Индобуддийский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Одна из важнейших задач понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они взятые вместе со своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Культура Индии проникнута глубокими значениями и смыслами, которые свободно распознает индиец в загадочном облике своих богов и причудливой архитектуре древних храмов.

Содержание работы

Введение
3
Индобуддийский тип культуры.

1. Индоарии. Ведическая культура индоариев. Комментарии к Ведам.
4
2. Социальная структура: варны и касты. Мир и человек
в системе ценностей брахманизма, буддизма и индуизма (понятия
«сансара», «карма», «нирвана»).


9
Заключение.
20
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ_контр.работа.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Человек в  индуизме  понимается как существо, степень персонализации и свободы воли которого довольно мала. Не случайно в  индуизме  сильно развита традиция этической проповеди и разного рода наставлений, а жизнь любого индуиста опутана густой сетью обрядов, ритуалов, норм и запретов. Самыми непременными из них являются ритуалы жизненного цикла, санскары, сопровождающие индуиста от момента рождения (а точнее, даже зачатия) до смерти. Правильное исполнение предписаний — главная добродетель индуиста, а грехом  считается все то, что сбивает человека с этого пути. Таковым  индуизм  признает и проявление дурных человеческих свойств — вожделения, гнева, алчности, невежества, гордыни, зависти. Несмотря на то что мокша — важнейший идеал  индуизма, даже его нельзя назвать абсолютным. Некоторые течения не признают закона кармы, а, следовательно, освобождения, а некоторые бхакты (беззаветно любящие бога адепты) нередко отвергают мокшу в пользу земного существования, позволяющего им ревностно служить своему богу. Кроме того, для большинства мирян идея освобождения заслоняется повседневными задачами, и они ограничиваются исполнением ритуалов, посещением храмов, поминовением предков и т. д. Лишь очень немногие способны идти до конца и стать, как требует варна-ашрама-дхарма (подразумевающая, между прочим, путь освобождения лишь для мужчин трех высших варн), бродячими аскетами. Такой аскет, санньясин — в высшей степени характерная для  индуизма  фигура — представляет собой зримое воплощение близости к искомому идеалу освобождения и тем самым играет существенную регулятивную роль в  системе  индуистского общества.

 

Заключение

Закрепленное законом неравенство было свойственно многим народам древности, но такого законченного, как в Индии, не было, пожалуй, нигде. Оно было наилучшим в тогдашних исторических условиях способом узаконения классового господства брахманов и кшатриев.

Процесс подобного специфического социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

На определенном этапе развития древнеиндийского общества по мере углубления процесса разделения труда, неравенства стало складываться новое, кастовое деление. Кастами становились обособленные группы лиц с наследственным характером их деятельности, складывающиеся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам. Кастовое деление в Индии существует и в настоящее время наряду с традиционным делением на четыре варны.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название «джаджмани».

С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. Таким образом, варновые границы не утрачивают своего значения, более того, охрана этих границ переходит к государственной власти.

Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам.

Художественно-образное восприятие через призму названных религиозных и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.

Еще одна характерная черта старо-индийской культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких объятиях распространено в храмах.

К началу новой эры были окончательно оформлены и записаны замечательные произведения древнеиндийской лирики (Веды) и эпоса (Махабхарата и Рамаяна), которые на первых парах передавалась из уст в уста.

Появляются также сборники народных басен (Панчатантра, т.е. Пять книг).

В V в. н.э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса. Из его драм особую известность получила “Шакунтала”, названной по имени главной героини, прекрасной отшельницы, которую любил царь.

Индийская культура оказала значительное влияние на страны Центральной и Восточной Азии (главным образом в связи с распространением буддизма). На западный мир Индия оказывала воздействие через арабов.6

 

Список использованной литературы

 

  1. Бонгард-Левин Г. М.  Древнеиндийская цивилизация. История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. М., ВЛ. 2001. 495 с.
  2. Индийская культура и Буддизм (Indian Culture and Buddhism) /  Сб. ст. памяти акад. Ф. И. Щербатского. Отв.ред. акад. Н.И. Конрад, Г.М. Бонгард-Левин, М.: ГРВЛ «Наука»,1972.-280 с.
  3. Кузьмина, Е. Е. Откуда пришли индоарии? : материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев / Рос. акад. наук ; М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии. — М. : Наука, Вост. лит., 1994. — 464 с.
  4. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд.5-доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.-576 с. (Серия «Высшее образование»).
  5. Сыркин А. Я., Некоторые проблемы изучения упанишад. М., 1971. -169 с.
  6. Философский энциклопедический словарь / Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. — М.: Инфра-М, 1997. — 576 с.
  7. http://ru.wikipedia.org/

 

1 Философский энциклопедический словарь / Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. — М.: Инфра-М, 1997. — 576 с.  

 

 

2 Кузьмина, Е. Е. Откуда пришли индоарии? : материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев / Рос. акад. наук ; М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии. — М. : Наука, Вост. лит., 1994. — 464 с.

 

3 Сыркин А. Я., Некоторые проблемы изучения упанишад, М., 1971. С. 169.

4 Индийская культура и Буддизм (Indian Culture and Buddhism) /  Сб. ст. памяти акад. Ф. И. Щербатского. Отв.ред. акад. Н.И. Конрад, Г.М. Бонгард-Левин, М.: ГРВЛ «Наука»,1972.-280 с.

 

5 Бонгард-Левин Г. М.  Древнеиндийская цивилизация. История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. М., ВЛ. 2001. 495 с.

6 Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд.5-доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.-576 с. (Серия «Высшее образование»).

 

 

 

 

 


Информация о работе Индобуддийский тип культуры