Игровая концепция культуры Й. Хейзиги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие игровой концепции культуры, сформулированной Й. Хейзингом. Достижение поставленной цели требует постановки следующих задач:
дать определение игры, её характера и значения как явления культуры;
рассмотреть культуросозидающую функцию игры и состязания;
проанализировать взаимосвязь игры и культуры на примере права, войны, философствования, поэзии и искусства;
показать культуру различных эпох с точки зрения игры.

Файлы: 1 файл

игровая концепция культуры Й. Хейзинги.docx

— 62.32 Кб (Скачать файл)

Заключение

Игровая концепция культуры, сформулированная Й. Хейзинга, рассматривает игру как первооснову культуры, культура возникает в форме игры. Культура возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. Это является исходной предпосылкой названной концепции.

Игра, с точки зрения Й. Хейзинги, это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования.

Игра - это не манера жить, а структурная основа человеческих действий. А для того, чтобы игровое  содержание культуры было культуросозидающим, оно должно оставаться чистым. Цель игры - в ней самой. Игра сама по себе, в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Она не может быть не дурной не хорошей. Нравственный, так же как и безнравственный, поступок совершается по тем или иным правилам той или иной игры. В сущности, игра несовместима с насилием. Именно нравственные поступки свидетельствуют о должном соблюдении “правил игры”. Ведь нравственность есть не что иное, как укорененная в прошлом традиция. Безнравственность, с данной точки зрения, это намеренно избранное положение “вне игры”, то есть нечто абсурдное по определению. В этом случае, серьезное не является антонимом игры, ее противоположность -- бескультурье и варварство.

Говоря об игровом факторе, Й. Хейзинга убедительно показывает его чрезвычайную действенность и чрезвычайную плодотворность при возникновении всех крупных форм общественной жизни. Будучи её существенным импульсом, игровые состязания, более древние, чем сама культура, исстари наполняли жизнь и, подобно дрожжам, способствовали росту и развитию форм архаической культуры. Культ рос в священной игре. Поэзия родилась в игре и продолжала существовать в игровых формах. Музыка и танец были чистой игрою. Мудрость и знание обретали словесное выражение в освященных обычаем играх, проходивших как состязание. Право выделилось из игр, связанных с жизнью и отношениями людей. Улаживание споров оружием, условности жизни аристократии основывались на игровых формах. Поэтому вывод здесь может быть только один: культура, в её первоначальных фазах, играется. Она не произрастает из игры, как “живой плод, который освобождается из материнского тела, она развертывается в игре и как игра”(21, С.168).

Таким образом, подлинная  культура не может существовать без  игрового содержания, так как культура предполагает определенное самоограничение, определенную способность не воспринимать свои собственные устремления, как  нечто предельное и наивысшее, но видеть себя отгороженной некоторыми добровольно приятыми границами.

Й. Хейзинга подчеркивает, что культура все еще хочет, чтобы её “играли” - по взаимному соглашению относительно определенных правил (21, С.168).

Тяжело смотреть на все  наши деяния с точки зрения игры. В глубочайших недрах человеческого  существа что-то словно бы противится этому. Но и в драматическом сгущении важнейших моментов жизни человечества все происходящее не выходит за рамки  парадигмы игры вообще.

Литература

Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.

Аникеева Н.П., "Педагогика и психология игры". М.,1986

 

Антология исследования культуры. - СПб., Т.1, 1997.

 

Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.

 

Богомолова Н.Н., "Ситуационно - ролевая игра, как активный метод  социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии". М.,1977.

 

Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966, №6.

 

Гуревич П.С. Игра / Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.

 

Гуревич П.С. Культурология. - М.. 1998.

 

Запорожец А.В., Маркова Т.А., "Игра и её роль в развитии ребенка  дошкольного возраста". М.,1978.

 

История и культурология. М., 1999.

 

Культурология. XX век. Антология. - М., 1995.

 

Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.

 

Лагунова В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993.

 

Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории  культуры. - СПб., 1998.

 

Столович Л.Н., Искусство и игра / Эстетика. М., 1987.

 

Терский В.Н., Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966

 

Тэрнер В. Символ и ритуал. - М., 1983.

 

Устименко В.Ф., "Место  и роль игрового феномена в культуре // Филосовские науки", 1980 г., №2, стр. 69 - 77.

 

Фрезер Дж. Д. Золотая ветвь. - М., 1980.

 

Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры, М., 1997

 

Хейзинга Й., "В тени завтрашнего дня", Homo Iudens. М.,1992

 

Эльконин Д.Б. Психология игры. М.. 1978.

 

Эпштейн Н.П., "Игра в жизни  и искусстве // Советская драматургия", М., 1982, №2.


Информация о работе Игровая концепция культуры Й. Хейзиги