Информационные ресурсы художественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Необходимо отметить, что художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации. С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием и дифференциацией знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы деятельности. Выделяются формы художественно-культурной деятельности. Появляются различные виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества, меняются формы и методы художественного образования, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны процессов художественной культуры.
Структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………
3-7
РАЗДЕЛ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ……….

8-25
РАЗДЕЛ 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СФЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: СПЕЦИФИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ …………………………………………………………


26-39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………............
40-45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………….................
46-47

Файлы: 1 файл

ИР сферы художественной культуры.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………

3-7

РАЗДЕЛ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ……….

 

8-25

РАЗДЕЛ 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СФЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: СПЕЦИФИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ …………………………………………………………

 

 

26-39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………............

40-45

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………….................

46-47


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Интересно, что  в повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое  культура, преобладает представление  о том, что культура- это то, что связано с эстетической деятельностью вообще и с искусством, частности. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств. При этом, художественная культура тесно связана не только с эстетической, но и с другими сторонами и сферами культуры. Она, как и вообще культура, реализуется не абстрактно, а в конкретных условиях, в разной мере, на разных читателей, слушателей, зрителей. Следовательно, необходимо издавать, репродуцировать, исполнять, экспонировать художественные произведения. А это, в свою очередь, приводит к развитию разных форм культурной деятельности: книгопечатанию, издательской деятельности, организации выставок и салонов, постановке спектаклей и концертов. Вначале эта деятельность достаточно хаотична, но со временем обретает определенные формы. Появляются специальные выставочные помещения и музеи, концертные залы и театры, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения, которые собирают, хранят, изучают, распространяют, пропагандируют лучшие образцы художественной культуры.

Нацеленность художественной культуры на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим ее представителям создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.

Все сказанное выше о художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.

Степень научной разработанности исследования. Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Оно обладает огромной способностью, создавая целый ряд связанных с ним форм деятельности – художественное творчество, художественное восприятие, художественная критика, образуя вокруг себя «культурное поле» [11, с.70].

В научной литературе нет  единого мнения в определении составляющих художественную культуру элементов.

Градобоева В.Н. под художественной культурой понимает «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью» [7, с.28].

Флиер А.Я. раскрывает понятие «художественная культура» как одну из «специализированных сфер культуры, функционально решающей задачи интеллектуально – чувственного отображения бытия в художественных образах», а также различных аспектов обеспечения этой деятельности [17, с.39].

Кравченко А.И. в своих трудах рассматривает данную проблему через призму четырех видов человеческой деятельности – преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной. Все они тесно взаимодействуют, но не растворяются друг в друге. Их органическое слияние образует пятый вид – художественную деятельность, в основе которой лежит способность полноценно воспринимать отображенную в искусстве жизнь или создавать произведения искусства. Таким образом, оказывается, что способность к художественной деятельности соединяет в себе способности к созиданию, познанию, оценке и общению [11, с.15].

Но при всем различии воззрений  все авторы включают в художественную культуру три элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распределение и потребление художественных ценностей – произведений искусства. От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой личности, востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом, соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначенного искусства.

Необходимо отметить, что  художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации. С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием и дифференциацией знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы деятельности. Выделяются формы художественно-культурной деятельности. Появляются различные виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества, меняются формы и методы художественного образования, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны процессов художественной культуры.

Структура художественной культуры сложна и включает в себя много  разнородных элементов. Но все они  существуют в тесной взаимосвязи  друг с другом и вместе образуют определенную целостность. Художественная культура включает в себя производство художественных ценностей, сами художественные ценности – произведения искусства, их распространение, воспроизведение, репродуцирование, потребление, искусствознание и науки о конкретных видах искусства, художественное образование, институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей.

Некоторое время  назад считалось, что изучением  художественных процессов, составляющих содержание художественной культуры, традиционно занимаются эстетика и искусствознание. В философском и научном обиходе само понятие «художественная культура» стало появляться все чаще только с начала 1970-х годов. В это же время проблемы художественно-культурной деятельности стали привлекать к себе внимание исследователей. В работах Арнольдова А.И., Лукина Ю.А., Кагана М.С. и других художественно-культурные процессы получили свое первое обоснование. Однако в этих работах художественная культура еще не выводилась за рамки искусства и эстетики [18, с.51].

Современный уровень  знания позволяет рассматривать  художественную культуру с позиций  структурного анализа. Однако полнота  и разносторонность исследования в  этом случае возможны только при условии  комплексности подхода. Комплексность  в данном случае предполагает не только изучение разных сторон и граней художественной культуры, ее закономерностей, функций в обществе, но и привлечение к исследованию искусствоведения, эстетики, этнографии, психологии, педагогики, которые помогут составить представление о подходе к изучению художественной жизни общества.

Художественная  культура — явление широкое. Она  может быть рассмотрена как процесс  освоения того бесконечного богатства, которое создано в обществе, оставлено  в наследство прошлыми поколениями (традиции, преемственность, культурные и художественные памятники, их описание и изучение, влияние традиций на современность, уровни и способы освоения). А может быть представлена и как социальный институт, создающий художественные ценности, как специфическая область распространения (система художественного образования, средства массовой информации, театры, кино, музеи), широта и глубина проникновения в социальную среду, ответная реакция среды, и т.д.

Таким образом, художественная культура может быть рассмотрена не только как процесс или явление в рамках общества, но и как свойство личности.

Объектом исследования является художественная культура как одна из главных областей культуры.   

Предметом исследования являются информационные ресурсы сферы художественной культуры.

Цель исследования – рассмотреть разновидности информационных ресурсов сферы художественной культуры.

Поставленная  цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть сущность и строение понятия «художественная культура»;

- охарактеризовать информационные ресурсы сферы художественной культуры.

Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического  списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

Историю человечества, как и его завтрашний день, невозможно представить без культуры, которая самым активным образом воздействует на все сферы общественной жизни, в свою очередь постоянно питаясь ее (жизни) живительными соками. Да и сама культура в своем поступательном развитии прошла свой неповторимый путь искания истины и утверждения эстетического идеала.

Культура (от латинского «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие») представляет собой обусловленную определенным способом материального производства совокупность материальных, духовных и эстетических ценностей, идей, богатств, достигнутых человечеством в процессе исторического развития, а также сам процесс, активную творческую деятельность людей, направленную на освоение и преобразование природы и общества, человека как такового [13, с.45].

Первоначально термин «культура» обозначал обработку земли. Позже его стали употреблять в переносном смысле как просвещенность, воспитанность, образование самого человека.

В эпоху  Возрождения понятие «культура» приобретает более широкое содержательное значение, отражает такую направленность развития человека, которая соответствует его «сущности». Культура предстает здесь как область подлинного существования человека в противоположность сфере «животности», «природности», находящейся по ту сторону освоенной действительности. Вместе с тем характерное для идеологии господствующих классов того времени искаженное представление о сущности человека в значительной степени сказывалось на понятии культуры. Длительное время культура рассматривалась в основном как область чисто духовная, противостоящая сфере материальной деятельности людей в отрыве от их практических интересов и задач. Противопоставление культурного начала как чисто духовного материальному возникло как следствие классового разделения общества, утверждения противоположности между умственным и физическим трудом. В данном подходе к пониманию культуры нашли свое отражение, с одной стороны, антинаучные выводы тех философов и социологов, которые считали, что духовная культура является прерогативой господствующего класса, элиты, с другой стороны, положение о том, что только в области культуры могут быть разрешены все конфликты и противоречия как общественного бытия человека, так и его духовной природы. Даже наиболее передовые мыслители в разное время разделяли такие взгляды. Так, Шиллер, Гердер и многие другие считали, что все противоречия общественного существования человека могут быть устранены посредством распространения образования, улучшения эстетического воспитания человека [22, с.27].

Ныне  в научной литературе понятие  «культура» трактуется далеко не однозначно. В одних работах культура определяется как совокупность исторически сложившихся условий, необходимых для существования и развития человека, как специфические способности человеческой деятельности; в других - как совокупность знаковых систем; в третьих - как творческая деятельность человека, активное созидательное воздействие на мир, творческое освоение мира человеком.

В современных  культурологических учениях Запада определения понятия «культура» также отличаются разноречивостью и пестротой. Вместе с тем, для них характерны и некоторые общие тенденции, например, игнорирование историзма, отрицание прогресса в культуре, творческого содержания практической деятельности народных масс.

В теоретической  социологии под культурой обычно понимают все то, что создано предметно-практической (материальной и духовной) деятельностью. В отличие от естественно возникшей  природы культура - это исторический продукт, результат деятельности многих поколений. Иногда ее называют «второй природой», т.е. природой, переработанной, очеловеченной в процессе общественно-исторической практики.

Культура  развивается в соответствии с  потребностями и интересами людей, стоящими перед ними задачами. В силу этого уровень ее развития находится в прямой зависимости от степени овладения и использования человеком  сил природы. Речь идет о глубоком постижении законов культуры, гармонизации отношений природы и общества. В процессе трудовой деятельности человек изготавливает предметы, т.е. продукты труда, обладающие, кроме свойств естественного материала, из которого они создаются, определенными свойствами, возникшими в процессе их создания. Главное свойство - служить средством для удовлетворения потребностей людей. Продукты труда составляют предметную форму существования культуры. С другой стороны, качество продуктов труда выступает воплощением уровня развития их творца, его физического, интеллектуального, нравственного совершенства, т.е. совершенствование самого человека в процессе преобразования им социальной действительности, развитие его духовного потенциала составляют личностную форму функционирования культуры.

Таким образом, определение понятия культуры должно охватывать:

- во-первых, процесс духовного и материального производства, т.е. активную творческую деятельность человека по освоению и преобразованию природы и общества,

- во-вторых, собственно содержание духовных и материальных ценностей, созданных в процессе деятельности,

Информация о работе Информационные ресурсы художественной культуры