Художественная культура буржуазного общества (XVII – XIX вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Французское королевство традиционно подразделялось на провинции. Во время французской революции (1790 г.) Франция была разбита на департаменты с целью заменить преданность населения своим феодальным регионам на лояльность центральному правительству в Париже. Старые названия провинций до сих пор используются географами для обозначения природных регионов, и некоторые регионы Франции называются так же, как провинции, чье место они заняли. Провинции Франции возникли на основании традиционного права, а не декрета правительства. Провинция определялась общими для её территории законами. Одна провинция могла быть частью другой.

Файлы: 1 файл

KhUDOZhESTVENNAYa_KUL_TURA_BURZhUAZNOGO_OBSchES.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)
    • Типологическая таблица 5

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА  БУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА (XVII – XIX вв.)

 

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 

 

ПАРАМЕТРЫ

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

ЕВРОПА (Франция)

 

Природные и исторические условия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  • Франция - крупнейшая страна Европы;
  • Территория страны в основном холмистая, с обширными низменностями. Плодородные почвы. Развиты зерновые, фруктовые сады, виноградники. Довольно хорошо развитое скотоводство. На большей части страны (исключая горы) зимние температуры положительны, снеговой покров обычно отсутствует, реки не замерзают.
  • На севере и западе - равнины (2/3 общей территории) и низкогорья. Основными горными массивами являются: Альпы, Пиренеи, Юра, Арденны, Центральный массив и Вогезы. В центр. районах и на востоке — средневысотные горы (Центральный массив, Вогезы, Юра). На юго-западе, вдоль границы с Испанией, простирается горная цепь Пиренеев. На юго-востоке Альпы (самая высокая гора Западной Европы — гора Монблан, 4807 м.) частично образуют границу Франции с Италией и Швейцарией;
  • Три типа климата: океанический (на западе), средиземноморский (на юге), континентальный (в центре и на востоке);
  • Леса занимают 27 % территории страны;
  • Крупнейшие водные артерии страны: Сена (775 км) — равнинная река, благоприятствует судоходству, и соединена каналами с другими реками; Гаронна (650 км); Рона (812 км) — самая полноводная река Франции, где сооружен ряд гидроэлектростанций; Луара (1020 км) — самая длинная река Франции, характерны частые наводнения;
  • Французское королевство традиционно подразделялось на провинции. Во время французской революции (1790 г.) Франция была разбита на департаменты с целью заменить преданность населения своим феодальным регионам на лояльность центральному правительству в Париже. Старые названия провинций до сих пор используются географами для обозначения природных регионов, и некоторые регионы Франции называются так же, как провинции, чье место они заняли. Провинции Франции возникли на основании традиционного права, а не декрета правительства. Провинция определялась общими для её территории законами. Одна провинция могла быть частью другой.

Поселения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  • Французский город представлял собой поселение, населенное по большей части ремесленниками и купцами, в то же время имел собственную выборную администрацию, чиновничество (как правило, назначаемое королем или сеньором, на чьей земле он располагался) и собственный договор с сеньором или короной, включавший в себя определенный набор вольностей и свобод.
  • Франция — классическая страна феодализма( тип общества, характеризующийся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение).Здесь была настоящая «феодальная лестница», вся страна была застроена замками.
  • Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения. Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца». Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжавшие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж.

Государственное устройство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  • Французский абсолютизм — абсолютная монархия, утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого порядка. Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией;
  • Старый порядок — политический и социально-экономический режим, существовавший во Франции приблизительно с конца XVI - начала XVII вв. до Великой Французской революции;
  • Во главе государства стоял король, которому подчинялись министры; в провинциях существовали губернаторы и парламенты, в городах — местные муниципальные органы;
  • Городской совет занимался соответственно городскими делами и имел ограниченную автономию в делах полицейских, торговых и рыночных.
  • Генеральные штаты — высшее сословно-представительское учреждение;
  • Первое и второе сословия (дворянство и духовенство) были освобождены от уплаты любых налогов, имели исключительные политические права и ряд других привилегий по отношению к остальному населению. Большинство государственных должностей могли занимать только дворяне, они же формировали парламенты, куда практически невозможно было попасть представителям третьего сословия;
  • Третье сословие включало около 98% населения Франции, и было неоднородным. Наиболее крупными социальными группами в его составе были крестьянство (более 85% населения) и буржуазия.
  • Центральное управление государством осуществлялось королем при помощи различных советов;

Психологические особенности, место человека в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  • Человек Эпохи Барокко – это не столько Образ Бога или эталон Красоты, как это было в эпоху Возрождения, но прежде всего – существо, способное чувствовать и страдать, обладающее безграничным воображением.
  • Предпосылкой стиля барокко явилась убежденность в необходимости спасать человека от зла, угрожающего ему из глубин его собственной природы.
  • Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством; В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства.
  • Эталоны красоты - Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - мягкий, нежный, спокойный.
  • Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
  • Мораль эпохи не превозносит отказ от земного и человеческого, а утверждает необходимость разумного самоограничения. Человек барокко все время стоит перед выбором - быть счастливым здесь и сейчас (то есть на земле) или потом и там (на небе).

Мифология

 

 

 

 

 

 

 

 
  • Характерна идея спящего Бога — деизм. Деизм – это религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм; высоко ценит человеческий разум и свободу; стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога;
  • Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели.
  • Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах.

Наука и техника

 

 

  • Появляются новые школы и течения в медицине, развивается анатомия, хирургия, акушерство. Изобретение микроскопа позволило проникнуть в такие тайники жизни, которые были совершенно скрыты от невооружённого глаза исследователя.
  • Успехи ученых привлекли внимание королей и министров. В 1666 году знаменитый министр Людовика XIV Жан-Батист Кольбер уговорил короля отпустить средства на создание Французской Академии наук. Это было восстановление традиций Александрийского Мусея, в Академии были созданы обсерватория, библиотека и исследовательские лаборатории, выпускался научный журнал.к Достижениям академии относится составление точной карты Франции- причем оказалось, что размеры страны меньше, чем полагали прежде.
  • Ученый Дени Папен был создателем парового цилиндра и работал над созданием паровой машины.

Дени Папен  был протестантом; когда во Франции после отмены Нантского эдикта (Нантский эдикт- закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права) начались гонения на протестантов, он были вынуждены покинуть страну.

  • В борьбе разнообразных течений, местных и общеевропейских традиций в XVII веке сложилась национальная школа живописи Франции, которой предстояло в последующие столетия вести за собой художников всей Европы.

Храм как модель мира

 

 

 
  • Пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме;

 

Художественные образы

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  • вторую половину XVII века именуют «стилем Людовика XIV» - это самый пышный, «большой стиль», барокко на французский лад, более упорядоченное, академическое, без экстатичности итальянского барокко, не столь церковное, сколь светское; барокко в синтезе с классицизмом.
  • Барокко создало культурное пространство (философское, литературное, живописное, архитектурное), где не было равновесия и соразмерности, а преобладали напряженный драматизм столкновений противоположных сил. В нем изобиловали контрасты, борьба страстей и картины страданий. В архитектурно-скульптурных и живописных композициях прежний ренессансный круг, являющийся символом гармонии, стал вытягиваться в эллипс, как символ напряженной, динамичной силы, преодолевающей сопротивление. Статичные фигуры и лица, исполненные спокойного достоинства, некогда характерные для творчества мастеров Возрождения, стали уступать место святым ликам, озаренным мистическими восторгами, и телам, изображенным в экстатических позах с причудливыми изгибами.
  • Барокко противостояло рационализму и классицизму. Основополагающей сферой, которая наиболее ярко проявляется в жизни общества, и которое затронула новая эпоха, была живопись, архитектура, музыка. Деятели культуры эпохи Барокко всячески опровергали всякую естественность, которая отождествлялась с самодурством, дикостью, невежеством. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.

Канон

 
  • Буйный динамизм форм, преувеличенные эмоции, синтез архитектуры и живописи, иллюзионистское использование пространства;
  • Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение;
  • Контрастность, броская цветистость, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств; одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров;
  • Представления о сложности, многообразии, изменчивости мира;
  • Любовь к прихотливой метафоре, к аллегории и символу достигает в стиле барокко своего апогея. Однако сквозь причудливые полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метафоры в барокко проступает сильное натурное начало. Различные виды искусства активно взаимодействуют, составляя многогранный, но единый "театр жизни", сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.

 

 

Доминирующие виды искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  • Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышн<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-si


Информация о работе Художественная культура буржуазного общества (XVII – XIX вв.)