Интеграция и дифференциация науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – разбор понятий интеграции и дифференциации науки. Задачи:
рассмотрение процесса дифференциации в развитии науки;
рассмотрение процесса интеграции в развитии науки;
усвоение взаимосвязи дифференциации и интеграции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1.ПРОЦЕССЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАУКИ……………………………….4
2.ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ В НАУКЕ…………………………………...…7
3.ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИФФЕРЕНЦИВЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ……………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………….....10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

ИН часть2.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Интеграция  и дифференциация науки.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент ИСК,

4 курс, гр. З-020600-41       У. П. Волкова

 

 

Руководитель        Н. В. Казакова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1.ПРОЦЕССЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАУКИ……………………………….4

2.ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ В НАУКЕ…………………………………...…7

3.ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИФФЕРЕНЦИВЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ……………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………….....10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наука развивается, то есть необратимо качественно меняется со временем. Она наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется. Фактическая история науки внешне выглядит достаточно дробно и хаотично. Но наука изменила бы самой себе, если бы в этом хаосе гипотез, открытий, теорий не попыталась бы отыскать некую упорядоченность, закономерный ход становления и смены идей и концепций, то есть обнаружить скрытую логику развития научного знания.

Выявление логики развития науки означает уяснение закономерности научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности. Современное видение этой проблемы существенно отличается от того, которое господствовало, пожалуй, до середины нашего столетия. Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных, ныне логика развития науки представляется иной: она развивается не только путем непрерывного накопления новых фактов и идей - шаг за шагом, но и через фундаментальные теоретические сдвиги.

Цель работы – разбор понятий интеграции и дифференциации науки. Задачи:

    • рассмотрение процесса дифференциации в развитии науки;
    • рассмотрение процесса интеграции в развитии науки;
    • усвоение взаимосвязи дифференциации и интеграции.

Для изучения и раскрытия  темы использовалась учебная литература Лавриенко В.Н. и Карпенкова С.Х. по дисциплине – концепции современного естествознания, а также «Интеграция науки» Чепикова М.Т. и «Физика реальности» Эйнштейна А..

 

 

 

ПРОЦЕССЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАУКИ

Дифференциация (франц. differentiation, от лат. differentia — разность, различие), разделение целого на различные части, формы и ступени.

Процесс дифференциации – переход от «единого», общего к  расчлененному, «многому». Разделение общего знания на его части, виды или  подвиды приводит к появлению  новых областей знания, появляются  новые объекты и области исследования, целые отрасли научного знания.

Процессы дифференциации превратили науку в сложную и  разветвленную систему дисциплин.

В настоящее время  насчитывается не менее 15 тыс. различных  научных дисциплин. Такое усложнение структуры научного знания имеет несколько причин, во-первых, в основе всей современной науки лежит аналитический подход к действительности, то есть основной прием познания это расчленение изучаемого явления на простейшие составляющие. Этот методологический прием ориентировал исследователей на подробную детализацию изучаемой действительности. Во-вторых, за последние 300 лет резко возросло число объектов доступных для научного изучения, существование универсальных гениев, которые могли охватить все многообразие научного знания стало сейчас физически невозможным, человек способен познать лишь незначительную часть того, что известно человечеству. Процесс формирования отдельных научных дисциплин происходил за счет отграничения предмета каждой из них от предметов других наук. Стержнем того или иного предмета исследования являются объективные законы действительности.

Подобная специализация  полезна и неизбежна. Дифференциация научного знания позволяет более  глубоко изучить, отдельные аспекты реальности. Она облегчает труд ученых, оказывает влияние на саму структуру научного сообщества. Данный процесс продолжается и по сегодняшний день, генетика относительно молодая наука, но в ней уже наметилось целое семейство дисциплин: эволюционная, популяционная, молекулярная. Продолжают дробиться и более старые науки, например, в химии появились квантовая химия, радиационная химия и т. д. Но в то же время дифференциация научного знания несет в себе и опасность, разложения единой научной картины мира.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно "потеря связи целого", сужение кругозора - иногда до "профессионального кретинизма"). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки "деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника"1

Взаимное разделение наук, дифференциация изоляционистского  типа, была ведущей тенденцией в  сфере науки вплоть до XIX века, это привело к тому, что, не смотря на большие успехи, достигнутые наукой на пути прогрессирующей специализации, происходил рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. Но уже в рамках классического естествознания постепенно утверждается идея принципиального единства всех явлений природы, а, следовательно, и отражающих их научных дисциплин, поэтому начали возникать смежные научные дисциплины, например, физическая химия, биохимия. Границы, проведенные между оформившимися научными дисциплинами, становятся все более условными, фундаментальные науки так глубоко проникли друг в друга, что возникает проблема формирования единой науки о природе, то есть интеграции научного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ

Термин интеграция (от лат. восстановление, восполнение), как  правило используется для обозначения  объединения каких - то частей в единое целое, при этом подразумевается  так же преодоление дезинтегрирующих факторов ведущих к разобщенности системы, к чрезмерному росту самостоятельности элементов или частей, что должно повысить степень упорядоченности и организованности системы.

Одновременно с процессом  дифференциации происходит и процесс  интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

В основе решения проблемы интеграции научного знания лежит философский принцип единства мира. Поскольку мир един его адекватное отражение должно представлять единство; системный целостный характер природы обуславливает целостность естественнонаучного знания, в природе нет абсолютных разграничительных линий. А есть только относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга и составляющие звенья единой цепи движения и развития, по этому науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью в организации исследований на стыке наук. Результатом являются «пограничные» науки, но такая интеграция возможна только между смежными дисциплинами в разработке междисциплинарных научных методов, которые могут применяться в различных науках (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент, еще боле широкую интеграцию позволяет осуществлять применение математического метода).

 В поиске объединительных теорий и принципов, к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы (единая теория поля, глобальный эволюционный синтез в биологии, физике химии и т.д.).

Разработка теорий выполняющих общеметодологические функции в естествознании. В результате возникаю синтезирующие дисциплины объединяющие ряд далеко отстоящих друг от друга наук. (кибернетика, синергетика).

Изменение самого принципа выделения научных дисциплин. Появился новый тип проблемных наук, они по большей части становятся комплексными, привлекающими для решения одной проблемы сразу несколько дисциплин (онкология и пр.).

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ

В настоящее время  можно проследить в науке одновременно и процессы дифференциации и процессы интеграции, но последние, судя по всему, пересиливают, интеграция стала ведущей  закономерностью развития научного прогресса. К настоящему времени в науке действует множество интегрирующих факторов, которые позволяют утверждать, что она стала целостным системным образованием, в этом отношении наука вышла из кризиса, и проблема состоит теперь в достижении еще большей организованности и упорядоченности. В современных условиях дифференциация наук уже не приводит к дальнейшему разобщению, а, наоборот, к их взаимному цементированию. Однако разобщение еще далеко не преодолено, а на отдельных участках оно даже усиливается. При этом следует учитывать что интеграция и дифференциация не взаимоисключающие, а взаимодополняющие процессы.

Интеграция – противоположный  механизм развития научного знания, в  результате которого происходит объединение  разрозненных знаний, областей исследования, то есть происходит переход от «многого» к «единому». Это одна из важнейших закономерностей развития научного знания, становления его целостности. Следует подчеркнуть, что далеко не всякое междисциплинарное  исследование комплексных проблем является интегративным взаимодействием наук. Сущность интеграции – в уплотнении научной информации, возрастании  системности, комплексности и ёмкости знаний. Проблема интеграции научного знания – сложное, многогранное явление, требующее современных средств ее методологического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании  рассмотренного материала, можно сделать  выводы, что развитие научного знания неизбежно сопровождается процессами дифференциации, для того, чтобы  глубже проникнуть в суть происходящих явлений и детально изучить каждый объект и предмет науки. Но процесс дифференциации, как мы выяснили должен непременно сопровождаться интеграцией. В процессе интеграции происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей, что, несомненно, упрощает развитие науки. В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например, решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.

Безусловно, математика играет важную роль в развитии науки. Математика проникает в другие сферы деятельности людей и прочно там закрепляется. В настоящее время мы видим бурный рост числа математических приложений, связанный, прежде всего с развитием компьютерных технологий, появлением глобальной сети Internet. Те математические идеи, которые раньше не покидали области академической науки, сейчас являются привычными в обиходе программистов, прикладников, экономистов.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. «Концепции современного естествознания»: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 303
  2. Карпенков С.Х. «Концепции современного естествознания учебник для вузов». - Москва 2000г.
  3. Чепиков М.Г. «Интеграция науки» — М., 1981.
  4. Эйнштеин А. «Физика и реальность». - М., 1965 С.111

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965. С. 111.


Информация о работе Интеграция и дифференциация науки