство из которых диалекты [6]. Нам известно о языках, на которых уже не говорят, другими словами, они находятся на грани исчезновения либо вымерли. Только некоторые из них, такие как латинский, древнегреческий и санскрит, искусственно были оживлены и в данное время широко распространены, а иногда даже используются в разных сферах достаточным числом людей, как, например, это произошло с древнегреческим или египетским.

Каждый язык отображает уникальное мировоззрение и культурный комплекс, отражая методы, с помощью которых языковая группа решала свои проблемы, соприкасалась с внешним миром, а также формировала свое мышление, философию и понимание окружающего ее мира. Каждый язык - это средство выражения культурного наследия народа. Однако с исчезновением или вымиранием языка утрачивается незаменимый элемент в нашем знании и постижении человеческого мышления и мировоззрения.

Естественное вымирание и исчезновение языков в человеческом социуме продолжалось на протяжении тысячелетий, языки медленно исчезали. Эта тенденция возросла за короткий период, например, когда могущественные завоеватели нападали и истребляли малочисленные племена, не задумываясь, что вместе с населением этих племен впоследствии погибнут их языки, их культура; или когда природные катаклизмы, такие как беспощадные извержения вулканов или масштабные наводнения стирали с лица земли людей -носителей местных языков. Хотя эти события и подвергли сотни языков постепенному исчезновению, в то же время они не привели к значительному уменьшению числа языков во всем мире.

Однако последние три года явились свидетелями катастрофического роста «смертности» и исчезновения языков во всех частях света, что обусловило нынешнюю ситуацию, в которой более 3000 языков находятся под угрозой исчезновения. Кроме того, в некоторых «живых» языках обозначились признаки, ставящие эти языки под угрозу, которые впоследствии войдут в категорию исчезающих языков пока не вымрут вообще[2, c. 25-26].

Что именно подразумевается под языком, находящимся под угрозой исчезновения? Вообще, язык любого сообщества, который перестает изучаться детьми или, по крайней мере, большей частью детей сообщества (30%) должен рассматриваться как язык, находящийся под угрозой исчезновения или же потенциальным языком, находящимися под угрозой исчезновения [2, c. 30-31]. Если большая часть детей переключается на другой язык, то количество детей, следующих их примеру, возрастает до тех пор, пока не останется ни одного ребенка, владеющего родным языком. Таким образом, язык, в конце концов, исчезнет. Важно отметить, что язык, находящийся под угрозой исчезновения подлежит восстановлению в том случае, если будет принята соответствующая языковая политика. Возрождение иврита, который перестал существовать тысячи лет назад - один из примеров.

Язык может оказаться под угрозой исчезновения, даже если есть дети, говорящие на этом языке. Первая причина - насильственное разделение или перемещение языкового сообщества; внедрение малочисленной языковой группы или лиц такой группы в общества, говорящие на другом языке и доминирующие в численном соотношении. Это неизбежно приведет к смерти языка перемещенного народа в кратчайший срок.

Вторая ситуация, в которой язык подвергается опасности и находится под угрозой исчезновения, возникает тогда, когда одно языковое сообщество входит в непосредственный контакт с носителями другой более агрессивной культуры. Первая культура подвергается разобщению, так как свободное владение языком преобладающей языковой группы сулит экономическим благосостоянием для носителей более слабой культуры. Родители детей более слабой культуры отдают предпочтение изучению языка более сильной культуры, и сами стремятся общаться со своими детьми на предпочитаемом языке. Молодое поколение вскоре научится ненавидеть свой родной язык и начнет считать его нестоящим и неполноценным, и, в конце концов, прекратит интересоваться им.

Третья группа причин, вызывающих угрозу или даже прекращение существования местных языков или языков меньшинств, могут косвенно относиться к действиям людей, принадлежащих к доминирующей культуре, которые ведут к разрушению окружающей среды, а также лишению средств к существованию. Например, такие как добыча угля или нефти, повальная вырубка лесов, строительство дамб, война и др., которые влекут за собой переселение и расселение носителей местного языка, оборачиваясь катастрофой для их языков.

Причинами угроз или исчезновения очень малых или сравнительно малых местных языков могут явиться такие природные катастрофы как извержение вулканов, безжалостные землетрясения, цунами, наводнения, спонтанные пожары, новые инфекционные заболевания и эпидемии болезней, передающиеся посредством контакта носителей местных языков с представителями доминирующей культуры, где первые не имеют иммунитета против таких болезней как грипп или туберкулез, а в прошлом, оспа и др.

В нашем исследовании языков, находящихся под угрозой исчезновения важным фактором является число носителей данного языка. Языки являются менее уязвимыми, если число носителей достаточно высокое. Поэтому следует выяснить число носителей языка более агрессивной культуры, в которую попадают малочисленные носители местного языка. В Австралии, изо всех когда-либо существовавших или существующих сейчас некоторых автохтонных языков, очень немногие насчитывают более тысячи носителей, но, тем не менее, они рассматриваются и определяются как распространенные языки, потому как среднее число носителей других языков коренных жителей Австралии не превышает и ста. Схожая ситуация в Новой Гвинее и на прилегающих островах, в некоторых частях Меланезии и других частях света. С другой стороны, в таких государствах как Индия, где многие языки насчитывают миллионы носителей, язык с 10000 носителями считается малым языком, и будет ущемляться соседствующими языками, имеющими миллионы носителей.

Три причины угрозы, приведенные нами выше, имеют свои примеры. Возможно, что единственным путем предотвращения угрозы «жизни» языка, особенно при второй и в какой-то степени первой причине, могло бы оказаться поощрение двуязычия или многоязычия, которые уже является нормой во многих частях мира.

Двуязычие и многоязычие позволяют носителям языков, находящихся под угрозой исчезновения развивать родной язык, одновременно овладевая языком более агрессивной культуры или цивилизации для обеспечения своего благосостояния. Двуязычные и многоязычные системы преобладают над моноязычными, придавая более гибкий и живой характер сознанию человека, а, также позволяют развивать более высокое и быстрое мышление, основываясь на обогащенной памяти, которая развивается благодаря овладению двумя или нескольким разными языковыми системами, включающими разный словарный запас, грамматику, звуковые структуры и идиоматические выражения. Начиная с раннего детства ребенку должен прививаться интерес к двум или нескольким языкам, поскольку двуязычие и многоязычие - самые благодатные качества, присущие человеку. К сожалению, это явление не поддерживается многими основными культурами, носителями которых оказываются преимущественно люди, владеющие одним языком и ошибочно рассматривающие моноязычную систему как норму человеческого языка [5, c. 65-66].

Во многих странах мира образование осуществляется в многоязычной среде. В большинстве многоязычных обществ сформировался этос, который обеспечивает сбалансированное использование различных языков и уважительное отношение к ним в повседневной жизни. С точки зрения этих сообществ многоязычие - это скорее образ жизни, чем проблема, требующая решения [1, с. 23-26].

Двуязычное и многоязычное образование означает использование двух или более языков в качестве средства обучения. В большей части специализированной литературы эти два вида обозначаются термином «двуязычное образование». Однако ЮНЕСКО утвердила термин «многоязычное образование», означающий использование, по меньшей мере, трех языков, а именно родного языка, регионального или национального языка и международного языка, в образовании [4]. Считается, что потребности участия на глобальном и национальном уровнях и особые потребности конкретных общин, имеющих свою индивидуальную культуру и язык, можно удовлетворить лишь посредством многоязычного образования. В регионах, в которых язык обучающегося не является официальным или национальным языком страны, с помощью двуязычного и многоязычного образования можно осуществить обучение на родном языке и на ряду с этим обеспечивать изучение языков, используемых в более крупных районах страны и мира. Такой дополнительный подход к двуязычию отличается от так называемого субстрактивного двуязычия, цель которого заключается в переходе к обучению детей на втором языке.  
Часть II. Проблема исчезновения адыгейского языка в XXI веке.

Кавказ – очень богатый и сложный этнический и языковой мир, который отличается многонациональностью и необычайной языковой дробностью. По происхождению языки Кавказа относятся к трем лингвистическим семьям: иберийско-кавказской (северокавказской или кавказской), индоевропейской и алтайской. При всем многообразии языков Северного Кавказа в современное время сложилась довольно сложная ситуация: практически все языки Северного Кавказа ЮНЕСКО признала исчезающими (язык горских евреев, адыгейский, кабардино-черкесский, карачаево-балкарский, ингушский, абхазский, абазинский, шапсугский, осетинский, языки народов Дагестана и др. [unesco.org]), а некоторые кавказские народы (абазины, шапсуги) включены в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации» [Постановление].

 Но мы бы хотели подробнее остановится на угрозе исчезновения адыгейского языка. Среди основных причин исчезновения адыгейского языка можно выделить: социально-политические, историко-культурные, геополитическое положение, религиозные факторы, количество носителей, особенности менталитета, бытовые (повседневная жизнь). Процесс исчезновения языков происходил во все времена. Однако сейчас ученые отмечают, что темпы вымирания ускорились. Это во многом объясняется процессом глобализации и вытеснением отдельных языков другими, более сильными языками. Э.Р. Тенишев отмечает, что «для малых народов опасность потерять родной язык существует, и проблема предупреждения этой утраты должна безотлагательно решаться в кратчайший срок. К сожалению, сегодня приходится констатировать, что многие языки уже потеряли письменность, низведены до бытового употребления или находятся на грани исчезновения.[Тенишев: 198]. Многие люди уезжают из сел в города и постепенно теряют язык своего народа. «В современном мире рост миграции и урбанизации нередко сопровождается потерей традиционного образа жизни и принуждением говорить на доминирующем языке, который необходим или воспринимается как необходимый для полноценного участия человека в общественной жизни и процессах экономического развития» [unesco.org]. М.Е. Алексеев отмечает, что «языковые коллективы, проживающие компактно и относительно замкнуто, менее подвержены процессам перехода на другие языки, в то время как активное иноязычное окружение заметно ускоряет эти процессы» [Алексеев 1992: 17]. Автор характеризует пагубное влияние переселения и миграционных процессов, при этом подчеркивая, что с отрывом от традиционной среды существования фактически теряется одна из важнейших функций языка – моделирование характерной для данного языка картины мира. Эти факторы способствуют ускорению процессов утраты родного языка. Уровень развития любого языка зависит от условий, в которых он функционирует. Для сохранения, укрепления и совершенствования языка, роста его роли в общественной жизни необходимо упорядочить языковую ситуацию. Для оказания планомерного воздействия на языковую ситуацию ученые и общественность сегодня должны заняться языковой политикой.

Информация о работе Исчезающие языки мира