Художественная культура Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 22:28, реферат

Описание работы

В истории мировой художественной культуры Византия сыграла выдающуюся роль. Как сказал Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры. Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры».
Византийская художественная система развивалась на основе всей совокупности духовной культуры. Опираясь на античные представления о сути прекрасного, она трансформировала их в духе христианского вероучения.

Файлы: 1 файл

Искусство Византии.docx

— 24.86 Кб (Скачать файл)

Волгоградский Государственный Медицинский Университет

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Дисциплина: История цивилизаций

 

На тему: Художественная культура Византии

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

стоматологического факультета

1 группы 

Барахтенко Ирина

 

Проверила:

Кибасова Галина Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2013

1. Вступление

 

В истории мировой художественной культуры Византия сыграла выдающуюся роль. Как сказал Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры. Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры».

Византийская художественная система развивалась на основе всей совокупности духовной культуры. Опираясь на античные представления о сути прекрасного, она трансформировала их в духе христианского вероучения.

 

2. Архитектура

 

Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

Снаружи здания получали всегда очень простую обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялись кирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора. Это придавало зданиям особую фактуру. Характерным элементом были суженные арочные окна, которые часто сводились в группы по два-три окна. Популярная тема византийской архитектуры — аркады на высоких колоннах, они часто охватывали фасад на всем его протяжении.

Позднее наибольшее распространение получил тип крестово-купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест. Вот несколько примеров: константинопольская церковь святых Сергия и Вакха – одна из самых древних сохранившихся церквей, храм святой Софии, храм святой Ирины.

 

3. Изобразительное искусство 

Изобразительное искусство представлено, прежде всего,  монументальной живописью. В конечном счете, целью византийской художественной системы было создание на земле некоего образа небесного мира. Добиться этого можно было, только соединяя архитектуру с живописной росписью.

Искусство Византии не ушло в мир чистых абстракций, как это случилось на мусульманском Востоке, и не отказалось от изображения человека. Постепенно вырабатывается монументальный стиль живописи и особенно мозаики.

Византийское искусство воспользовалось достижениями античности и создало свою мозаику, «работающую» на контрасте цветовой гаммы. Динамика византийской мозаики обеспечивается взаимодействием света и цвета. Поэтому одной из важнейших задач при строительстве зданий было распределение света. Также каждый цвет имел своё значение.

 

Пурпурный цвет — важнейший в византийской культуре, цвет божественного и императорского достоинства. Только василевс (этим титулом именовались императоры с первой половины VII века) восседал на пурпурном троне, подписывался пурпурными чернилами. И только Богоматерь в знак особого почтения изображалась в пурпурных одеждах.

Красный цвет — одновременно и символ жизни, и цвет крови, прежде всего крови Христа, также цвет огня, пламени — очищающего и карающего.

Белый цвет часто противостоит красному как символ божественного цвета. Одежды Христа на Фаворе «сделались белыми, как снег» — такими же их изображали иконописцы. По отношению к белому цвету в византийской культуре сохранилась античная символика. Белый цвет имел значение чистоты и святости, отрешенности от мирского. На иконах святые и праведники изображались в белых одеяниях.

Черный цвет — это знак смерти, конца земного, символ могилы и ада. Такое противопоставление характерно для многих культур.

Зеленый цвет — символ юности, цветения, символ земного.

Синий и голубой в византийской символике — знаки потустороннего мира.

Особую славу мозаике принес храм Сан Витале (св. Виталия), в Равенне на Адриатическом побережье. Они имели не только церковный, но и светский характер. В частности, здесь сохранились удивительные по исполнению мозаики, изображающие императора Юстиниана, императрицу и придворных.

 

4. Иконопись

 

В XI—XII вв. в убранстве храмов заметную роль стали играть живописные иконы. Но путь к этому был длинным и сложным.

Иконопись как особый вид христианского искусства появилась в V в. Как предмет культа икона получила особое значение у восточных (православных) христиан. Но случилось это далеко не сразу. Причиной был официальный запрет изображения Бога и движение иконоборчества, запрещавшего иконопочитание. Этим был вызван упадок традиций изобразительного искусства византийской культуры, в частности, почти приостановилось развитие иконографии.

Противники икон опирались на библейскую идею о том, что Бог есть дух и его никто не видел, и на заповедь «Не делай себе кумира ни из какого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли». Прежде всего, иконоборцы отвергали изображения Христа. Для убранства храмов предлагали только светские мотивы: растительные орнаменты, животных, птиц, рыб и т. п.

Сторонники противоположного направления — иконопочитатели — доказывали, что Писание запрещает изображать только «Бога бестелесного, невидимого», и призывали живописцев изображать все основные события из земной жизни Христа.

Начали складываться основные сюжеты иконописи — рождение Христа от Девы, крещение в Иордане, преображение на Фаворе, страдания, смерть и символы его божественной природы — спасительный крест, воскресение и т. п.

Человеческая фигура выступала в византийской живописи носителем основных вечных художественных идей. Наиболее значимые фигуры композиции (Христос, Богоматерь, святые) изображались обычно во фронтальном положении. Окружающие их фигуры располагались в более свободных позах, чем подчеркивалась особая значимость центральных фигур.

В профиль изображались отрицательные персонажи (Иуда, Сатана), второстепенные персонажи и животные. Композиционным центром многих изображений выступала голова (или нимб) главной фигуры, независимо от ее размера.

В куполе располагали образ Иисуса Христа, окруженного апостолами. Больше всего икон размещалось в алтарной части. По сторонам от Богоматери изображались архангелы Михаил и Гавриил. Далее обычно следовала композиция Евхаристии — сцены принятия апостолами причастия от Спасителя. К этой группе сюжетов добавлялся цикл так называемых праздников. Все завершалось сценой Страшного суда. В организацию иконостаса закладывалась идея преемственности власти императора от Бога.

Внутреннее оформление византийских храмов создавало необычайно торжественную обстановку для богослужений. Множество лампад и свечей озаряли яркими отблесками мозаики, многоцветные мраморные колоннады и драгоценную утварь. Лики святых на иконах сообщали всей этой завораживающей красоте высокий смысл и духовность. 

5. Заключение

 

Благодаря Византии ценности античной и восточной цивилизации были сохранены и переданы другим народам. Византийская культура осталась в духовной жизни греческого народа и других православных стран (Болгарии, Сербии, Грузии), а Московская Русь сохранила, усвоила, переработала и развила ее традиции. Культура Византии обогатила европейскую цивилизацию и культуру Ренессанса и внесла огромный вклад в дальнейшую историю культуры Европы.

 

Литература

 

1. Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991.

2. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 1996.

3. Тяжлов В.Н., Сапоцинский О.И. Искусство Средних веков: Византия, Армения, Грузия, Болгария и Сербия, Древняя Русь, Украина, Белоруссия. М., 1975.

4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

5. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков. М., 1992.

6. Лев Диакон. История. М., 1988.

 

 


Информация о работе Художественная культура Византии