Игровая концепция культуры (Й. Хейзенга, Х. Ортега-и-Гессет, Е. Финк)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

Игровая концепция культуры целостно была сформулирована нидерландским историком и философом идеалистом Й. Хейзингом (1872-1945гг.) в работе, “Homo Ludens; Статья по истории культуры” (1938). Концепция игрового генезиса культуры нашла отражение также в трудах Гадамера, который анализировал историю и культуру как своеобразную игру в сфере языка, а также в работе Е. Финка “Основные феномены человеческого бытия”, как исключительную возможность человеческого бытия.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………………..2
Игровая концепция культуры:
1. Й. Хейзинга …………………………………………………………………………………………….5
2. Х. Ортега-и-Гессет …………………………………………………………………………………….6
3. Е. Финк ………………………………………………………………………………………………....7
Заключение ……………………………………………………………………………………………….8
Список литературы ………………………………………………………………………………………9

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕННТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

филиал ГОУ ВПО «ЮЖНО –  УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

 УНИВЕРСИТЕТ» в г. Снежинске 

Кафедра «Экономики и инвестиции»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По курсу: «Культурология».

 

На тему: «Игровая концепция  культуры

(Й. Хейзенга, Х. Ортега-и-Гессет, Е. Финк)».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ФШЗ-150

Специальность

080105

заочной формы обучения

Привалова Дарья Владимировна

 

 

Проверил:

Пушкарева Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снежинск

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………………..2

Игровая концепция культуры:

1. Й. Хейзинга …………………………………………………………………………………………….5

2. Х. Ортега-и-Гессет …………………………………………………………………………………….6

3. Е. Финк ………………………………………………………………………………………………....7

Заключение ……………………………………………………………………………………………….8

Список литературы ………………………………………………………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Феномен возникновения культуры нашел отражение в трудах различных ученых, представителей разных философских направлений. В прошлом веке господствовала орудийно-трудовая концепция культурогенеза. XX век ищет другие ответы на вопрос: “Как в природном мире возник радикально новый феномен - культура?”

     Одним из таких ответов стала игровая концепция культуры.

     Человек всегда имел способность и склонность облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни. Это является подтверждением объективной ценности изначально присущих ему творческих устремлений - важнейшего его достояния.

     Игра - прежде всего свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают не заинтересованный характер игры. Она необходима индивидууму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.

     Ощущение и ситуация игры, давая максимально возможную свободу ее участникам, реализуются в рамках контекста, который сводится к появлению тех или иных жестко очерченных правил -правил игры. Смысл и значение игры целиком определяются отношением непосредственного, феноменального текста игры - к так или иначе опосредованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, контексту человеческого существования.

     Игровая концепция культуры целостно была сформулирована нидерландским историком и философом идеалистом Й. Хейзингом (1872-1945гг.) в работе, “Homo Ludens; Статья по истории культуры” (1938). Концепция игрового генезиса культуры нашла отражение также в трудах Гадамера, который анализировал историю и культуру как своеобразную игру в сфере языка, а также в работе Е. Финка “Основные феномены человеческого бытия”, как исключительную возможность человеческого бытия.

     Проблематика игры с особой остротой звучит в наше неспокойное и часто весьма зловещее время. Именно оно сделало столь актуальным вопрос неразрывно слитого со стихией игры пуэрилизма. (Понятие вводится Й. Хейзингом, как демонстрация видимых свойств игры, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам).

     Жизненная необходимость утвердиться, найти точку опоры, когда вокруг рушатся ценности, столь долго казавшиеся незыблемыми, понуждает общество искать поддержку не у лишившихся доверия авторитетов, а у молодежи, -- в некотором смысле заискивая перед будущим на заре Нового времени провозвестник грядущей пуэрилистской эпохи, элитарный герой-одиночка, внезапный пришелец из некоего чуть ли не горнего мира, решительно вторгается в затхлое людское болото. Вскоре, однако, на передний план выходят серые однородные массы с их неизменным пристрастием к красному, кровавым потопом смывающие вековые устои этики и культуры. В неустойчивые, переходные эпохи резко повышающийся интерес к молодежи приобретает подчас параноидальный характер. Так было с распространением среди советской, а затем и европейской молодежи троцкизма, взращиванием комсомола, появлением гитлерюгенд, хунвейбинов.

     Необходимо заметить, что феномен пуэроцентризма проявляется и в образовательном буме, свойственном Новому времени вообще и нашему нынешнему новому времени в частности. В имманентно насильственной деятельности обучения находит выход, сублимированный страх общества перед непредсказуемым молодым поколением и, видимо, пустое стремление предотвратить неминуемую агрессию - естественную, увы, реакцию на какие бы то ни было перемены.

     Таким образом, рассмотрение культуры человечества с точки зрения игры представляется актуальным в настоящее время. Можно отличить “чистую игру”, глубоко гуманистическую, от бескультурья и варварства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая концепция культуры: Й. Хейзинга

 

     Голландский культуролог Йохан Хейзинга (1872-1945 гг.) создал оригинальную  концепцию культуры, в основе которой - анализ значения игры в генезисе мировой культуры. Две книги прославили этого мыслителя: «Осень Средневековья» и «Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры»». В культурологии Хейзинги можно выделить три аспекта: во-первых, историографический анализ эпохи позднего Средневековья в Нидерландах, европейской культуры XV в; во-вторых, роль Игры в возникновении и развитии культуры всех времен и народов; в-третьих, анализ духовного кризиса западной культуры, Духовной трагедии человечества, связанной с фашизмом и тоталитаризмом. Игра находится не только у истоков возникновения искусства, считает Хейзинга, она выступает основанием всей культуры. Именно игра является критерием оценки разнородных феноменов культуры - права, науки, религии, философии.

    Культуроформирующая функция игры вытекает из характера самой деятельности человека. Человек, по мнению Хейзинги, с начала своего рождения есть «существо играющее». В ходе преобразования материального мира человек в сознании «проигрывает» собственную деятельность. Огромна роль игры в зарождении поэзии, музыки, «поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой». Общественно - политические идеалы, по мнению Хейзинги, также связаны с игрой, поскольку в них всегда присутствует цель как воображаемая мечта, они нередко содержат утопические идеи. Таким образом, во всех многообразных культурных явлениях Хейзинга усматривает игровой элемент. С его точки зрения, игре присущи следующие характеристики: во-первых, это свободная, «несерьезная» деятельность, во-вторых, она - фантазия, напрямую несвязанная с действительностью, в ней нет прагматической цели, игра находится вне будничной действительности, наконец, игра «играется» по правилам (поэтому она учит человека следовать определенным нормам и в своей обыденной жизни, укрощать свои инстинкты).

    Итак, культура, в понимании  Хейзинги, первоначально возникает  в форме игры, но по мере  развития человеческой истории  игровой элемент видоизменяется, игровая природа остается лишь  в поэзии, праве, формах политической  жизни. Ослабление игрового начала, по мнению голландского культуролога, началось в XVIII в., когда возобладали прагматизм и рационализм. С этого времени, считает Хейзинга, стал нарастать кризис культуры, который достиг своей наивысшей отметки в ХХ в. Современный человек уже не знает игру как культуросозидающую деятельность. Избыточное присутствие разного рода игр в индустрии развлечений массовой культуры как раз и является свидетельством утраты игры, как основы культуры.

 

Игровая концепция культуры: Х. Ортега-и-Гессет

    Известный испанский  мыслитель экзистенциалистского направления Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955 гг.) считал, что культура является тем направлением, которое человек придает развитию своих природных жизненных задатков. Таким образом, в его концепции культура предстает не как застывшая форма или сумма форм, а как жизненная

активность, подчиняющаяся двум императивам  – требованию жить и требованию быть нравственным. Исходя из этого, Х. Ортега-и-Гассет выдвигает тезис  о том, что жизнь должна быть культурной, а культура должна быть жизненной. Свою концепцию он называл «рациовитализм» (от лат. ratio - разум и vitae - жизнь).

    Как и многие другие  западные философы, Ортега-и-Гассет  видел углубление кризиса западной  цивилизации, однако дал собственный  «рецепт» ее спасения, основанный  на понимании им культуры, близком хейзинговскому.

      Подобно Ницше,  Фрейду и другим, Ортега считал, что культура не должна находиться  в конфронтации с жизнью. Для  него истинной культурой является  лишь «живая культура», сущность  которой составляет спонтанность и отсутствие прагматической направленности. «Живая культура», будучи личным достоянием человека, осознается им как спонтанная внутренняя потребность. Только «живая культура», как часть индивидуального бытия человека, способна сдержать экспансию массовой культуры.

      Причину кризиса  современной ему культуры Ортега  видит в «восстании масс». Восстание  - это не революция, так философ  называет омассовление культуры, унификацию всех сторон общественной  жизни, включая духовную. Под «массой»  он понимает «среднего заурядного человека». Характерные черты массы - агрессивность, аморализм, отсутствие духовности, внутренней потребности в культуре, высший диктат для нее - сила. К причинам омассовления общества Ортега относит демократизацию и успехи науки, обусловившие доступность социальных и материальных благ, обеспечивающие высокий уровень потребления в современном обществе, а также рост народонаселения. Появление «массового человека» с его «ценностями» породило соответствующий ему тип культуры.

      Только «живая культура», будучи частью индивидуального бытия человека, убежден Ортега, способна спасти гибнущую «фаустовскую» цивилизацию, сдержать агрессивную экспансию массовой культуры.

     

 

 

 

Игровая концепция культуры: Е. Финк

     Игра рассматривается как важнейший феномен человеческого бытия в числе четырех других — смерти, труда, господства и любви — немецким философом Е. Финком. Игровое начало пронизывает всю человеческую жизнь и определяет способ понимания бытия. В отличие от Хейзинги Финк считает игру важнейшим способом реализации человеческой деятельности, не свойственной животному миру. Фантазия как способ оперирования воображаемым присуща только человеку. В игре, основанием которой служит фантазия, он реализует высокие духовные потенции. Так происходит возвышение человека над природой и рождение культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Игровая концепция культуры, рассматривает игру как первооснову культуры, культура возникает в форме игры. Культура возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. Это является исходной предпосылкой названной концепции.

     Игра, это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования.

     Игра - это не манера жить, а структурная основа человеческих действий и отношений. А для того, чтобы игровое содержание культуры было культуросозидающим, оно должно оставаться чистым. Цель игры - в ней самой. Игра сама по себе, в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Она не может быть не дурной не хорошей. Нравственный, так же как и безнравственный, поступок совершается по тем или иным правилам той или иной игры. В сущности, игра несовместима с насилием. Именно нравственные поступки свидетельствуют о должном соблюдении “правил игры”. Ведь нравственность есть не что иное, как укорененная в прошлом традиция. Безнравственность, с данной точки зрения, это намеренно избранное положение “вне игры”, то есть нечто абсурдное по определению. В этом случае, серьезное не является антонимом игры, ее противоположность - бескультурье и варварство.

     Таким образом, подлинная культура не может существовать без игрового содержания, так как культура предполагает определенное самоограничение, определенную способность не воспринимать свои собственные устремления, как нечто предельное и наивысшее, но видеть себя отгороженной некоторыми добровольно приятыми границами.

     Тяжело смотреть на все наши деяния с точки зрения игры. В глубочайших недрах человеческого существа что-то словно бы противится этому. Но и в драматическом сгущении важнейших моментов жизни человечества всё происходящее не выходит за рамки парадигмы игры вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.

2. Антология исследования культуры. - СПб., Т.1, 1997.

3. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н. А. Смысл истории. —

М., 1990.

4. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.

5. Гуревич П.С. Игра / Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.

6. Гуревич П.С. Культурология. - М.. 1998.

7. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992.

8. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.




Информация о работе Игровая концепция культуры (Й. Хейзенга, Х. Ортега-и-Гессет, Е. Финк)