Интегративный характер культурологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 04:54, реферат

Описание работы

Исследование культуры имеет глубокие философские корни (философия истории, философия культуры). Кроме того, оно привлекает внимание представителей других-наук, прежде всего - археологии, этнографии, психологии, истории, социологии.
Культурология - сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую научную дисциплину лишь на рубеже XIX - XX вв. До этого исследование проблем различия между тем, что существует независимо от человека - природой - и тем, что создано человеком - культурой - осуществлялось в рамках философского познания бытия, мира и человека в мире.

Содержание работы

Введение
1 Культурология как самостоятельная область знания
2 Интегративный характер культурологического знания
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Интегративный характер культурологического знания.docx

— 30.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1 Культурология как самостоятельная  область знания

2 Интегративный характер  культурологического знания

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Исследование культуры имеет глубокие философские корни (философия истории, философия культуры). Кроме того, оно привлекает внимание представителей других-наук, прежде всего - археологии, этнографии, психологии, истории, социологии.

Культурология - сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую научную дисциплину лишь на рубеже XIX - XX вв. До этого исследование проблем различия между тем, что существует независимо от человека - природой - и тем, что создано человеком - культурой - осуществлялось в рамках философского познания бытия, мира и человека в мире.

Цель данной работы - изучить культурологию как интегративное знание.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

рассмотреть культурологию как самостоятельную область знания;

охарактеризовать интегративный характер культурологического знания.

В структуру работы входит введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.

 

1 Культурология  как самостоятельная область  знания

 

Культура как специфический предмет изучения стала приковывать к себе внимание философов и историков лишь с XVIII в. Именно в то время, начиная с сочинений Д. Вико «Основания новой науки об общей природе наций» (1725), И. Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791), трех «Критик...» И. Канта, культурологических конструкций Ф. В. Шеллинга, Г. В.

Ф. Гегеля, осмысливается целостность творимого человеком мира. Осознание взаимодополнительности энергий трех духовных способностей человека - разума, воли и чувства - реализующихся в таких плодах деятельности человека, как наука, нравственность и искусство, привело к выделению целостного поля человеческой деятельности - культуры [5, с. 14].

Однако только в XX в. появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены в работах американского ученого- антрополога Лесли Уайта (1900-1975). Он понял необходимость обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием «культура», реальное единство бесконечного разнообразия разных культур, связать абстрактнотеоретическое (философское) осмысление культуры с богатым и постепенно растущим материалом о ее конкретных проявлениях в жизни разных стран и народов. Связать «общее» с «единичным», дать «особенное» понимание культуры - одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не приобрел теоретической зрелости. Но уже ясно, что эта наука представляет собой область знания, переросшую «родительскую» опеку философии, хотя и взаимосвязанную с ней, но имеющую самостоятельное значение и существова- 

2 Интегративный  характер культурологического знания

 

Как самостоятельная отрасль гуманитарного знания, культурология сейчас выступает своего рода введением в изучение всех гуманитарных дисциплин, закладывает основы их понимания.

Культурология - комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целостность, как специфическая функция и модальность человеческого бытия. Эта дисциплина возникла на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии (от греч. anthropos - человек, logos - учение), этнологии (от греч. ethnos - племя, народ; наука о сравнительном изучении культур; сформировалась в XIX в. на основе работ JT. Г. Моргана и Э. Тайлора, изучавших «примитивные» народы, которым были противопоставлены «культурные народы»), этнографии (наука, изучающая отдельные племена или общества, культуры и быт народов мира), искусствоведения, семиотики (от греч. semeion - знак; наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем), лингвистики, информатики. Она синтезировала и систематизировала под единым углом зрения данные этих наук. Такое многообразие теоретико-методологических вариантов исследования культуры обусловлено, многомерностью самого исследуемого феномена - культуры [2, с. 21].

При этом следует подчеркнуть, что изучение истории, мировой культуры позволяет увидеть образ единого человечества и поддержать возрождение интереса к гуманитарным ценностям. В результате усилий культурологов, продемонстрировавших поразительное многообразие типов культур как средств и способов человеческой самореализации, стало очевидно, что череда верований, художественных шедевров, философских идей, научных открытий, обычаев должна рассматриваться без противопоставления архаичного и современного, передового и реакционного, развитого и отсталого.

Рассмотрим четыре тезиса, аргументирующих интегративный характер культурологии.

Тезис первый. Культурология, с одной стороны, является обобщением данных социально-научных, естественно-научных и гуманитарных дисциплин, а с другой - содержательно включена в них. Рассмотрим, как именно осуществляется эта включенность. Такие области знания,

как этнология, этнография, физическая антропология, связаны с культурологией через этнопсихолингвистику и культурную антропологию;

политология - через политическую антропологию;

социология - через коммуникативные процессы;

философия культуры - через конструирование «универсальных» исторических циклов становления культур и цивилизаций;

общая философия - через философскую антропологию, которая изучает ментальные характеристики личности человека, его склад ума, умственные привычки, навыки сознания и т.п., и их своеобразную конфигурацию в, рамках определенной культуры;

этика, эстетика, религиоведение содержат в предметном поле важные для современной культуры идеи, нормы, нравы, эстетические вкусы различных народов мира;

экономика - через экономическую антропологию, которая показывает корреляцию типов простых социально-экономических отношений, складывающихся у дописьменных, доиндустриальных и неиндустриальных народов с соответствующими типами, сложными социально-экономическими отношениями, формирующимися в высокоразвитых странах;

психология - через изучение индивидуальных особенностей отношения к культуре, своеобразия духовного поведения человека в рамках культурного поля и т.п [4, с. 34].

Тезис второй. Он связан с новым состоянием культурологического знания: мы имеем в виду постмодернизм. Хотя понятие постмодернизма появилось еще в 1917 г. (в книге Р. Ранвица «Кризис европейской культуры»), сама тенденция проявилась в западной культурной практике и в творчестве интеллектуалов во второй половине XX в. Точкой отсчета считается работа Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании» (1979). Особенность постмодернизма в открытости, отказе от традиционных проблемных полей, понятийно-категориального аппарата и в целом в. смене познавательной парадигмы. Пространство постмодернизма организуется уже не вокруг человека как центра и источника системы представлений, а по принципу мозаики [4, с. 35].

Таким образом, к концу XX в. сформировалось новое поколение теоретиков культуры, которые принципиально утверждают состояние радикальной плюральное™ концепций и взглядов. Следствием этого явилась фрагментарность, нестрогость в принадлежности к какой-либо определенной научной, теоретической школе. Возникает тенденция к преодолению односторонности в трактовке культуры. И, кроме того, появились новые концепции, пришедшие в социальные науки из естественных, в частности, синергетический подход, потребовавший переосмысления социокультурных процессов. Поэтому интегративная тенденция усиливается, границы концепций размываются, в науках о культуре возникают синтетические теоретические конструкции.

Тезис третий. Интегративность обусловлена возможностями особого, культурологического метода осмысления и выстраивания логики любой профессиональной деятельности. Способность применять культурологический подход к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияет на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социокультурная компетентность.

В этой связи необходимо уточнить, что именно является особенно ценным и необходимым для культурологического подхода. Так, если иметь в виду, что профессиональная деятельность - это специализированная сфера культуры, то культурологический уровень ее изучения предполагает исследование экстраутилитарн'ых, т.е. выходящих за пределы узкой специальности, ценностно-нормативных параметров этой деятельности:

нормирующих и регулирующих ее по критериям социальной приемлемости тех или иных способов ее осуществления;

устанавливающих пороги допустимости социальной цепы и социальных последствий этой деятельности;

аккумулирующих и канонизирующих исторический опыт подобной деятельности в плане ее социальной эффективности;

формирующих «классические» требования к технологиям и нормам обучения по специальности; этику профессионального взаимодействия специалистов;

создающих специальные внутриотраслевые языки и семиотические коды профессиональной коммуникации и взаимопонимания;

разрабатывающих иерархию критериев определения социальной ценности продуктов (результатов) этой деятельности, престижность тех илй иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т. п. [4, с. 36].

Можно ввести понятие культурологии профессиональной сферы, которое включает в себя такие направления, как онтология, гносеология, морфология, семантика, антропология и социология профессиональной культуры, ее социальная и историческая.динамика, прикладные аспекты.

Таким образом, предметом культурологического анализа специализированной деятельности являются ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования, а также взаимодействие и взаимопонимание как между профессиональным сообществом и другими общественными структурами, так и внутри него.

Тезис четвертый. Культурология как познавательная парадигма основана не на монологическом языке предшествующей, классической науки, не на познании-созерцании, а на «отношении», действии («поступок» М. Бахтина), диалоге. В этом смысле она интегрирует, например, культуру Запада и Востока как продукт двух разных философских и духовных традиций, взаимодействие, взаимовлияние, проникновение (или отталкивание) разных исторических или современных культур, целью которого выступает достижение согласия в обществе. В аспекте диалога культура понимается следующим образом [1, с. 173].

Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур. Она становится культурой только в этой одновременности общения разных культур. В отличие от этнографического, морфологического и других понятий культуры, так или иначе постигающих ее как замкнутый в себе объект изучения, в концепции диалога культура понимается как открытый субъект возможного общения.

Культура - это форма самоопределения индивида в горизонте личности. В формах искусства, философии, нравственности человек отстраняет готовые схемы общения, разумения, этики, он восходит как бы к началу бытия и мысли, где открывается возможность иных начал. Эти грани культуры сходятся в точке последних вопросов бытия, которые человек вновь пропускает через себя.

Мир культуры - это «мир впервые». Культура в своих произведениях позволяет нам как бы заново порождать мир, бытие предметов, людей, собственное бытие, бытие своей мысли из плоскости полотна, хаоса красок, ритмов стиха, мгновений нравственного очищения.

Интегративный характер культурологии порожден потребностями современной эпохи, разработки адекватной этому характеру продуктивной стратегии комплементарное™, особенно в случаях, когда понимание и решение сложной проблемы требует применения разных теоретических подходов.

 

Заключение

Культурология представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней, и с точки зрения выявления специфического места различных форм искусства в единой системе культуры, и с точки зрения ее социальной обусловленности, динамики ее структуры и функции, ее роли в развитии человека и общества.

Следовательно, она впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, методы, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитарным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей.

Вот это-то специфическое, присущее только культурологии и выделяющее ее из всех других областей социально-гуманитарных наук, есть интегративное знание о целостном феномене культуры как специфическом способе человеческой деятельности, как системе идеалов, ценностей и нор, регулирующих поведение личности, социальной группы, народа в определенных социально-исторических условиях.

 

Список использованных источников

 

1 Библер, В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. - М., 1991. - 413 с.

2 Белик А.А. Психологическая антропология. / А.А.Белик - М., 1997.

3 Запесоцкий А.С., Марков А.П. Становление культурологической парадигмы. СПб., 2007. С. 8, 9.

4 Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2006.

5 Касавин И.Т. Философия познания и идея междисциплинарности / И.Т. Касавин. Эпистемология и философия науки. 2004. Т. II. № 2.

6 Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию культуры / О.Н. Астафьева. - М., 2002.

7 Гребенюк Е. Н. Синергетический подход в гуманитарном исследовании монография / Е. Н. Гребенюк. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011. –100с.

 

 

 

 


Информация о работе Интегративный характер культурологического знания