Христианский культурный идеал и реалии жизни средневекового человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Христианство было не просто новой религией, оно имело фундаментальное значение как основа средневекового менталитета. Начнём наше исследование с рассмотрения того, какие новые человеческие ценности принесло христианство в мир и то, каким образом оно изменило мировосприятие людей. Этому будет посвящена первая глава. Вторая глава будет более пристально и детально рассказывать о жизни и мировосприятии средневекового обывателя (его ценностях, страхах, моделях поведения).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………......3
ГЛАВА 1 ХРИСТИАНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ИДЕАЛ…...…….………....5
1.1. Христианство – новая культурная парадигма …….………..….5
1.2. Характеристика христианского мировосприятия …..….….......7
ГЛАВА 2 РЕАЛИИ ЖИЗНИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЧЕЛОВЕКА………..12
2.1. Средневековый человек и его воображаемое ……………...…12
2.1. Средневековый человек и его мир реального …………….…..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………….…….…21

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 59.99 Кб (Скачать файл)

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«иНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ  ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М.ШИРОКОВА»

Кафедра культурологии

 

 

 

курсовая  работа

 

по дисциплине Фундаментальная культурология

на тему: Христианский культурный идеал и реалии жизни средневекового человека

 

 

 

 

Студент факультета гуманитарного

3 курс, группа 32124089,  02.06.2012       ______       Кириллов П.А.

 

 

Руководитель

_____________________________     ________        Зименко А.А.

(ученая степень, ученое  звание)            (подпись)         (фамилия, инициалы)

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………......3

ГЛАВА 1 ХРИСТИАНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ИДЕАЛ…...…….………....5

1.1. Христианство – новая культурная парадигма …….………..….5

1.2. Характеристика христианского мировосприятия …..….….......7

ГЛАВА 2 РЕАЛИИ ЖИЗНИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЧЕЛОВЕКА………..12

2.1. Средневековый человек и его воображаемое ……………...…12

2.1. Средневековый человек и его мир реального …………….…..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………….…….…21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Изучение европейского Средневековья  сегодня переживает настоящий бум  открытий. Одно из них – открытие человека, не человека абстрактного, человека вообще, а именно человека той эпохи – западноевропейского Средневековья. За внешним планом событий, войн, политических изменений и преобразований культурологи стремятся увидеть и понять само действующее лицо – конкретного христианского средневекового человека, неотделимого от его социальной и культурной среды, от мира, в котором он жил, изменчивого, с его страстями, надеждами, представлениями о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. Одним словом, идёт осмысление таких понятий, как «образ жизни» и «ментальность». При этом важно выявить именно то общее, что было присуще и простолюдину, и знатному, и духовному лицу, и мирянину, и мужчинам и женщинам, иными словами, средневековому человеку как коллективной личности.

ХХ век оставил после  себя целую новую систему методов  и приёмов (и это прежде всего  «школа анналов»), позволяющих приблизиться к пониманию содержания средневековой  культуры и ее творца – средневекового человека, воссоздать его мышление и особенности восприятия им мира и своего места в нем, понять его систему ценностей, определявшую жизнь и отношения между людьми.

Советская культурология  считала, что культура представляет лишь «высшие» достижения человеческого разума и духа: творчество великих философов, художников, поэтов, музыкантов, шедевры искусства. Подобный подход к такому определению содержания термина «культура» изжил себя и является ограниченным. Признавая, что культура творится элитой и является достоянием лишь избранной части общества, этот подход, во-первых, оставляет «вне культуры» подавляющую часть социума, обывателей, «серую массу», во-вторых, создаёт непреодолимый (или примитивно объясняемый в духе «детерминированной» зависимостью надстройки от базиса) разрыв между духовными свершениями человека и его социальной практикой.

Именно на преодоление  такого разрыва и направлен новый  подход к изучению средневековой  культуры. В основе его – представление о культуре как системе ментальных и социально-психологических установок человеческого поведения, присущей каждому члену конкретного общества, и специфической для данной эпохи.

 Вся социальная практика  человека и вся его деятельность  пронизана культурными представлениями  и навыками, специфически ее окрашивающими  и во многом ее определяющими.  Таким образом, человек не может  существовать «вне культуры». Как метко заметил А. Я. Гуревич, культура – это «выражение способности человека придавать смысл своим действиям» [6].

Невозможно понять культуру вне ее социального контекста, также  как и нельзя понять общества, абстрагируясь  от культуры. Человек в своих действиях  руководствуется не столько материальными  интересами, сколько культурной традицией, сложившимися представлениями и  идеалами, мировосприятием в целом. Именно человек с его внутренним миром, исторически и культурно  обусловленным, становится фокусом  внимания культурологических исследований.

Рассматривая в ходе нашего исследования реалии жизни средневекового человека, мы не можем не обойти вниманием  главный фактор средневекового мировоззрения  – религию. Именно христианство, причудливо переплетённое с дохристианскими  верованиями и представлениями, стало объединяющей оболочкой, которая  обусловила формирование средневековой  культуры как целостности. Оно играло господствующую роль в общественном сознании средневековых людей. Из принципов  христианского мировоззрения исходил  и господствующий класс клириков, и сотрудничавших с ними феодалов, также их критики и еретики. Стоит  сказать, что современному исследователю  тяжело понять язык средневековой культуры, так как любая мысль того времени  облекалась в образы христианских мифов, в традиционную фразеологию, почерпнутую  из Священного писания и трудов отцов  церкви.

Христианство было не просто новой религией, оно имело фундаментальное значение как основа средневекового менталитета. Начнём наше исследование с рассмотрения того, какие новые человеческие ценности принесло христианство в мир и то, каким образом оно изменило мировосприятие людей. Этому будет посвящена первая глава. Вторая глава будет более пристально и детально рассказывать о жизни и мировосприятии средневекового обывателя (его ценностях, страхах, моделях поведения).

При написании работы был  изучен целый ряд источников. При  написании работы я опирался на труды  таких российских исследователей, как А.Я. Гуревич, А.Л. Ястребицкая, Ю.Л. Бессмертный. Кроме этого были прочитаны книги западных теоретиков культуры повседневности европейского средневековья, таких как Жак Ле Гофф и Жорж Дюби.

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ХРИСТИАНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ИДЕАЛ

 

 

1.1. Христианство – новая культурная парадигма

 

Долгое  время человечество придерживалось языческого миропонимания, которое  основывалось на культе природы и  почитании многочисленных явлений  видимого мира, олицетворяющих многобожие. Боги скрывались в лесах, горах, огне, воде, в сиянии солнца, луны и звёздного  неба. Они были близки к людям: обладали телесностью, ели и пили, любили и  рожали детей, завидовали и ненавидели, отличаясь только всемогуществом и  бессмертием. Язычество не представляло собой чёткой, органичной и строго дифференцированной системы. Жрецы  постоянно соперничали друг с  другом, отстаивая право на приоритет  собственных богов. Человек был  погружен в мозаику эстетических и этических канонов, а с бытием на земле были связаны все надежды  и цели. Но главное, человек языческого типа жил «здесь-и-сейчас», безгранично  ценя значимость настоящего момента.

Но  реальная жизнь была неизменно связана  с неопределённостью, опасностью, зыбкостью  и трагизмом. Поиск точки опоры  в земном мире не приносил чувства  стабильности. С развитием общества и накоплением духовного опыта  возникает потребность в поиске более сложных ответов на сокровенные  вопросы к миру. И человеку становится тесно в рамках языческого мировосприятия. Нарастает острое противоречие между  миром реальным и миром идеального.

С углублением  внутреннего мира личности заметно  возрастает неудовлетворённость противоречивостью  самого человека и изменчивостью  природной реальности. С высоты своих  новых требований человек все  острее начинает ощущать, что «мир во зле лежит». Усиливается потребность  в переустройстве бытия, переделке  мировоззрения, поиске новых, более  действенных  путей совершенствования  личности и утверждении новых  форм гармонии. После падения Римской  империи нарастающие противоречия были разрешены в утверждении  христианской модели мира.

Если  язычество было связано с многобожием (политеизмом) и носило космологический  характер в силу почитания Космоса  как Целого, то христианство исходит  из единобожия (монотеизма). Новая религия  и соответственно мышление по своему существу были теоцентричными, так как реальностью, определяющей все сущее становится уже не Космос, но Бог.

Благодаря Библии были заложены такие идеи как  осознание мистического опыта в  качестве более высокой формы  сознания, любви как фундаментальной  ценности человеческого бытия, вера в реальное воплощение Абсолюта, христианское понимание человека как богоподобного  существа, символизм.

Понятие культура максимально приближается к понятиям «культ», «почитание», «преклонение». Концентрированной объективацией  культуры для средневекового сознания становится Священное Писание, храм, монастырь, где существовали образованные, духовные люди, создавались и хранились  рукописи, создавалось устойчивое духовное пространство.

Откровение  рассматривается как главный  путь познания Бога, толкование Библии – путь к богопознанию, а вера – ключ к самосовершенствованию человека. В этом контексте разум трактуется как второстепенная ценность. Подлинное развитие человека усматривается не в накоплении знаний о мире, не в формировании рациональных способностей, а на путях религиозного и мистического опыта. Особая роль начинает отводиться роли откровения. Истоки такого поворота в культуре таятся в Библии, где грехопадение человека объясняется его стремлением к интеллектуальной независимости, когда он тайно отведал плод от древа познания добра и зла. В системе новых ценностей духовная чистота, простота ставится несоизмеримо выше, чем высоко образованный и эрудированный интеллектуал.

С этих позиций критикуется античное понимание  роли культуры, девальвируется значение философии. Возникает задача «искать  Господа с простотой сердечной».

Культура  перестаёт пониматься как процесс воспитания конкретных качеств, она уже – средство преодоления человеческого несовершенства, актуализация безграничных возможностей души, средство познания самого себя как образа и подобия Бога и погружения человека в Вечность (Вечность в средневековом мире понималась как вся полнота бытия). На пути приближения человека к Богу особая роль в культуре отводилась экзегетике – учении о понимании священного текста (или такого способа мышления), в котором рассуждение принимает форму отсылки к Библии. Культура – это, прежде всего, способность к истолкованию Священного текста.

Так что же, кроме нового понимания культуры, принесло христианство в систему человеческих ценностей?

Во-первых, христианство можно рассматривать  как наделение жизни каждого  человека максимальным смыслом. Теперь Вселенная не равнодушна к индивиду, она наполнена Божественным присутствием. И задача каждого заключается в установлении прочного контакта с Богом. Чтобы прожить полноценную жизнь, необходимо искать Царство Божие, а все остальное приложится.

Во-вторых, в качестве ключевой ценности начинает рассматриваться не способность  познавать и изменять мир, а способность  любить. Теперь от человека требуется  научится любить мир, любить ближнего, любить врага. Чем больше любви, тем  больше Бога будет выражено в этом мире, ибо Бог есть Любовь.

В-третьих, максимально высокой становится нравственная планка. Пожалуй, ни одна из культур прошлого не предъявляла  таких серьёзных требований к  морали человека. И главным критерием  оценки поведения индивида, по Библии, является не общественное мнение, а  совесть каждого человека как  голос Бога.

В-четвертых, в системе христианских ценностей  человек рассматривается как  существо вселенского масштаба, обладающее бессмертной душой. Развивается  идея вселенской ответственности личности. В новой системе координат  жизнь на Земле представлялась лишь одним из этапов странствия в бесконечном  Мироздания, ибо человек как метафизическое создание вбирает в себя возможность  непрерывного развития. И, следовательно, приближаясь к Богу, он может открывать  безграничное пространство позитивного  роста. Удаление от Бога вводит человека в пространство деструктивного пребывания во Вселенной.

Все базовые  христианские установки были нацелены на формирование качественно иного  уровня не только самой человеческой души, но и самого общества.

 

 

1.2. Характеристика христианского мировосприятия

 

Рассмотрим  какие черты были присущи новому, средневековому мировосприятию и мироощущению, в основу которого было положено христианское сознание:

 

А) «Двумирность»

 

Восприятие  и объяснение мира, исходя из идеи двумирности  – разделения мира на реальный и  потусторонний, противопоставления в  нем Бога и Сатаны, Неба и Земли, "верха" и "низа", духа и плоти, добра и зла, вечного и временного, священного и греховного. В оценке любого явления средневековый человек  исходил из принципиальной невозможности  примирения противоположностей, он не видел «промежуточных ступеней между  абсолютным добром и абсолютным злом».

 

Б) Универсализм

 

Мировосприятие  средневекового человека отличалось универсализмом. В основе средневекового универсализма  – идея Бога как носителя всеобщего, универсального начала. Духовный универсализм христианства сформировал духовную общность людей – единоверцев. Христианство утверждало универсальность человека, трактуя его вне зависимости  от этноса и социального статуса  как земное воплощение Бога, призванное стремиться к духовному совершенству (хотя эта идея находилась в глубоком противоречии с сословной структурой общества). Идея религиозного единства мира, преобладание универсального над  индивидуальным и преходящим играла огромную роль в картине мира средневекового человека. Вплоть до позднего средневековья, доминирующим было стремление к общему и типичному, принципиальный отказ  от индивидуального. Главным для  средневекового человека была его типичность и универсальность. Как показал  А. Я. Гуревич, средневековый человек  отождествлял себя с какой-либо моделью  или образом, взятым из древних текстов  – библейских, отцов церкви и  т.д. Описывая свою жизнь, он искал собственный  прототип в христианской литературе. Отсюда традиционализм как характерная  черта средневековой ментальности. Новаторство – это гордыня, а  отход от архетипа есть отдаление  от истины. Поэтому средневековый  человек предпочитал типизацию  индивидуализации. Отсюда же – анонимность  большинства произведений искусства, каноничность творчества, т.е. ограничение  его рамками разработанных схем, норм и идей. Принципиальная новизна  осуждалась, поощрялось лишь следование авторитету.

Информация о работе Христианский культурный идеал и реалии жизни средневекового человека