Характерные черты и определение понятия «декаданс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 00:21, реферат

Описание работы

Широкая география распространения декаданса обусловлена растерянностью перед глобальными изменениями в существующем мире, когда резко менялось мировосприятие человека, а общественные институты не в состоянии были объяснить происходящие перемены. Европа находилась в ожидании своего конца: «Ощущение упадка и неизбежности крушения сочеталось с утонченностью вкуса, с обостренным чувством прекрасного. Современники называли это время «прекрасной эпохой», но и одновременно сравнивали его с периодом упадка Римской империи»2.

Содержание работы

Введение 3
1.Характерные черты и определение понятия «декаданс» 5
2.Особенности развития искусства «декаданс» 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 34.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1.Характерные черты и  определение понятия «декаданс» 5

2.Особенности развития  искусства «декаданс» 8

Заключение 11

Список использованной литературы 12

 

Введение

Волна декаданса в последние  десятилетия XIX века прокатилась практически по всем европейским странам, включая Россию и Англию. Явления, показательные для декаданса, начали возникать во Франции со второй половины 1860-х годов, в Англии, в Германии и в России — в 1890-е. В каждой стране они имели свои особенности, но так или иначе были связаны с широко распространенным сомнением в концепции личности, получившей всестороннее обоснование еще в эпоху Просвещения: «В течение без малого четырех столетий европейское художественное сознание оставалось в рамках ренессансной системы, представлявшей собой рационализацию и универсализацию — антропоцентрической — точки зрения на мир. Однако убеждение, что создаваемая таким способом картина мира и есть реальность, постепенно слабело и в конце концов было подорвано окончательно. Все традиционные искусства вступили в стадию коренной перестройки своих образных структур»1.

Широкая география распространения декаданса обусловлена растерянностью перед глобальными изменениями в существующем мире, когда резко менялось мировосприятие человека, а общественные институты не в состоянии были объяснить происходящие перемены. Европа находилась в ожидании своего конца: «Ощущение упадка и неизбежности крушения сочеталось с утонченностью вкуса, с обостренным чувством прекрасного. Современники называли это время «прекрасной эпохой», но и одновременно сравнивали его с периодом упадка Римской империи»2.

После рационалистического XIX века наметилась тяга ко всему мистическому и иррациональному, к тому, что  не поддается строгому логическому  объяснению. Утверждение декадентских настроений в Европе хронологически совпало с таким понятием в истории мировой культуры, как

рубеж веков, который всегда воспринимался как особый период, концентрирующий в себе успехи и поражения, достижения и просчеты, старое и новое. Этот особый этап в социокультурной ситуации явился переломным моментом в истории европейского искусства, когда все отчетливее дает о себе знать ощущение исчерпанности старых художественных форм, когда ставится под сомнение традиционное понимание прекрасного, когда начинают колебаться основы художественного мироощущения. Именно на рубеже веков возникают различные учения (религиозные, философские, эстетические), пронизанные эсхатологизмом и отрицанием самого общества.

Таким образом, декаданс актуализировал кризис в масштабе не только века, но и, по меньшей мере, Нового времени.

 

 

 

    1. Характерные черты и определение понятия «декаданс»

В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала грозными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые так же сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с их немного наивным взглядом на природу. На многих этих авторов повлияли традиции готического романа и поэзия и проза Эдгара Аллана По.

По одной из версий, второе рождение «декаданса», т. е. вхождение в качестве термина в культурный обиход, относится к 30-м годам XIX века, когда Д. Ниса, один из поздних приверженцев классицизма, употребил его по отношению к Гюго и другим романтикам. Но окончательное закрепление термина произошло несколько позднее. В середине XIX века стала необычайно популярной идея всеобщей деградации европейской наций.

Более позднее поколение писателей-романтистов, как например Теофиль Готье и  Шарль Бодлер, использовали это слово  как знак гордости, как символ их отрицания того, что они считали  «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декандентами.

Декадентство  - [франц. dekadence от лат. decadentia — падение]  —

1. Упадок, культурный регресс;  изначально использовался как  исторический термин для обозначения  культурных явлений Римской империи к II—IV вв.

2. Модернистское направление  в искусстве к. XIX — н. XX веков, характеризующихся приверженностью неклассической эстетике, утончённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, натурализма и реализма. Провозглашенные ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложненному мироощущению современного человека.

Советская критическая мысль  рассматривала декаденство как  общее наименование кризисных явлений  европейской культуры второй половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.

Характерными чертами  декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

В широком смысле культурологи рассматривают понятие «декаданс» как кризис и упадок культур и народов (латинский декаданс); в более узком значении этот термин применяют для обозначения кризисных проявлений в обществе и искусстве на рубеже XIX–XX веков. Но как в одном, так и в другом случае все вращается вокруг таких составляющих декаданса, как упадок, кризис, закат и т. д. Однако это объяснимо, так как буквально термин «декаданс», который восходит своими корнями к латинскому слову «decadentia», обозначает упадок.

В современных словаря  по культурологии «декаданс» видится как «общее обозначение кризисных, упадочных явлений в философии, эстетике, искусстве и литературе конца XIX – начала XX века, характеризующихся оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимися нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д.»3.

Многие ученые отмечают, декаданс это не кризис искусства, как многие пытались это представить, а искусство, отражающее кризисное состояние, в котором находится общество. Это особая модель художественного мира, некий сложный комплекс умонастроений, весьма разнородный, но не лишенный внутреннего единства. Это символ переходности, воплощенной амбивалентности, парадоксальности культуры, разрывающейся между прошлым и будущим.

Культура декаданса зародилась в переходной период, который отличался  необычайной пестротой культурных явлений, быстрыми изменениями «географии культуры», многообразием направлений развития без видимого предпочтения какого-либо одного из них, известная открытость границ художественных систем, экспериментирование, приводящее к рождению новых культурных явлений, отличающихся от основных систем высокой степенью неопределенности и фрагментарности. Переходность — главное отличительное качество таких периодов. Причем лишь последующее развитие культуры позволяет ответить на вопрос, в каком направлении произошел переход, внутри же периода он ощущается как некая неясность,

повышенная изменчивость, заметная аморфность большого числа явлений.

Соответственно именно переходные периоды являют собой благодатную  почву для декадентских настроений, которые, проникнув в общественную, философскую научную и религиозную мысль, способствуют переоценке устоявшихся ценностей. Потребность в декадансе человечество начинает испытывать в момент неопределенности, неуверенности, как правило, когда одна историческая эпоха исчерпала свои возможности, а другая еще не зародилась.

Именно в это время возникает недоверие к общепризнанным ценностям, когда человек начинает осознавать себя свободным от догм и религий, социальных структур, от наивного деления на белое и черное.

 

    1. Особенности развития искусства периода «декаданс»

Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих  противоречий. Определяется новое направление в развитии искусства. В литературе, театре, музыке также протекали схожие процессы.

Как литературное движение, декаданс — это переходный этап между романтизмом  и модернизмом.

В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные  социально-экономическими и политическими  причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно  выделить:

• политизацию, усиление связи  литературных направлений с различными политическими течениями,

• усиление взаимовлияния  и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,

• отрицание литературных традиций,

• интеллектуализацию, влияние  философских идей, стремление к научному и философскому анализу,

• слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,

• стремление к жанру  эссе.

Декадентская литература рубежа веков представлена и символизмом, формирование которого связывают с  именами А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда.

Главная отличительная черта  декаданса – пессимистическая настроенность, апокалиптические предчувствия, разочарование в обществ, идеалах, и, как следствие этого, обращение к внутреннему миру человека, предпочтение иррациональных способов познания, интерес к сверхъестественному. Неизменно сопутствующее культурному слому разрушение традиции влечет за собой неустойчивость морально-этических норм, что для декаданса выражается не столько в аморализме, сколько в необычайном расширении сферы эстетического вплоть до полного поглощения этики. Вместе с тем, феномен декаданса было бы неверно толковать только в негативном аспекте.

Наряду с указанными тенденциями  ему присуще стремление к экстремальной  культурной практике на грани освоенного и неадаптированного, мобилизация  поисковой энергии, ставка на эксперимент. Одной из важнейших особенностей декаданса является восприятие культурного состояния как пика, высшей точки, вершины, с которой можно обозревать все прошедшие века умирающей культуры.

Не природа, не личность, не окружающий мир вдохновляют на творчество, а художественное произведение, т. е. нечто, уже однажды воспринятое кем-то, пропущенное через человеческое сознание и как бы «пересозданное» другим человеком.

Именно французские авторы стали наиболее активно доказывать, что их родина со своей многовековой историей и блистательной культурой пришла к упадку. Среди сочинений, оказавших серьезное влияние на общественное мнение, следует назвать М. Родо «О декадансе Франции» (1850) и Г. Рошфора «Французы периода упадка» (1866).

Неожиданно версия привилась и устойчиво вошла в общество, сознание, и конец XIX века прошел под знаком декаденства. Но если первоначально говорилось об упадке французов, затем об упадке отдельных видов искусства, то постепенно понятие приобрело более широкий смысл и описывало уже общее культурное состояние 1900 годов, отличавшееся неприятием ценностей Нового времени — рациональности, позитивист, взгляда на мир, атеизма.

Идея декадентства получила широкое распространение в литературном сообществе. Поклонение Прекрасному в любых его проявлениях всегда было типично для людей искусства, однако в данном направление это была совершенно особая, почти странная для непривычного глаза красота. Сложность ее восприятия стала одной из составляющих чувства элитарности, столь характерного для декадентской эстетики. В своем творчестве декаденты не ассоциировали прекрасное с какими-либо традиционными канонами красоты, как то: гармония, симметрия, ясность, простота, целесообразность. Чувство «красоты» для декадента во многом базировалось на глубинной субъективности, корни которой тянутся к изолированности наблюдателя, его внутренней отдаленности от мира. Отсюда влечение к таинственной надприродной реальности, к реальности мифа, мистерии, мечты, к безднам. Помимо этого, «красота» не могла быть связана с утилитарностью, приземленной пользой: утонченному вкусу декадентов требовалось нечто не только надприродное, но и надбытовое, выключенное из круговорота повседневности4.

Постоянные попытки декадентов преодолеть окружающее уродство через  поклонение неизменно ускользающей красоте привели к вполне сознательной подмене культа культурой. Романтическая идея творчества как светской религии стала основным внутренним стержнем декаданса, а создание новой реальности, существующей по законам Прекрасного, — сверхзадачей.

Писатели (Оскар Уайльд, Гюисманс, Пеладан, Д'Аннуц-ио, Ф. Сологуб, Брюсов) и художники (Г. Моро, О. Редон, О. Бердслей, К. Сомов) рубежа XIX – XX вв. в своих произведениях активно обращались к темам и образам декаданса. Все обыденное и естественное отвергалось в угоду искусственному, редкому, экзотическому. Страницы романов и полотна заполонили невиданные ранее героини — роковые женщины, любовь которых губительна.

Таким образом, идеи и образы декаданс несут на себе печать подведения итогов, осмысления результатов, плодов, принесенных культурой, но в то же время это отчаянная попытка культуры построить нечто совершенно новое из старого материала.

Информация о работе Характерные черты и определение понятия «декаданс»