Игровая концепция культуры, сформулированной Й. Хейзингом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Феномен возникновения культуры нашел отражение в трудах различных ученых, представителей разных философских направлений. В прошлом веке господствовала орудийно-трудовая концепций культурогенеза. XX век ищет другие ответы на вопрос: “Как в природном мире возник радикально новый феномен - культура?”

Содержание работы

Введение.......... 3

I. Характер и значение игры как явления культуры....... 5

II. Игра и состязание как культуросозидающая функция..... 10

III. Взаимосвязь культуры и игры. 14

3.1. Взаимосвязь игры и права 14

3.2. Взаимосвязь игры и сражения.......... 15

3.3. Взаимодействие игры и филофствования.......... 17

3.4. Взаимосвязь игры и поэзии.............. 19

3.5. Игровые формы искусства....... 21

Глава IV. Культура и эпохи с точки зрения игры..... 22

Заключение. 26

Файлы: 1 файл

ИГРОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬУТРЫ Й.docx

— 64.46 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение.......... 3

 

I. Характер и значение игры как явления культуры....... 5

 

II. Игра и состязание  как культуросозидающая функция..... 10

 

III. Взаимосвязь культуры  и игры. 14

 

3.1. Взаимосвязь игры и  права 14

 

3.2. Взаимосвязь игры и  сражения.......... 15

 

3.3. Взаимодействие игры  и филофствования.......... 17

 

3.4. Взаимосвязь игры и  поэзии.............. 19

 

3.5. Игровые формы искусства....... 21

 

Глава IV. Культура и эпохи  с точки зрения игры..... 22

 

Заключение. 26

 

Литература.... 28

 

 

Введение 

 

Феномен возникновения культуры нашел отражение в трудах различных  ученых, представителей разных философских  направлений. В прошлом веке господствовала орудийно-трудовая концепций культурогенеза. XX век ищет другие ответы на вопрос: “Как в природном мире возник радикально новый феномен - культура?”

Одним из таких ответов  стала игровая концепция культуры.

Человек всегда имел способность  и склонность облекать в формы  игрового поведения все стороны  своей жизни. Это является подтверждением объективной ценности изначально присущих ему творческих устремлений —  важнейшего его достояния.

Игра - прежде всего свободная  деятельность. Все исследователи  подчеркивают незаинтересованный характер игры. она необходима индивидууму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.

Ощущение и ситуация игры, давая максимально возможную  свободу ее участникам, реализуются  в рамках контекста, который сводится к появлению тех или иных жестко очерченных правил — правил игры. Смысл  и значение игры целиком определяются отношением непосредственного, феноменального текста игры - к так или иначе  опосредованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, контексту человеческого существования.

Игровая концепция культуры целостно была сформулирована нидерландским  историком и философом идеалистом Й. Хейзингом (1872-1945гг.) в работе, “Homo Ludens; Статья по истории культуры” . Концепция игрового генезиса культуры нашла отражение также в трудах Гадамера, который анализировал историю и культуру как своеобразную игру в сфере языка, а также в работе Е. Финка “Основные феномены человеческого бытия”, как исключительную возможность человеческого бытия.

Проблематика игры с особой остротой звучит в наше неспокойное  и часто весьма зловещее время. Именно оно сделало столь актуальным вопрос неразрывно слитого со стихией игры пуэрилизма. (Понятие вводится Й. Хейзингом, как демонстрация видимых свойств игры, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам).

Жизненная необходимость  утвердиться, найти точку опоры, когда вокруг рушатся ценности, столь  долго казавшиеся незыблемыми, понуждает  общество искать поддержку не у лишившихся доверия авторитетов, а у молодежи, — в некотором смысле заискивая  перед будущим на заре Нового времени  провозвестник грядущей пуэрилистской эпохи, элитарный герой-одиночка, внезапный пришелец из некоего чуть ли не горнего мира, решительно вторгается в затхлое людское болото. Вскоре, однако, на передний план выходят серые однородные массы с их неизменным пристрастием к красному, кровавым потопом смывающие вековые устои этики и культуры. В неустойчивые, переходные эпохи резко повышающийся интерес к молодежи приобретает подчас параноидальный характер. Так было с распространением среди советской, а затем и европейской молодежи троцкизма, взращиванием комсомола, появлением гитлерюгенд, хунвэйбинов.

Необходимо заметить, что  феномен пуэроцентризма проявляется и в образовательном буме, свойственном Новому времени вообще и нашему нынешнему новому времени в частности. В имманентно насильственной деятельности обучения находит выход сублимированный страх общества перед непредсказуемым молодым поколением и, видимо, пустое стремление предотвратить неминуемую агрессию — естественную, увы, реакцию на какие бы то ни было перемены.

Таким образом, рассмотрение культуры человечества с точки зрения игры представляется актуальным в настоящее  время. Исследование Й. Хейзинга позволяет отличить “чистую игру”, глубоко гуманистическую, от бескультурья и варварства.

Целью данной работы является раскрытие игровой концепции культуры, сформулированной Й. Хейзингом. Достижение поставленной цели требует постановки следующих задач:

- дать определение игры, её характера и значения как  явления культуры;

- рассмотреть культуросозидающую функцию игры и состязания;

- проанализировать взаимосвязь  игры и культуры на примере  права, войны, философствования, поэзии и искусства;

- показать культуру различных  эпох с точки зрения игры.

Для решения данных задач  автор обратился к труду Й. Хейзинга “Homo Ludens; Статья по истории культуры” . Эго фундаментальное исследование в игровой концепции культуры раскрывает сущность феномена игры и значение ее в человеческой цивилизации.

В работе также были использованы различные учебные пособия и  словари по культурологии, среди которых особо следует отметить словарь “Культурология. XX век.”, который призван очертить границы культурологии как интегративной области знания..

Кроме того, были использованы исследования психологов, которые рассматривают  игру как ведущий тип деятельности человека на определенном этапе развития, а также как один из действенных  способов психотерапии; работы, выявляющие взаимосвязь игры с искусством, творчеством; исследования, рассматривающие игру как феномен сознания  и культуры. Это позволило составить более полное представление о значении игры в жизнедеятельности человека, её роли и месте в культуре.

 

I. Характер и значение  игры как явления культуры 

Раскрытие игровой концепции  культуры, сформулированной Й. Хейзингом предполагает прежде всего определить, что автор вкладывает в понятие игры, в чем видит её характер и значение как явления культуры.

В первую очередь надо сказать, что игра, с точки зрения исследователя, гораздо старше культуры, так как  понятие культуры предполагает человеческое сообщество, а животные “не дожидались появления человека, чтобы научить их играть”.

Игра переходит границы  чисто биологической или чисто  физической деятельности, так как  уже в наипростейших формах, в  том числе и в жизни животных, игра есть нечто большее, чем чисто  физиологическое явление, либо физиологически обусловленное психическая реакция. Исследователь указывает, что в  игре есть нечто, выходящее за пределы  непосредственного стремления к  поддержанию жизни. Как бы это  не называлось, в любом случае, эта  целенаправленность игры являет на свет некоторую нематериальную стихию, включенную в сущность игры.

К определению основных функций  игры неоднократно обращались ученые различных специализаций (физиологи, психологи, философы, педагоги). Синтез этих теорий позволяет выделить следующие  положения:

- игра - высвобождение избыточной  жизненной силы;

- игра - инстинкт подражания;

- игра - удовлетворение потребностей  в разрядке;

- игра - упражнение на  пороге серьезной деятельности;

- игра учит себя ограничивать;

- игра поддерживает собственную  индивидуальность

Однако, Й. Хейзинга находит неудовлетворительными эти объяснения, так как, по мнению исследователя, можно было бы принять эти положения, но в том случае, если бы хотя бы одно из них было исчерпывающим, оно исключило бы все остальные либо, как некое “высшее единство охватывало их и вбирало в себя”.

Психологи и физиологи  стремятся проникнуть в самое  тело игры, не проявляя интереса к её эстетическим особенностям, поэтому  изначальные качества игры ускользают от описаний. Например, накал игры нельзя объяснить никаким биологическим  анализом - а в этом состоит сущность игры. Автор правомерно ставит вопрос: природа могла бы дать своим отпрыскам  такие полезные функции, как высвобождение  энергии, расслабление после затраты  сил, приготовление к суровым  потребностям жизни и компенсация  несуществующих желаний, всего-навсего в виде механических упражнений и реакций, так почему же она дала игру, с её напряжением, радостью, потехой? Такой элемент игры, как шуточность сопротивляется любому анализу, любой логической интерпретации. Этот элемент определяет сущность игры.

Й. Хейзинга доказывает, что игра относится к области иррационального, так как игра простирается на животных и на человеческий мир, она не может быть обоснована никакими рационалистическими связями. Ведь укоренённость в рассудке означало бы, что её пределы - человеческий мир. Существование игры не связано ни с какой-либо ступенью культуры, ни с какой-либо формой мировоззрения “Игра, какова бы ни была её сущность, не есть нечто материальное”. Даже у животных она вырывается за границы физического существования. С точки зрения мира, мыслимого как детерминированный, то есть как чисто силовое взаимодействие, игра есть нечто избыточное. Лишь с вторжением духа, который сводит на нет эту детерминированность, наличие игры становится возможным, мыслимым, постижимым.

Существование игры утверждает сверхлогический характер положения в космосе: животные могут играть, следовательно, они нечто большее, чем механизмы; человек играет и знает, что он играет, следовательно, он нечто большее, нежели разумное существо, так как игра неразумна.

“Очищая” понятие игры от игры в жизни животных и в  жизни детей, рассматривая её там, где  биология и психология её не затрагивают, Й. Хейзинга дает понятие игры в культуре следующим образом: игра предстает как некая заданная величина, предшествующая самой культуре, сопровождающая и пронизывающая её от истоков, вплоть до той фазы культуры, которую в данный момент переживает сам наблюдатель. Наблюдатель обнаруживает присутствие игры как определенной особенности или качества поведения, отличного от обыденного поведения в жизни. Его будет интересовать игра как некая форма деятельности, форма, наделенная смыслом, и как социальная функция. Он пытается понять игру так, как воспринимает её сам играющий, в её первичном значении. Если он придет к выводу, что игра основывается на обращении с определенными образами, то захочет понаблюдать, как они проявляются в самой игре, и попытаться понять игру, как фактор культурной жизни.

Так, наиболее заметные первоначальные проявления общественной деятельности человека уже пронизаны игрою: например, язык, это первейшее и высшее орудие, которое человек формирует, чтобы  иметь возможность сообщать, обучать, править. С помощью языка человек возвышает вещи до сферы духа. Поэтому “всякое абстрактное выражение есть речевой образ, всякий речевой образ есть ни что иное как игра слов”. Пронизан игрою и миф, который тоже “есть образное претворение бытия, только более подробно разработанное, чем отдельное слово”. Так же и культ: ведь ранние общества совершали свои свяшеннодейтсвия в ходе чистой игры. Далее Хейзинга делает немаловажный вывод: в мифе и культуре зачинаются великие движущие силы культурно жизни - право и порядок, общение и предпринимательство, ремесло и искусство, поэзии, ученость, наука; таким образом, все они уходят в ту же почву игровых действий.

В игре мы имеем дело с  такой функцией живого существа, которая  полностью может быть столь же мало определена биологически, как  логически или этически. Понятие  игры остается в стороне от всех остальных интеллектуальных форм, в  которых можно было бы выразить структуру  духовной и общественной жизни.

Всесторонне изучение феномена игры позволило Й. Хейзинге выделить следующие её признаки:

- игра - свободное действие: игра по принуждению не может  оставаться игрой;

- игра не есть “обыденная”  или “настоящая” жизнь. Игра - это выход из такой жизни  в преходящую сферу деятельности  с её собственными устремлениями.  Всякая игра способна во все  времена полностью захватывает  тех, кто в ней принимает  участие. Поэтому противопоставление  игра - серьезность всегда подвержена  колебаниям. Недооценка игры граничит  с переоценкой серьезности. Характер  игры не обусловлен посторонними  интересами: не будучи обыденной  жизнью, она стоит вне процесса  непосредственного удовлетворения  нужд и страстей. Она прерывает  этот процесс, и располагается  в сфере более возвышенной,  нежели строго биологическая  сфера процесса пропитания - спаривания - самозащиты;

- третий, отличительный признак  игры - замкнутость, ограниченность. Она “разыгрывается” в определенных  границах места и времени. Её  течение и смысл заключены в ней самой;

- игра устанавливает порядок,  она сама есть порядок - и  этот порядок непреложен. Эта  глубокая связь с идеей порядка  есть причина того, почему игра  в столь значительной мере  лежит в области эстетического.  Игра склонна быть красивой. Термины, которые применяются для обозначения элементов игры большей частью лежат в сфере эстетики: напряжение, равновесие, колебания, чередования, контраст, вариация, завязка и развязка, разрешение;

Информация о работе Игровая концепция культуры, сформулированной Й. Хейзингом