Имиджевые манифестации в молодежной субкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы продиктована современной политической, экономической и социокультурной ситуациями в российском обществе. Молодые люди в демократическом государстве получили свободу самовыражаться, используя при этом самые различные способы и средства: начиная с внешнего вида заканчивая свободой художественного творчества. Широкое и многостороннее развитие способов проявления, самоидентификации, выражения идей порождает не только новые формы, но и разнообразие знаково-символического содержания, изучение которого приближает к пониманию молодежных субкультур как феномена современной культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА И РОЛЬ ИМИДЖА В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
ГЛАВА 2. ИМИДЖЕВАЯ МАНИФЕСТАЦИЯ В ИЗУЧЕНИИ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
2.1 СЕМАНТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА И ПОНЯТИЕ МАНИФЕСТАЦИЯ
2.2 СИМВОЛИКА ВНЕШНЕГО ИМИДЖА МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая имидж субкультур.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

В символике скинхедов основное место занимают "кельтский крест" (крест в круге) и косой "конфедератский" крест (флаг североамериканской рабовладельческой Конфедерации 1861-1865 гг.). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Его современное значение неоднозначно: с одной стороны он символизирует нонконформизм байкеров, с другой, до сих пор является символом расизма. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа и придают ему значение, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению.

В субкультуре скинхэдов используется также свастика (трех - и четырехлучевая). Могущественный священный символ античных и языческих культур всего мира, наиболее универсальный из всех религиозных знаков. Свастика, крест с изломанными концами и как бы вращающийся в одном направлении. Существует два вида свастик: правосторонняя свастика, представляющая весеннее солнце, и левосторонняя (свастика), представляющая осеннее солнце. В течение многих веков особый мистический смысл находили именно в правосторонней свастике. В наиболее частом смысле свастика - это священный божественный символ солнца, знак света, первичного огня, Святого Духа, символ жизни и щедрости. Свастика - это древнейший талисман, притягивающий удачу и счастье. Так, эмблемой фашистов стал ломаный крест в белом круге на красном фоне, где красный цвет означал общественную идею движения, белый - национал-социалистическую идею, а свастика олицетворяла победу в великой миссии арийцев. После окончания Второй мировой войны и разгрома фашизма свастика стала символом немыслимой жестокости и варварства.

В молодежных субкультурах сложилось  особое отношение к цвету.

В одежде, прическе и атрибутике панки  предпочитают яркие цвета - символы разнообразия жизни. Новым веянием в среде панков - стали разноцветные шнурки, обычно оранжевого и зеленого цветов.

В отличие от панков, в среде  готов присутствует единство цвета, а точнее одного - черного. В готической символике чёрный21 цвет - символ раскаяния, умиротворения, покоя, печали и грусти. Как правило, тонкую эстетическую символику для готов имеет вино, символ, связанный с христианской тематикой. Вино - кровь Христова, которую Он пролил во имя отпущения людских грехов.

Немаловажное значение в имиджевой  манифестации молодежных субкультур имеет атрибутика. Атрибутами панков выступают: ошейники и браслеты с шипами, булавки, гриндерсы с железными мысками. Ошейники встречаются и у готов, где выступают одними из предметов готического имиджа. Могут быть как с обычными металлическими клепками, так и с шипами. По признанию самих готов, часто носится только для того, чтобы "скрыть засосы", ("укусы" вампиров).

Готы очень трепетно относятся  к украшениям. Основной металл серебро (серебро - с лат. selen -луна, что означает безжизненное, мертвое), изделия из желтого (золото22) металла никогда не используются. Чем больше украшений из серебра или железа, тем лучше - они притягивают силу Луны - луна покровительница темных сил, а золото принадлежит Солнцу. Готы отождествляют себя с темными силами, считают, что ночь - это их покровительница, поэтому золото не соответствует их идее. Готы трепетно относятся к драгоценным камням в своих украшениях это могут быть: оникс23, агат24, гранат25, в сложных украшениях могут встречаться практически любые камни. Руки украшают различные виды колец: обычные, на фалангу, на ноготь, на весь палец - "сестринские кольца"26, отличаются от обычных "готическим" дизайном и эффектностью.

Браслеты, цепи, перстни на два пальца украшаются символикой загробной жизни. Голову украшают диадемы, камешки во лбу. Обильно применяются серьги, естественно серебряные, часто достаточно внушительные по размеру. На шею надеваются самые различные подвески, кулоны в виде крестов, анкхов, символов смерти, летучие мыши.

В отличие от готов, панки менее увлечены украшательством. Основной элемент украшения - это простая булавка. Зато пирсинг ушей, бровей, губ, языка, пупка и прочих частей тела в этой среде очень популярен, а у готов, напротив, пирсинг на лице - является неспецифическим признаком. Зато ни одна субкультура не уделяет столько внимания макияжу, сколько готы.

Готический макияж27 - это выбеленное "под труп" лицо, накрашенные черной (иногда - красной) помадой губы, сильно подведенные черным глаза, брови и ресницы, причем такой макияж характерен как для лиц женского, так и мужского пола. Еще одно отличие готов от других субкультур - это наличие клыков вампирского вида (наращивание или имплантирование, а также использование накладных зубов) в духе графа Дракулы28. Кроме накладных зубов, готы часто используют линзы - самые разнообразные, с кошачьим разрезом глаз, разных цветов (белого, красного, черного, желтого, зеленого). Тем самым, они придают своему внешнему виду завершенный "образ" человека-вампира (бессмертного).

Таким образом, в молодежных субкультурах используются цветовая символика, символика камней и металлов, символы черепа и креста, различные формы прически. Все символы обладают особым значением в субкультуре панков, готов, скинхедов, байкеров.

Символика цвета для молодежных субкультур является одним из основных знаков отличия. Для готов это черный цвет - символ ночи, смерти и печали. Для панков популярными цветами являются - красный, зеленый, синий и клетка - восходят к шотландскому килту, зеленой кельтской символике и краскам английского флага: Великобритания - родина протестной панк-музыки. Для панков яркие кричащие цвета - это некий символ протеста всему обществу, символ разнообразия жизни, а для готов темный, практически однотонный цвет несет в первую очередь эстетическую нагрузку.

Излюбленными металлами для всех субкультур выступают - железо и серебро. Так, панки, байкеры, скинхэды обвешивают себя различными цепями, булавками из железа, чаще всего выбирают этот металл, так как он недорогой. Для готов наличие атрибутов, сделанных из железа, тоже не возбраняется, но только потому, что металлический блеск напоминает сияние луны, и по внешним признакам похож на серебро. Основной металл в украшениях готов - это серебро, символ отрицания жизни, символ защиты и покровительства темных сил.

Особое отношение к драгоценным камням сохранилось только в субкультуре готов.

Молодые люди, входящие в различные  группировки вкладывают особые смыслы в формы причесок. Для панков - это разноцветный ирокез (символ протеста), для готов это чаще всего черные волосы аккуратно уложенные (символ, несущий в себе больше эстетическую функцию), для байкеров длинные волосы (символ свободы и силы), для скинхэдов бритые головы (символ "чистой" расы). Много внимания уделяют своей прическе и следят за тем, чтобы всегда соответствовать определенному имиджу.

В молодежных субкультурах можно заметить повышенный интерес к магии и  оккультизму, который проявляется  в использовании магических символов в качестве украшений, например, в  субкультуре готов (кельтские кресты), в субкультуре байкеров (череп), в субкультуре скинхэдов (свастика). Все эти знаки имеют древние корни. Крест - это древний, универсальный, космический символ. Крест - центр мира и, следовательно, точка сообщения между Небом и Землей, Космическое Древо. Крест олицетворяет Древо Жизни и Древо Пропитания, а также универсального архетипического человека, способного к бесконечному и гармоничному развитию.

В настоящее время многие символы  молодежной субкультуры стерлись, забылись, и не обладают первостепенным значением, да и сами субкультуры уже не стараются соблюдать многолетних традиций их предшественников. Поэтому часто происходит путаница: панки все чаще предпочитают носить черную одежду и длинные волосы, атрибутами могут выступать символы летучей мыши, которые свойственны только для субкультуры готов. Но, не смотря на смешение символики каждая субкультура это, прежде всего, индивидуальный манифест, вызов всему обществу.

Для молодежной субкультуры сохранение и соблюдение групповой символики  это, прежде всего, проявление индивидуализма и возможности самовыражения, как во внешнем виде, так и в художественном творчестве.

 

Заключение

 

Имиджевая манифестация - это комплексная, знаковая система, которая включает в себя не только внешние символы, но и внутренние характеристики той или иной молодежной субкультуры. Следовательно, можно говорить о значимости имиджа в молодежной субкультуре, как одного из основных способов манифестации.

Имиджевые манифестации не только играют важную роль в образе жизни молодежной субкультуры, но и еще диктуют свои правила и нормы как межличностного (внутригруппового) общения, так и являются отличительными знаками социальных групп, благодаря которым одна субкультура распознает своих членов и узнает лиц, принадлежащих к другой субкультуре, что позволяет субкультурам не смешиваться и вести более или менее мирное сосуществование.

Имидж выступает как в роли знака  идентификации молодых людей, так  и в роли символа протеста современному обществу. Для некоторых молодежных субкультур этот протест превращается в политический, на основе такого манифеста и зародилась субкультура панков, которая всем своим внешним видом символизируют несогласие и неподчинение общественным нормам и законам государства. Для готов же, имиджевая манифестация носит более сдержанный характер, выполняя, прежде всего эстетическую функцию.

Главным средством имиджевой манифестации в молодежных субкультурах выступает  одежда и атрибутика. Основное семиотическое  содержание внешнего вида субкультур базируется на следующих элементах: цветовая символика, символика камней и металлов, символы черепа и креста, различные формы прически. Все символы обладают особым значением в молодежной субкультуре, а также являются одними из основных знаков отличия и знаков принадлежности к той или иной молодежной группе.

Особое внимание субкультуры уделяют  символике цвета в своем внешнем  виде. Многочисленные цвета и символический  смысл для молодежной субкультуры  являются своеобразным отражением многокрасочности мира, что, естественно, особенно выразительно демонстрирует внешний облик.

Излюбленными металлами для  всех субкультур выступают - железо и серебро.

Повышенный интерес в молодежных субкультурах к магии и оккультизму, проявляется в использовании  магических символов в качестве украшений.

В настоящее время многие символы молодежной субкультуры стерлись, забылись, и не обладают первостепенным значением, да и сами субкультуры уже не стараются соблюдать многолетних традиций их предшественников. Для молодежной субкультуры сохранение и соблюдение групповой символики это, прежде всего, проявление индивидуализма и возможности самовыражения, как во внешнем виде, так и в формах художественного творчества.

Таким образом, имиджевые манифестации - это комплексная, знаковая система, включающая в себя как символы внешнего облика молодежных субкультур, так и символы различных форм художественного творчества, духовного опыта молодых людей.

 

Список  используемой литературы

 

  1. Бодрийяр Ж. Система вещей. [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М.: 1968. - с.298.
  2. Гертман О. Молодежная (контр) революция. [Текст] / О. Гертман // Знание-Сила. - 2007. - янв. - с.46-58.
  3. Ерохина Н.Н. Молодежные субкультуры: семиотический аспект [Текст] / Н.Н. Ерохина. // Социологические исследования - 2006. - №11. - С.95-102.
  4. Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей. [Текст] / Г.С. Кнабе. // Декоративное искусство СССР. - 1981. - №1. - с.36.
  5. Колесова, Д. Панки, хой!. [Текст] / Д. Колесова // Смена. - 2004. - №3, март. - с.136-140.
  6. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: 1998. с. - 320.
  7. Левикова С.И. Молодежная субкультура [Текст] / С.И. Левикова. - М.: 2004. - с.381.
  8. Левикова С.И. Суммарные черты постмодерна. О готах, готике и больном российском обществе. [Текст] / С.И. Левикова // Общественные науки и современность. - 2006. - № 4. - с.155-165.
  9. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России [Текст] / В.А. Луков // Социологические Исследования - 2002. - №10. - С.79-87.
  10. Малахова Н. Готы - люди в черном. [Текст] / Н. Малахова // Новая газета. - 2007. - 15-17 янв. (№ 02) - с.3-31.
  11. Медникова М. Уроки нательной живописи. [Текст] / М. Медникова // Вокруг Света. - 2007. - № 3, март. - с.15-20.
  12. Новиков О.Г. Иерархия и власть в российской мото-субкультуре. [Текст] / О.Г. Новиков // Обозреватель. - 2006. - № 3. - с.25-31.
  13. Павщук Е. Татуировка. [Текст] / Е. Павщук // Химия и жизнь. - 1995. - № 6. - с.38-44.
  14. Супонина Е. Тату. Звонкая кожа. [Текст] / Е. Супонина // Новое время. - 2000. - № 24. - с.32-45.
  15. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: 1997. с.352.
  16. Туркатенко. Молодежные субкультуры сегодня. [Текст] / А. Туркатенко // Знание - Сила. - 2007. - январь. - с.59-64.
  17. Хапаева Д. Готическое общество: морфология кошмара. [Текст] / Д. Хапаева. - М.: 2007.
  18. Хойбнер Т. Вызов неприкаянных: модные волны и молодежные течения - теды, хиппи, панки. - М.: 1990. - с.301.
  19. Шепель В.М. Имиджелогия: как нравится людям / Сост. Шепель В.М. - М.: 2002, с.258. .
  20. Щепанская Т.С. Символика молодежной субкультуры: опыт этногр. исследования Системы. [Текст] / Т.С. Щепанская. - СПб, 1993. - с.340.
  21. Щепанская Т.С. Система: тексты и традиции субкультуры. [Текст] / Т.С. Щепанская. - М.: 2004. - с.256.

 

1 Левикова, С.И. Молодежная субкультура. – М.:2004. – с. 38.

2 Хи́ппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hеp — «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) — молодёжная философия и субкультура, популярная в США в 1960-х и 1970-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали через пропаганду свободной любви и пацифизма (главный их протест был направлен против Вьетнамской войны). Самый известный лозунг хиппи: «Make love, not war!», что значит «Занимайтесь любовью, а не войной!».

3 Байкеры (англ. biker, от bike ← motorbike ← motorbicycle «мотоцикл») — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

4 Растафарианство - эклектическое религиозное и духовно-нравственное движение, зародившееся на Ямайке, с 1930-х годов нашедшее распространение в Эфиопии, а с начала 1960-х - во всем мире. Будучи причудливой смесью африканских легенд и Ветхого Завета,  это  учение вылилось в своеобразную субкультуру, основными отличительными признаками которой в массовой практике стали музыка рэгги, прическа с косичками (дреддами) и своеобразный  стиль одежды.

5 Панк, панки, панк-рокеры, пункера́ (от англ. punk — отбросы) — субкультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма.

6 Готы — представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка. Панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к тёмному взгляду на мир.

7 Фурри, иначе фёрри (от англ. furry — пушистый, покрытый мехом) — это субкультура, которая объединяет людей, так или иначе интересующихся антропоморфными животными в изобразительном искусстве, анимации, художественной литературе и дизайне. Особенностью субкультуры является стремление её представителей к воплощению образа антропоморфного животного в творчестве или в себе, посредством идентификации с ним.

8 Мажоры — российская субкультура периода «развитого социализма», представляющая собой отечественный вариант яппи. Появились в конце 1970-х — начале 1980-х и воспринимались как антипод субкультуры гопников. Это молодые люди, преклоняющиеся перед английским, французским стилями жизни и поведения. Поэтому всем внешним видом они демонстрируют достаток, роскошь, шик.

Информация о работе Имиджевые манифестации в молодежной субкультуре