Импрессионизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:57, реферат

Описание работы

Среди модернистских течений конца XIX - начала XX века ведущие позиции занимал импрессионизм. Импрессионизм в литературе (как на раннем, так и позднем этапе) не был однородным явлением. Импрессионистические элементы проявлялись в творчестве писателей разных направлений и течений - натурализма, реализма, символизма, неоромантизма. И это было характерно для разных национальных литератур - французской, немецкой, русской и др.

Файлы: 1 файл

Импрессионизм в литератур1.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Импрессионизм в литературе

 

Среди модернистских течений конца XIX - начала XX века ведущие позиции занимал импрессионизм. Импрессионизм в литературе (как на раннем, так и позднем этапе) не был однородным явлением. Импрессионистические элементы проявлялись в творчестве писателей разных направлений и течений - натурализма, реализма, символизма, неоромантизма. И это было характерно для разных национальных литератур - французской, немецкой, русской и др.

Для поэтики импрессионизма в литературе характерны такие черты, как повышенное внимание к нюансам человеческих переживаний, передача впечатлений от увиденного (пережитого, воспринятого), живописность и музыкальность картин, фрагментарная композиция, суггестивность изображения и др. Импрессионизм дал мощный импульс для развития форм психологизма в литературе. Интерес не к «социальному типу», а к неповторимости человеческой личности, к ее ощущениям, оттенкам чувств и ассоциациям принципиально отличает импрессионизм в стилевом отношении.

Центральных очагом мыслей и идей для импрессионистов становится поэтический мир природы. Сюжеты проходили посредством раскрытия всего натурального, неповторимого, естественного.

Импрессионизм в литературе внес ключевое изменение – он полностью реформировал понятие «сюжет». Все построение базировалось уже не на каких-то общих впечатлениях, а на конкретном восприятии, переживании того или иного момента, особом лирическом впечатлении. В силу этого, именно сюжет уже не был какой-то ситуацией, это было море нюансов и ощущений, которыми пропитывалась творческая зарисовка. Французский поэт Малларме сразу же охарактеризовал смысл нового направления: «Нужно рисовать не вещь, а создаваемый ею эффект»

 

Стефан Малларме

 

           Стефан Малларме родился 18 марта 1842 года в Париже в семье с давними революционными традициями: дед поэта был членом Конвента от Якобинской партии. Все предки, начиная со времен революции, служили в управлении.

        Мать умерла, когда мальчику было 5 лет. Его воспитанием занималась бабушка. Образование он получил в пансионатах и лицеях. Восхищенный творчеством Э. По, поехал в Лондон для изучения английского языка, чтобы со временем читать произведения любимого писателя в оригинале.

       В 21-летнем возрасте, отказавшись от карьеры чиновника, которую предвещали ему родители, он начинает преподавать английский язык в лицеях Турнона и Авиньена, а с осени 1871 – в Париже. Профессии преподавателя он посвятил 30 лет. Необычным в его жизни оставалось только одно: скромный учитель писал удивительные стихи.

 дебютировал он лирико-антологическими произведениями, что дало повод критикам отнести его к «парнасцам». И действительно, вскоре после этого стихи Малларме печатают в «Современном Парнасе»

         В это время поэт написал большинство своих произведений, но лишь несколько из них увидели мир. Он не очень стремился печататься, и причин для этого было несколько. Одна из них – чувство неудовлетворения собой и всем вокруг себя. Кроме этого в это время в сознании поэта возникла мысль о Книге - «настоящей, продуманной, архитектурно построенной Книге, а не сборника случайных вдохновений, какими бы прекрасными они не были».  эти мечты об абсолютной Книге, полностью лишенной субъективности, и случайности, в которой бы «текст говорил сам за себя, без авторского голоса» Малларме был верен на протяжении всей жизни. Он воспринимал Книгу как нечто священное, как тайну, которую нельзя выразить обычными словами.

         Во времена Коммуны поет получил должность библиотекаря в революционном Париже. В 70-тые годы поэт переходит к новой, символисткой манере письма. Смыслом поэтического символизма, по его мнению, является идея гармонии вселенной параллелизма между миром идей и миром чувственных явлений. Любое представление имеет во внешнем мире свой символ, напоминая о котором, поэт обязательно вызывает у читателя желанное чувство.

         В этот  период творчества он написал  немного поэзий, предпочтительно  сонеты, несколько стихов в прозе, размышления об искусстве, самые  важные из которых собраны под названием «Вариации на одну тему». Одним из произведений, написанных в это время, был стих «Лазурь»

 

Предвечная Лазурь с улыбкою холодной

Ошеломляющий обрушила удар

На землю, где поэт, влачась в тоске бесплодной,

Клянет свой немощный и бесполезный дар.

 
Бегу, закрыв глаза, но, продлевая пытку,

Затылок мне сверлит презрительный упрек.

Куда я убегу? Какую полночь вытку,

Чтоб злобный этот взор меня не подстерег?

 
Туманы дымные, восстаньте в мутной сини,

Промозглым рубищем завесьте небеса,

Топите горизонт в безветренной трясине,

Где нерожденные смолкают голоса.

 
Напрасно всё! лазурь не сбросить с пьедестала,

Ее колоколов неистовый размах

Страшит раскатами ожившего металла,

Гудит в торжественно синеющих псалмах.

 
Продлив конвульсии, клинок ее железный

Пронзит тебя насквозь. Беги, глаза зажмурь!

Куда бежать? Мятеж подавлен бесполезный,

Я обречен: Лазурь! Лазурь! Лазурь! Лазурь!

 

            В 1876  отдельным изданием с рисунком Э. Мане, он выпустил  свою известную эклогу «Полдень фавна».

         Слава к Малларме (но в узком кругу его поклонников) пришла в середине 80-х годов. Мало кому известный в то время поэт, стал главой литературного кружка символистов.

          С 1880 р. он начал устраивать в своей небольшой парижской квартире «литературные вторники». Их посещали писатели П. Верлен, Е. Верхарн, Ж.-М. де Ередиа, П. Валери, О. Уайльд, П. Клодель, М.Матерлинк; художники

О. Ренуар, К. Мане, Е. Дега, П. Гоген; композитор К. Дебюссі и многие другие.Только в кругу единомышленников Малларме имел возможность отойти от противоречий, сложностей и запутанности реального мира.

         В 1885 году вокруг поэта собирается большая группа поэтов, которые объявили себя представителями нового направления в литературе – символизма.

         Продолжая в это время работать над книгой, он одновременно печатает несколько циклов эссе, а также несколько новых стихов. Через некоторое время выходит первый сборник стихов поэта. Всего того, что нравилось большинству читателей, эта поэзия была лишена: ни красноречия, ни наименьшей уступки обычной форме, ни части того «слишком человеческого», что часто уничтожает столько стихов. Манера выражения каждый раз непредсказуемая; язык лишен гордыни и лирики – вот какие основные черты его поэтического почерка.

         В 1896 товарищи по перу оглашают Малларме «Королем поэтов». Он унаследует этот титул от ушедшего из жизни П. Верлена. Это было своеобразное вознаграждение за бесконечные ночи изнурительного труда, за тяжелые поиски совсем нового поэтического языка, когда на шлифование одного сонета шли не годы, а десятилетия, а на написание драматической поэмы «Иродиада» не хватило целой жизни.

         Малларме умер 9 сентября 1898 года, так и не дописав Книгу, о которой мечта всю жизнь. Он оставил после себя тоненькую книжку из 65 стихов, каждый из которых стоит многих великих томов.

 

         С.Малларме пришел во французскую культуру в свой час, когда исчерпанность старых поэтических форм и потребность в новых стали более, чем очевидны. Ему выпало на долю возглавить символистское движение, в котором получило свое теоретическое оформление новое художественное мышление, которое решительно реформировало поэтический и открыло путь современной французской литературе.

С.Малларме радикально переосмысляет предназначение поэзии: она должна не описывать и не учить, а заключать в себе нечто сверхреальное. «Поэзия, – говорит он, – это передача посредством человеческого языка, сокровенного смысла всех аспектов существования: она одаривает подлинностью наше пребывание на земле и является единственной духовной задачей». Поэт – посредник между людьми и тайнами вселенной. Приоткрыть завесу тайного он может с помощью слов-символов, за которыми предугадывается эта иная реальность. В символизме меняется и назначение языка: он утрачивает свою прямую коммуникативную функцию и начинает играть другую – суггестивную роль (не называть, а вызывать ассоциации). На первый план выступает звуковая составляющая слова. Символизм берет «у музыки ее добро» (П.Валери).

Рассматривая поэзию как носительницу некоей сокровенной сущности, С.Малларме возвращает ей прежний сакральный смысл. Поэт становится жрецом, поэма – заклинанием, а слова – элементами бесконечной мелодии. Язык, недоступный обычным смертным, обретает свою силу в стихии магических ритмов. Такая поэзия требует от поэта отрешения от всего бытийного и мирского, т.е. жертвенности и творческого одиночества.

С.Малларме не только формулирует основные принципы символизма, но и стремится реализовать их в своей поэтической практике. Он пытается существовать в некоем чистом и автономном пространстве и даже «создать для себя почти полностью собственный язык» (П.Валери). Все, что обычно, что нравится и понятно всем, выбрасывается из его творчества: никакого красноречия, никакой повествовательности, никаких максим, ни одного образа, уже кем-то изобретенного. Здесь необычный ритм, сдвинутая цезура, неточная рифма, переносы (enjambement), разрушенный или осложненный синтаксис, намерение сделать из стиха «тотальное новое слово», чуждое обычному языку. Открытие новых возможностей поэтического таило в себе и опасность: неизбежно возникала преграда между автором и читателем. На упреки в герметичности и «темноте» С.Малларме отвечал, что поэзия и должна заключать в себе загадку, а если ее не разгадывают, то это не означает, что она «темна», а только свидетельствует о неподготовленности читателя.

Поиск совершенной формы выражения, боязнь «запачкать» чистый лист бумаги банальными идеями и языковыми клише были, вероятно, причиной того, что собственно символистское наследие С.Малларме оказалось скромным по объему. Его Иродиада так и осталась незаконченной. Не осуществилась и главная его мечта – создать универсальную Книгу, которая бы запечатлела Абсолютное. Он не исполнил высший долг поэта-символиста – дать «орфическое» объяснение Земли.

 

 

 
 

 

 


 



Информация о работе Импрессионизм