Информационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Информационная культура - это умение грамотно и целенаправленно работать с информацией, применяя при ее создании, обработке, передаче и потреблении новые информационные технологии, современные технические средства и методы. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

Содержание работы

1. Информационная культура и социальные коммуникации, соотношение понятий
2. Информационная культура и научно-коммуникативное пространство
3.Информационная культура как этика межличностного общения
4.Информационная культура как методологический аппарат познания.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Информационная культура.docx

— 151.27 Кб (Скачать файл)

Ранее классификация научных  документов опиралась традиционные каталоги библиотек, построенных, в  основном, по универсальной десятичной классификации (УДК) на основании тематического  деления основных отраслей науки.  В каждом разделе рубрикатора находилось, как правило, несколько десятков библиографических описаний научных документов, что позволяло достаточно легко пользователям проводить поиск научных документов по интересующим их тематикам.

Процессы интеграции в  науке, а главное, появление новых  перспективных научных направлений, быстро развивающихся, с большим  числом оригинальных публикаций, привело  к тому, что такие научные документы  не могут быть выделены в отдельные  рубрики в классических классификационных схемах. Решение этой проблемы было найдено в середине 20 — го века с созданием периодических реферативных изданий, названия и тематическая направленность рубрик которых изменялась в соответствии с тенденциями развития отдельных областей науки. Причем в них впервые реферировались не только отдельные издания, но и публикации в периодических и продолжающихся изданиях. Для поиска документов в реферативных журналах создавался справочный аппарат: авторский и тематический указатели в каждом номере и кумулятивный за весь год.

На эти процессы в мировой  системе научной коммуникации было впервые обращено внимание в монографии Михайлова А.И., Черного А.И., Гиляревского Р.С. “Научные коммуникации и информатика” . В этой книге впервые было предложено рассматривать мировую систему научной коммуникации как целостный информационный объект.

Следующим шагом в развитии коммуникации в мировом научном  сообществе стало широкое распространение  электронной почты, позволившей  многим ученым реализовать каналы неформальной коммуникации, которая ранее могла  происходить только на конференциях, симпозиумах и семинарах. Это  привело образованию большого числа  “невидимых колледжей”, неформальных объединений ученых, работающих в  одной тематической области науки. Этот процесс неформальной коммуникации, происходящий в настоящее время, еще достаточно подробно не изучен и ждет своих исследователей.

Наиболее значимым событием в развитии системы научной коммуникации стало появление в Internet (мировой информационной сети) информационных страниц различных научных школ (университетов, научных институтов, коллективов и т. д.) и даже отдельных ученых. Одним из важнейших событий стало представление в них библиографий научных документов (публикаций в мировой научной печати, сообщений, тезисов и т. д.), созданных в рамках их научных исследований. Многие ученые поняли важность такой информационной работы, позволяющей сохранить для следующих поколений исследователей результаты их научной работы.

Сегодня многими учеными  осознано, что развитие любого нового научного направления во многом зависит  от привлечения в эту тематическую область новых научных сил. Для  этого молодые люди, начинающие свой путь в науке, должны получить максимально  возможное представление о состоянии  тематики и о задачах, которые  предстоит решать.

Поэтому одной из важных проблем современной информатики  является построение единой теории информационного  пространства, где хранятся результаты интеллектуальной деятельности членов научного сообщества. Построение этой теории может быть основано на выявлении  статистических закономерностей мировой  системы научной коммуникации.

Мировая система научной  коммуникации предназначена для  объединения целенаправленной деятельности большого числа ученых, проживающих  в разных странах, говорящих на разных языках, и работающих в одной тематической области. Предлагаемые математические модели информационного пространства позволяют рассматривать систему коммуникации как среду, в которой возникают, растут и формируются новые научные тематики.

Появление новой научной  тематики происходит в рамках существующей системы периодических и продолжающихся изданий, информационная среда представляет ученым возможность создать новое  научное направление в рамках уже существующей коммуникационной системы. Дальнейшее развитие нового научного направления может изменить информационное пространство, могут возникнуть новые  каналы научной коммуникации, появиться  новые периодические издания  для публикаций по новой тематике (“ядерные” издания).

В существующее информационное пространство можно вкладывать неограниченное число новых научных направлений, в нем всегда найдется место для  публикации статей по новым научным направлениям. Проявляющиеся физические ограничения системы научных изданий на бумажных носителях сегодня решаются созданием электронных версий изданий в Internet или самостоятельных электронных научных изданий.

Мировое информационное пространство за все время своего существования  сохраняет свои устойчивые закономерности. Это позволяет представить информационное пространство как документальную среду, в которой формируются кластерные структуры научных публикаций в  периодических изданиях, являющиеся фракталами. Размерность этих фрактальных  структур определяется параметрами  частотного и рангового распределений массивов публикаций.

Множество фрактальных структур научных документов по различным  научным направлениям растут, сохраняя самоподобие, возникают, растут и формируются в едином информационном пространстве. Эти структуры отражают в информационном пространстве коммуникационные процессы в тематической области, появление новых тематик сопровождается возникновением новых фрактальных массивов в информационном пространстве. [8]

Статистический анализ полных библиографий позволяет предложить стохастическую модель формирования нового научного направления в мировой  системе научной коммуникации, отражающую фрактальность мирового информационного  пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Информационная культура как этика межличностного общения

И.Б. Новик: “Человек не существует в качестве человека вне связи с другими людьми... Человек — это единственный материальный объект, сущность которого не находится в нем самом, в отрыве от других людей”.

Информационная культура, как и культура вообще – дело мыслей и рук человеческих. Ни в  какой другой области деятельности так сильно не проявился творческий характер человеческого разума деятельности, как в области культуры.

Регламентация поведения  и общения людей пронизывает  всю историю человечества. Этикет - это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры человека и общества. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии "должного" поведения.

Общение как инфопроцесс начали исследовать довольно давно. Внимание к проблемам общения в последние годы существенно возросло, соответствующие сюжеты все чаще становятся объектом специального анализа. Теснейшая связь категории инфовзаимодействия и категории общения не вызывает сомнений. “Социальные способы общения людей, развившиеся на основе их объективных общественных отношений, будучи объективно независимыми, открывают возможность бесконечно совершенствовать как воздействие человека на природу, так и развитие самих индивидов. Чем выше развиваются способы общения, связей людей друг с другом, чем выше они с точки зрения информативности, содержательности, действенности, тем более активно осуществляются воздействие человека на природу и ее познание в процессе человеческой деятельности”. Взаимодействие пронизывает любой процесс социального общения, каким бы односторонним он не казался. Б.Ф. Ломов, касаясь этого вопроса, пишет: “Вряд ли можно рассматривать общение просто как последовательность отдельных действий  общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения — это не просто воздействие человека, а именно их взаимодействие. Процесс общения строится как система сопряженных актов”. [4]

Общение, эффективность которого определяется развитостью коммуникативной  культуры его участников, является ведущим видом взаимодействия людей  друг с другом и одним из существенных компонентов здорового образа жизни. Оно включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет  индивид, органично и непринужденно  реализуемых им в деловом и  эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его  отношениями с окружающей жизнью в целом, предпосылка эффективности  его учебной и трудовой деятельности. Нынешняя социально-психологическая  ситуация существенно обострила  проблему эмоционального общения людей. В развивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают требования, которые  люди сознательно или неосознанно  предъявляют к реальным и возможным  партнерам по общению. А удовлетворять  этим требованиям тем труднее, чем  меньше развита коммуникативная  культура каждого участника этого  процесса.

Развитие культуры общения  предполагает прежде всего развитие способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей, хотя бы в общем виде определить характер человека, его настроение и внутреннее состояние в конкретной ситуации взаимодействия. Исходя из этого – искать адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелатель-ную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в разных ситуациях: серьезная беседа предполагает одни требования, “трёп” во время отдыха в компании – другие; в гостях на празднике – третьи; с людьми различного возраста и разной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья, любимый, любимая) – четвертые. Важно умение сотрудни­чать в различных видах деятельности. Например, обсуждать проблемы с учебной группой, координировать усилия с партнерами в практических делах, решать вопросы во время собрания и т.д. Для этого надо уметь сосредоточиться на той цели, достижению которой посвящено сотрудничество, выслушать и понимать разные точки зрения, принимать их, или тактично и аргументировано дополнять их, или не соглашаться с ними, находить в дискуссии взаимоприемлемые решения.

Развитие культуры общения  опирается на развитие ряда психических  свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки. Это, в первую очередь, потребность  в глубоком эмоциональном и содержательном общении, которая в норме присуща  каждому, но мера ее развитости неодинакова  в зависимости от половых, социокультурных, возрастных особенностей человека. Эту потребность можно удовлетворить тогда, когда личность обладает эмпатией – способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства – сопереживать и сочувствовать им. Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Владение речью предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания.

Общение является мощным фактором адаптации личности, поскольку оно  активно формирует нормы поведения. Общение выступает как функция  коллективных форм деятельности, среди  которых ведущее место принадлежит  деятельности в рамках учебного коллектива. Это и создает объективные  предпосылки для установления личных контактов и связей учащихся. Следовательно, личностное общение предполагает в  качестве духовной основы единство взглядов, интересов, запросов, целей. С помощью  личностного общения учащийся осуществляет непосред-ственное взаимодействие со средой, которая и оказывает на его поведение большое влияние тем или иным видом группового контроля (общественным мнением, групповыми нормами поведения, оценками). В процессе общения происходит взаимное согласование ритма, темпа и способов работы на основе растущего взаимопонимания и взаимооценки. В общении происходит взаимный обмен информацией между людьми, планирование совместных действий, распределение функций, социальных ролей, групповых прав и обязанностей.

Включаясь в совместную деятельность и общение, учащиеся осваивают не только умения и навыки общения, позволяющие  им эффективно взаимодействовать с  другими людьми, хотя это и играет важную роль в межличностной адаптации  человека. Еще большее значение имеют  приобретенные при этом умения действовать  в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение  к другим членам группы. Чтобы стимулировать  общение необходимо чаще проводить  различные мероприятия таким  образом, чтобы в них участвовали  учащиеся всех классов.

Общение нельзя рассматривать  как отправление информации или  как прием ее, потому что в отличие  от простого движения информации здесь  имеется дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессе происходит не только "движение информации", но и, как минимум, активный обмен ее. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Характер обмена информацией  между людьми определяется тем, что  посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными  словами - обмен такой информацией  обязательно предполагает воздействие  на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое  воздействие одного человека на другого.

Коммуникативное влияние  как результат обмена информацией  возможно лишь, когда оба участника  общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значение одних и тех  же слов, люди не всегда понимают их одинаково: тому причиной социальные, политические, возрастные особенности.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические  коммуникативные барьеры, которые  носят социальный и психологический  характер. [2]

Исходя из этого, люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и  пр. Все это можно рассматривать  как информацию. Отсюда можно сделать  очень заманчивый вывод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации.

 

 

 

 

4. Информационная культура как методологический аппарат познания.

Интересным представляется определение информационной культуры как особого феномена современного информационного общества. Водопьянова  Н.А. отмечает: «Информационная культура способствует процессу познания и определяет культуросозидающую деятельность людей. Она активно участвует в освоении человеком культурной реальности, в овладении всеми богатствами, которые выработало человечество. Информационная культура выступает как реальность, ценность, атрибут непосредственного культурного бытия. Информационная культура становится ключом, открывающим новые возможности общественного прогресса и совершенствование всей жизнедеятельности человека».Логически информационную культуру можно определить как культуру работы с информацией. В толковом словаре Ожегова С.И.  дается два определения культуры: а) культура – это совокупность производительных, общественных и духовных достижений людей (например, культура древних греков); б) культура  как высокий уровень чего-либо, высоко развитое умение (например, культура производства, культура речи). Информация в толковом словаре Ожегова С.И. определяется как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальными устройствами. Многогранность понятий «культура» и «информация» и определяют основные трудности в определении информационной культуры. Как отмечают  авторы статьи , «для культуры, как и информации, характерны такие свойства как глобальность и универсальность. Она носит тотальный, всепроникающий характер, сближаясь с искусством, моралью, религией, наукой и, в определенном смысле, растворяясь в них. Культурные процессы реализуются через информационные и наоборот. Эффективное функционирование культуры возможно лишь через механизмы сбора, обработки, хранения и распространения информации о среде, в которой культура живет, и о себе самой».

Информация о работе Информационная культура