Идеалы и ценности культуры Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:44, реферат

Описание работы

Несмотря на происхождение термина «Ренессанс», строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.
Ренессанс представлял собой синтез античной и восточной культур. Возрождение — это наряду с Реформацией и Великими географическими открытиями часть революционных преобразований, благодаря которым европейская цивилизация перешла на индустриальную ступень развития.

Содержание работы

Введение 3
1 Мировоззрение и мироощущение Ренессанса 4
2 Ренессанс как культурный феномен 12
3 Значение культуры эпохи Возрождения 28
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Идеалы и ценности культуры эпохи Возрождения.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Среди работ последнего периода творчества Босха одной  из наиболее ярких и фантастичных является роспись алтаря «Сад земных наслаждений». На наружной части алтаря, которая всегда, кроме праздничных дней, была перед глазами прихожан, изображена Земля третьего дня творения: только горы и покрывающая их растительность. Космическое пространство в виде сферы окружает Землю, а солнечные лучи освещают ее, пробиваясь из-за туч.

Внутренняя же часть  традиционно представляла собой  триптих, причем левая и правая створки как бы противостоят друг другу, являя картины Рая и Ада.

Зрителю, рассматривающему левую створку, сначала может показаться, что в садах Эдема вокруг Фонтана жизни в гармонии сосуществуют самые разные представители флоры и невероятные животные. Но внимательное изучение изображения выявит и кошку, поймавшую мышь, и убитую, видимо, хищником лань. Таким образом, художник хотел показать, что и в Раю существуют зло и смерть. Даже отсутствие в этой композиции его чудовищных демонических образов, в которых совмещались черты рыб, птиц, зверей, насекомых и людей, не вызывает сомнений в правильности оценки творчества Босха как «почетного профессора кошмаров» и «самого темного художника в мировом искусстве». Представить себе несправедливость и насилие в Раю было не менее ужасно, чем наблюдать картины наказания грешников в аду за совершенное ими многоликое и изощренное зло.

Центральная часть — «Сад любви» — населена множеством пар влюбленных. И хотя их жизнь вроде бы беспечальна, идея первородного греха как основной причины царящего в мире людей зла и необходимости возмездия за него уже подготовлена темой дуализма райской жизни.

Правая створка резко  контрастирует с другими частями композиции в первую очередь по цвету. Царящая здесь тьма освещается сполохами дальних пожаров. Вместо Фонтана жизни тут — «древо смерти». Ад напоминает некий фантастический механизм, который можно воспринимать как прообраз грядущей техногенной цивилизации. Человечество неизбежно обречено на гибель в Аду, ибо его греховные наслаждения были уже предопределены Творцом. До конца расшифровать изображение этой алтарной композиции не удается до сих пор.

Величайшим художником нидерландского Возрождения был и Питер Брейгель Старший (1525-1569). Он писал реалистические сюжеты из крестьянской жизни, сумев даже религиозные темы обратить в жанровые сцены из крестьянского быта, за что его прозвали Брейгель Мужицкий. Брейгель является одним из мастеров пейзажной живописи. Его картины написаны таким образом, что зритель рассматривает их, как бы находясь на возвышении. Художник всегда соединял природу с человеком, что можно проследить в цикле его картин «Времена года».

Непревзойденным графиком и рисовальщиком был немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). Наиболее известна серия его гравюр «Апокалипсис». Техника гравюры, возникшая в Европе на рубеже ХIV — ХV вв., позволила делать много оттисков с одного изображения. Как живописец Дюрер вошел в историю искусства благодаря портретам и автопортретам.

Особое место в культуре Ренессанса занимает архитектура. Масштабной мерой при сооружении зданий в  этот период становится человек. Архитектура  отличается простотой объемов и  форм. Из античной архитектуры заимствуется ордерная система. При строительстве используются колонны, пилоны, пилястры, архитравы, создаются их различные композиции. Архитекторы строго придерживаются принципа художественного индивидуализма.

Ренессанс — период широкого наступления штукатурки, которую применяют не только как раствор в кладке, но и как отделочный материал. Возрождение характеризуется разнообразием материала и цвета. Популярные цветные материалы: терракота, майолика, глазурованный кирпич. Стали чаще включать в убранство интерьеров лепные украшения, которые сначала были белыми, а потом тонировались и даже покрывались позолотой. Часто сооружались глухие своды и купола, дающие простор для живописных изображений.

Филиппо Брунеллески (1377-1446) заявил о себе как новатор, ученый-универсал, поражающий своей смелостью строитель, находки которого повлияли на архитектуру Нового времени. К его наиболее значимым работам относятся кафедральный собор и церковь Сан-Лоренцо во Флоренции.

В начале ХVI в. центром архитектуры становится Рим. Самой грандиозной работой Донато Браманте (1444-1514) явился проект собора Св. Петра в Риме, который было решено возвести на месте раннехристианской базилики. Впоследствии строительство было продолжено Микеланджело. Но кроме культовых сооружений в эпоху Ренессанса стали возводить дворцы для старой и новой аристократии Первоначально эти городские дворцы имели вид крепостей, ибо выполняли оборонительные функции. Постепенно фасады все более декорируются. При строительстве дворцов используется ордерная система. Браманте стремился соединить черты античной виллы, театра и форума, примером чему служит композиция Бельведера — дворцово-паркового комплекса, тремя террасами спускающегося к Ватиканскому дворцу.

Шедевром архитектуры  может считаться Венеция, расположенная на многочисленных островках. 350 мостов связывали между собой различные части города. ХV век — время блестящего расцвета Венецианской Республики — города-государства. К архитектурным жемчужинам относятся собор Св. Марка, дворец дожей, Башня часов.

Внешне собор Св. Марка  напоминает византийские церкви. Образцом для него служила константинопольская  церковь Св. Апостолов. Из-за недостатка природного камня на севере Италии собор был построен из камня и  кирпича. Капитанам всех венецианских кораблей было приказано привозить все, «что могло украсить собор и содействовать его славе и величию». Ни одна из 500 колонн храма потому не похожа на другую, есть колонны даже из Египта, но большинство античных — из Греции и Рима.

Все здание снаружи отделано мрамором, а внутри — богатейшей мозаикой на золотом фоне. Мозаики покрывают более 4 тыс. м2 поверхности куполов и арок. Своды украшены фресками, а окна — чудесными витражами, пол собран из ценных пород камня. Алтарь облицован золотом. Собор не случайно называют «золотой базиликой». Но собор не был только культовым сооружением. Здесь происходило посвящение дожа, высшего должностного лица Венеции.

Дворец дожей, как и собор Св. Марка, строился и украшался веками. Его можно считать архитектурным парадоксом. Верхняя, массивная часть дворца опирается на ряды ажурных арок. Она практически висит в воздухе. Кажется, что зодчий перевернул здание, поставив его крышей на землю. На фасаде сооружены два богато декорированных балкона, с них дож общался с гражданами. Во дворце в зале Большого Совета находится самая огромная картина в мире — «Рай» Я. Тинторетто. Ее размеры 7 х 22 м.

Храмы и дворцы Венеции поражают своей вычурной легкостью, они лишены массивности и угрюмости крепостей, потому что город имел естественную защиту — море. Построенная в XV в. Башня часов представляет собой высокое прямоугольное здание, разделенное на четыре яруса и покоящееся на однопролетной арке. Особый интерес вызывают и башенные часы. На циферблате отмечены не только часы и минуты, но и фазы Луны, положение Солнца среди знаков Зодиака, даты. Во время главных христианских праздников перед фигурой Мадонны, расположенной рядом с циферблатом, ежечасно проходят фигурки волхвов и трубящий ангел.

Ренессансная архитектура начинает завоевывать Европу в ХVI в. Во Франции строятся замки в Шамборе и Блуа, возводится Лувр. Архитектор П.Леско (ок. 1510-1578) заложил основу национальной французской архитектуры — «ренессансного классицизма», просуществовавшего до начала ХVIII в.

В Испании был воздвигнут кафедральный собор в Саламанке, а также по повелению короля Филиппа II (1527-1598) построен Эскориал, который одновременно был королевской резиденцией, королевской усыпальницей и монастырем.

Дольше всех проникновению ренессансных мотивов сопротивлялась архитектура Англии. Здесь до середины ХVI в. преобладал готический стиль.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Значение культуры эпохи Возрождения

Таким образом, стремясь познать культуру Возрождения, тайны его искусства, необходимо анализировать традиции не только Италии, но и других западных стран, ибо только такое объединение, связанное одними идеями и воззрениями, даст полную картину Ренессанса.

    Революционное  значение Возрождения важно для  всех последующих времен, так как именно в этот период были заложены основные гуманистические взгляды, развитие которых актуально для всего человечества и в наши дни.

    В  кульминационные периоды развития культуры, примером которого является Возрождение, как правило, выявляются глубокие противоречия, преодолевая которые возникают новейшие традиции и приемы. И рядом с самыми

революционными  требованиями в области мысли и воли, приводившими в области морали, науки и искусства к самым смелым постулатам, рядом с безграничной дерзостью в разрушении старого и создании нового,  производящего порой впечатление чего-то очень современного, продолжают жить и развиваться пережитки старых воззрений.

И самые творческие, продуктивные мысли проверяются  именно в усовершенствовании и развитии старых идей.

    Возрождение  открыло собой эру совершенно  нового человека в истории европейской цивилизации. Это отразилось прежде всего в мировоззрении, убеждениях, во всех областях деятельности личности, а также в сфере ее чувств и эмоций. В эту эпоху воля и действие шли вместе, старое и новое, объединяясь, рождало гениальные идеи, образы и произведения; совершенство творчества отдельной личности было также значимо, как и деятельность школ и периодов. Мыслители-гуманисты, люди искусства ставили перед собой героические задачи и успешно их решали. Те, кто видел решение всех проблем в совершенствовании идей общественного устройства, шли на смерть и лишения ради всеобщего блага человечества и создавали предпосылки для грандиозной деятельности последующих поколений.

    В  области философии и наук (как  гуманитарных, так и математических) произошел значительный скачок в развитии, характеризующийся гуманистическими идеями, новым взглядом на человека и его возможности.

    В  области искусства задачи человека  были завещаны будущему в полуразрушенном виде, так как основные приемы и принципы нам понятны, а вот как достигается общее впечатление от произведения — загадка, особенно в художественном изображении человека, его красоты и возвышенности.

    Именно  эта эпоха дала человечеству  огромное количество всесторонних, титанических, загадочных личностей — Петрарку, Шекспира, Джотто, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, для понимания творчества и человеческой личности которых необходимы столетия.

    Антропоцентризм  Возрождения проявляется в новой  смысловой окраске микрокосмичности — в том, что человек превращается в макрокосме в одну из самых живых и деятельных сил.Поэтому не стоит забывать, что Ренессанс — это не только эпоха Леонардо и Микеланджело, но и эра Парацельса (1493—1541) и Нострадамуса (1503—1566).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ренессанс, будучи локальным  по масштабу, охватившим лишь европейские  страны, не только превращается в глобальное по последствиям явление мировой культуры, но и становится одной из отправных точек для формирования единой мировой цивилизации. Период Возрождения рассматривается как вполне самостоятельный исторический этап и не увязывается только с искусством.

Культура Возрождения  — тонкий поверхностный слой, представленный деятельностью гуманистов, которые  изучали и толковали античную культуру, а также в чем-то продолжали средневековые философские традиции. Культура Возрождения — все, что наполняло исторический процесс Европы начиная с ХIV и по ХVI в. включительно.

Гуманисты были «штучным товаром» в Европе. Трудно, на наш взгляд, выделить новый «ренессансный» тип государственного деятеля. Ведь в политике только появляются новые подходы эпохи Возрождения. Так, например, Н. Макиавелли (1469-1527) пишет свой трактат «Государь», но это не значит, что ему следуют политики.

Главный результат  и основное завоевание Возрождения  — утверждение активной человеческой личности, ее оптимистического потенциала и творческих начал, приведшее к множеству великих достижений человечества, удобствам, комфорту и повышению качества жизни, — уже к концу XV в. плохо согласуется с традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться в острый конфликт с нею и в полный разрыв со средневековым целым.

    Все  это еще больше усугубляло  противоречия ренессансной эпохи,  превращая их в острейший конфликт как внутри самой ренессансной личности, так и между культурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс являлся толчком для создания новой  культуры – культуры Нового времени.

Таким образом, Ренессанс  — это новый этап в развитии культуры, который является логическим продолжением культуры средневековой и очень тесно с ней связан.

Информация о работе Идеалы и ценности культуры Возрождения