Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:26, реферат
В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до н.э. одновременно с искусством Египта и Двуречья. Центром эгейской культуры был остров Крит. Она захватывала также Кикладские острова, Пелопоннес, где находились города Микены, Пилос и Тиринф, и западное побережье Малой Азии, в северной части которого находилась Троя. Эгейскую культуру называют также крито-микенской.
Царь-жрец. Раскрашенный
рельеф из Кносского дворца. Реставрирован.
Высота 2,22 м. Середина 2 тысячелетия до
н. э.
Уже к позднеминойскому периоду (после 1580 г. до н.э.) относятся большие декоративные росписи в так называемом «коридоре процессий» Кносского дворца, где фрески были, вероятно, расположены в два ряда; сохранился нижний ряд с процессией юношей, несущих сосуды из серебра, и девушек с музыкальными инструментами. Человеческие фигуры даны здесь в очень большой мере условно - декоративно и плоскостно. Такого же рода и знаменитый раскрашенный рельеф из Кносса, так называемый (по предположению рванса) «Царь-жрец». Этот не полностью сохранившийся и реставрированный рельеф, большой по размеру (около 2,22 м высоты) и слабо выступающий из фона (не более 5 см в наиболее выдающихся частях), изображает идущего юношу в традиционном древнем костюме (повязке и поясе), с тонкой талией и широкими плечами. Поступь юноши исполнена торжественности. На голове его — корона из лилий и три спускающихся назад пера, на груди — ожерелье, также из цветов лилии. Правой рукой, сжатой в кулак, он касается груди, в отведенной назад левой руке держит жезл. Он проходит среди растущих белых лилий с красными тычинками и порхающих бабочек. Фон рельефа - красный. Необыкновенно изысканный и манерный стиль этого рельефа находит отклики в одновременном дворцовом искусстве Микен и Тиринфа. Еще более условны и похожи на плоский узор росписи саркофага из Агиа Триады, где представлены культовые сцены — жертвоприношение перед двумя двойными секирами (по-видимому, бывшими символом священного быка) и принесение даров умершему. Все более усиливающаяся схематизация приводит критскую живопись уже в 15 в. до н.э. к полному упадку.
Ваза с тюльпаном
из Филакопи на острове Мелосе. Глина.
Середина 2 тысячелетия до н. э. Афины. Национальный
музей.
Сложный и разнообразный
путь развития прошла критская керамика.
Наиболее ранние глиняные сосуды, выполненные
от руки (около 3000 г. до н.э.), покрыты
простыми геометрическими узорами,
обычными для искусства эпохи
неолита. К середине среднеминойского
периода (примерно 17 в. до н.э.) искусство
керамики достигло высокого расцвета.
К этому времени относятся
вазы, получившие название по их первой
находке в пещере Камарес, с изящными
округлыми формами, покрытые черным
лаком, по которому белой и красной
краской нанесены крупные растительные
узоры. С течением времени росписи
ваз стали гораздо более
В росписях начала позднеминойского периода (16 в. до н.э.) преобладают рыбы, раковины наутилусов, морские звезды и т. п. Одним из шедевров критской керамики является ваза с осьминогом из Гурнии. У этой вазы несколько расплывчатая, словно текучая форма, всецело подчиненная росписи, изображающей большого осьминога; его эластичные щупальцы, мускулистое тело и горящие глаза переданы поразительно достоверно; вокруг него — водоросли и кораллы. На ритоне (Ритон — сосуд для вина в виде рога.), из Псиры изображены дельфины, попавшие в сети.
Позднее, в 15 в. до н.э., в керамике, как и в стенной живописи, началось усиление схематизации. Сложился так называемый «дворцовый стиль» - формы стали суше, изысканнее, рисунок постепенно превратился в орнамент.
Ко времени расцвета искусства Крита, вероятно к 16 в. до н.э., относятся каменные, покрытые рельефом сосуды, сделанные из стеатита (жировика): сосуд с группой жнецов, с песней возвращающихся с поля, или ритон со сценами кулачного боя, борьбы и акробатических сцен с быком, где, несмотря на общую условность рельефа, с большой живостью переданы сложные движения борцов или стремительный бег разъяренного быка.
К тому же периоду блестящего
расцвета критского искусства относятся
знаменитые золотые кубки с рельефными
изображениями быков, найденные
в Пелопоннесе, близ деревни Вафио.
Простая форма невысоких, слегка
расширяющихся кверху кубков хорошо
соответствует покрывающему их рельефу.
Оба кубка явно были сделаны в
одной мастерской. На одном из них
представлены быки, мирно пасущиеся
на траве среди оливковых
Период расцвета критского
искусства сопровождался
Шедевром критской мелкой пластики можно назвать статуэтку богини со змеями Бостонского музея, сделанную из слоновой кости и золота (17 см высоты). Ее стройная фигурка так же одета в длинное платье со сборками, и так же в вытянутых руках она держит змей. Но лицо трактовано более реально, чем у фаянсовых статуэток, и более тонко моделировано. Тщательно передана мускулатура рук. Смелостью своего решения отличается статуэтка из слоновой кости, в которой передано быстрое движение акробата, прыгающего через быка. Острая наблюдательность, верность и точность движения есть и в других образцах мелкой пластики Крита, в особенности в характерных для эгейского искусства многочисленных изображениях быка.
Есть основания думать, что на Крите существовала и крупная скульптура, скорее всего деревянная, которая до нас не дошла.
Упадок критской культуры в 15 в. до н.э. под воздействием, видимо, какого-то неизвестного нам внутреннего кризиса, сопровождавшийся в искусстве быстро нарастающей схематизацией и геометризацией форм, с наибольшей яркостью отразился в скульптуре. Статуэтки юношей этого времени отличаются неестественно удлиненными пропорциями, примитивным изображением тела и лица.
Около 1400 г. до н.э. города Крита были разрушены, по-видимому, каким-то иноземным (скорее всего, ахейским) военным вторжением. Разгром Кносского дворца, бывшего средоточием Критской морской державы, возможно, отразился в греческих сказаниях о Тезее — герое, победившем чудовищного Минотавра, полу-человека-полубыка, обитавшего в Лабиринте.
Эгейское искусство, сложившееся на материке Греции, обычно называется микенским искусством.
Вопрос об этнической принадлежности
населения Крита и Микен
Ведущее место в микенском
искусстве занимает архитектура. Архитектурные
памятники этого времени
За их стенами спасалось во время вражеских набегов все окрестное население. Внутри крепостных стен находились дворцовые здания, в которых жил басилевс, его семья и многочисленные родственники, дружина и слуги; там же находились помещения для хранения запасов.
Композиция этих дворцовых комплексов имела некоторые общие черты с композицией критских дворцов — несимметричное расположение построек, световые колодцы и др. Но в ней были и свои местные особенности: в плане дворца центральное место занимал мегарон, большой прямоугольный зал с очагом в середине, четырьмя расширяющимися кверху колоннами по сторонам очага, поддерживавшими перекрытие, и сенями (продомосом), имевшими наружный портик с двумя колоннами. Центральное место мегарона в архитектурном ансамбле, план мегарона и портик «в антах» (то есть с двумя колоннами между выступами боковых стен мегарона) были теми чертами эгейской архитектуры, которые перешли в архитектуру Древней Греции.
Стены дворцовых, построек были
сложены из сырцового кирпича
с деревянными прокладками, покрыты
штукатуркой и иногда расписаны.
Для микенской архитектуры
Сводчатая галерея в Тиринфе. 14 в. до н. э.
Купольная гробница
(так называемая Сокровищница Атрея)
в Микенах. 14 в. до н. э.
Микенские дворцы-крепости
были предшественниками позднейших
акрополей в Греции. Большим своеобразием
отличались микенские погребальные
сооружения. Это «шахтные могилы» (открытые
в большом количестве в последние
годы), высеченные в скале, выложенные
каменными плитами и прикрытые
плитами сверху, и купольные гробницы
(толосы), представляющие собой круглые
сооружения, крытые куполом, который
образуется концентрическими рядами кладки
с напуском. К круглой камере ведет
узкий коридор (дромос). Лучше других
сохранившаяся купольная