Характеристика мифов Древней Греции и Рима. Их роль в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной мною работы связана с постоянным интересом к античной мифологии, с использованием её образов на протяжении столетий. Античность вдохновляла и вдохновляет поэтов и художников, мыслителей и ваятелей. Она – живой родник, который столетия питает мысль человека, почва всей современной европейской цивилизации.
Цель моей работы является раскрыть роль античной мифологии, и её место в духовной культуре. Задача: рассмотрение античной мифологии в литературе, астрономии. Предмет – античная мифология, объектом являются мифы Древней Греции и Рима.

Содержание работы

Введение 4
Глава I Мифология 5
Глава II Античная мифолог 7
Глава III Античная мифология : фольклор и ритуалы 10
Глава IV Характеристика мифов Древней Греции и Рима.
Их роль в культуре 12
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 42.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение           4

Глава I Мифология          5

Глава II Античная мифолог        7

Глава III Античная мифология : фольклор и ритуалы    10

Глава IV Характеристика мифов Древней Греции и Рима.

 Их роль в  культуре         12

Заключение          15

Список литературы         17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном обществе велик интерес к древним культурам. Это связано с тем, что культуры современных народов немыслимы  без прошлого. Литература, искусство  и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное  творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения  проявились во всех сферах духовной и  социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Мифы античности являются достоянием прошлого и настоящего, сохраняя мировоззрения древних  греков и римлян.

Историческое развитие всего человечества нельзя представить  без античности. Греция и Рим оставили множество мифов. Миф объясняет  любое природное событие волей  божества, то есть причина выводиться за пределы самой природы, перемещается в небесную область, вверяется богами.

Актуальность выбранной  мною работы связана с постоянным интересом к античной мифологии, с использованием её образов на протяжении столетий. Античность вдохновляла и вдохновляет поэтов и художников, мыслителей и ваятелей. Она – живой родник, который столетия питает мысль человека, почва всей современной европейской цивилизации.

Цель моей работы является раскрыть роль античной мифологии, и её место в духовной культуре. Задача: рассмотрение античной мифологии в литературе, астрономии. Предмет – античная мифология, объектом являются мифы Древней Греции и Рима.

 

 

 

 

Глава I

Мифология

 

Мифология является отражением человеческой жизни, ее потребностей и  стремлений, ее отношения к настоящему, прошедшему и будущему, ее идеалов  и вообще всех ее материальных и  духовных жизненных сил. Только понимание  мифологии как разновидности  конкретно-жизненного мышления превращает ее в то подлинное достояние человечества, в котором оно жизненно нуждалось  в известные периоды своего развития. Если же поставить вопрос о том, какие  именно периоды исторического развития человека заставляли его мыслить  мифологически, то здесь мы столкнемся с той огромной эпохой, которая  обычно носит название родового строя  или, точнее, первобытнообщинной формации. Мифология и есть известного рода перенос общинно-родовых отношений  на природу и на весь мир.

Одно из наиболее частых и традиционных объяснений мифа сводится к тому, что он есть продукт незрелого  мышления, далекого от установления и  использования научных законов  природы. Однако это состояние мышления само требует объяснения и вовсе  не является непреложной истиной. Кроме  того, если бы состояние мышления и  было последней инстанцией, все равно  остается непонятным, почему вдруг  понадобилось человеку привлекать для  объяснения природы и общества столь  странные методы. Ведь всякое объяснение есть сведения непонятного к понятному . Но почему же вдруг оказалось понятным, что солнце есть бык, а луна - корова или что гром и молния не есть просто гром и молния сами по себе, но известные орудия в руках Зевса или Юпитера? Точно так же ничего не говорят обычные рассуждения о том, что первобытный человек одушевлял природу, обожествлял природу, очеловечивал ее, то есть понимал антропоморфно.

Слияние и борьба мифологии  и мышления существуют целые тысячелетия, поэтому необходимо изучить прогрессивное  развитие человеческого мышления, идущего  сначала по путям мифологии, а  в дальнейшем развивающегося самостоятельно. Основным принципом исследования античной мифологии является рассмотрение мифологии не как вечной и неподвижной картины, пусть хотя бы и прекрасной, но как вечно развивающегося человеческого мышления, отражающего собой такую же текучую, такую же беспокойную и творчески развивающуюся историческую действительность. Все мифологические образы, кроме того, должны исследоваться не изолированно, но как элементы более или менее обширных периодов общего развития греческой мифологии.

Миф - это прежде всего мировоззренческий отпечаток, свойственный определенному историческому периоду в развитии народа и человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Античная мифология

 

Слово «античная» в переводе с латинского (antigues) значит «древняя». Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских. Под античной мифологией понимается, общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Благодаря распространенным в Европе латыни и - в меньшей степени - древнегреческому языку античные мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они в скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д.

 

Греческая мифология

 

Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 гг. до н. э.) или микенской (до 1550 г. до н.э.), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться  неожиданно и случайно. Поэтому гомеровские  поэмы рассматриваются как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших героических песен, следы которых, однако, можно найти в самих текстах «Илиады» и «Одиссеи». Недосягаемый образец, которым доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание. Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий.

И в нашем веке людей  волнует старая как мир история  Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках  волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая  послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного  из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества  других персонажей.

 

Римская мифология

 

Римская мифология в отличие  от греческой более молода - письменные источники датируются лишь III-II веками до н.э. Наиболее древним принято  считать миф об Энее, на основе которого затем появилась «Энеида» Вергилия - не только произведение, но и в известном  смысле мифологическая система, содержащая сведения о генеалогии богов, путешествиях, мироустройстве и т. д. Основные герои  римских мифов - Эней, Нума, Ромул, Латин, Янус, Сатурн, Фавн. Значительная же часть божеств, как уже говорилось, была заимствована римлянами у греков. Изменились лишь имена (Зевс - Юпитер, Арес -Марс, Афина - Минерва, Афродита - Венера и т. д.) Если греческие боги деятельны и изобретательны, живы и чувственны, то римские в первую очередь функциональны. Знаменитые «Метаморфозы» Овидия основаны именно на греческих легендах. Римские мифологические герои выглядят гораздо бледнее по сравнению с греческими и, если так можно выразиться, более "политически ангажированными". Например, выбор Энея в качестве родоначальника римлян и Рима был на руку его первому императору Августу, а созданная Вергилием эпическая поэма "Энеида" скорее напоминает панегирик могуществу Рима, нежели увлекательное героическое повествование.  
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

Античная мифология: фольклор и ритуалы.

 

На примере тех народов, мифология которых известна нам, можно ощутить наличие двух социально обусловленных комплексов представлений: во-первых, это верхушечная жреческая система , нередко искусственно сплетенная из разных культов и сравнительно быстро эволюционирующая, а во вторых, -- народная, глубинная религия, более архаичная, традиционная, в известной мере инертная и более аморфная.

Греческая мифология ценна  для нас, во-первых, своей детальной  разработанностью, точным обозначением функций божеств, во-вторых, тем, что  она прослеживается на протяжении почти  двух тысячелетий и при известном  усилии сквозь густую чащу позднейших литературно-гоэтических домыслов удается рассмотреть действительную эволюцию воззрений, как народных, так и жреческих. В-третьих, необходимо отметить, что при всем различии исторических путей для народного творчества, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия.

Мифология оказала влияние  на формирование героического эпоса, прежде всего через образ культурного  героя. Именно этот образ послужил, видимо, исходным материалом, из которого впоследствии были «вылеплены» модели эпических героев.

Через сказку и героический  эпос , возникшие в глубоких недрах фольклора, с мифологией оказывается генетически связанной и литература, в частности повествовательная. Соответственно драма и отчасти лирика воспринимали первоначально элементы мифа непосредственно через ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии.

Следы тесной связи с мифологическим наследием отчётливо хранят и  первые шаги развития науки, например древнегреческая натурфилософия, история Параллель между античной мифологией и фольклором можно провести на примере славянских народов , где в обpядовых песнях часто yпоминаются собственные имена богов и пеpсонифициpованных пpиpодных явлений. Пpовести гpань междy yстойчивыми дpевними божествами, сyществyющими в пpедставлениях вне обpяда, и соломенной кyклой, сжигаемой на наpодном пpазднестве и в силy этого носящей имя пpаздника, не всегда легко

Различные мифы и мифические образы, принадлежащие к «внутреннему»  и к «внешнему» кругам, не ограничиваются связью с возрастными посвятительными  обрядами. Можно думать, что к  тенденции запугивать слушателей восходит и один из элементов, вплетающихся наряду с другими в сложную ткань  мифов о враждебных людям чудовищах (тератологические мифы). Культовые  мифы разрастаются на почве практики тайных союзов (Меланезия, Северная Америка, Западная Африка и др.), на почве монополизируемых жрецами культов племенных богов, в дальнейшем — в рамках государственно организованных храмовых культов , в форме богословских спекуляций жрецов. Расщепление религиозно-мифологических образов на эзотерические и экзотерические — явление исторически преходящее. Оно характерно для некоторых «племенных» культов и для древних «национальных» религий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV

Характеристика  мифов Древней Греции и Рима. Их роль в культуре

 

Мифы о Геракле

Геракл(греч. Herakles) - один из наиболее популярных греческих мифологических героев, сын Зевса и Алкмены. Мифы о Геракле содержат в себе элементы финикийского культа Мелькарта. Герой и его схватки с чудовищами нашли отражение, представления об инициациях и других испытаниях молодежи в первобытном и архаическом обществах, которыми от имени богинь-матерей руководили жрицы. Прославляя себя, испытуемый прославлял и жрицу-богиню. Отсюда и имя Геракл, означающее «Прославляющий Геру» или «Прославленный Герой». В то же время в подвигах и странствиях Геракла отразились социальные и политические процессы времени формирования мифов. Образ Геракла слился с образами подобных ему богов сицилийского, этрусского, малоазийского происхождения.

Находясь на службе у микенского царя Эврисфея, Г. совершил знаменитые 12 подвигов: 1) задушил руками Немейского льва; 2) убил Лернейскую гидру; 3) поймал Керинейскую лань; 4) отловил Эриманфского вепря, который опустошал поля Аркадии; 5) уничтожил Стимфалийских птиц с медными когтями, крыльями, клювами и перьями; 6) очистил Авгиевы конюшни; 7) осилил Критского быка, изрыгавшего пламя; 8) победил царя Диомеда, отдававшего чужеземцев на съедение кобылицам-людоедкам; 9) добыл пояс царицы амазонок Ипполиты; 10) похитил коров Гериона; 11) добыл золотые яблоки Гесперид; 12) вывел из подземелья многоголового пса Кербера. Мифы приписывают Г. еще ряд деяний: службу у лидийской царевны Омфалы, участие в походе аргонавтов, войну с троянским царем Лаомедонтом, освобождение от мук Прометея и пр.Мифы о подвигах Геракла имеют огромное значение в культуре. Геракл стал образом сильного, мужественного, храброго человека, которому не страшны трудности. 12 подвигов Геракла стали классикой литературы. Мифические сказания используются в современной мультипликации. Мифы о Геракле очень известны и распространенны до настоящего времени.

 

Миф об Орфее и  Эвридике

Орфей - величайший из когда-либо живших поэтов и музыкантов, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава. Мать одарила Орфея даром песнопения и поэзии. Аполлон подарил Орфею лиру, а музы научили его играть на ней, да так, что под звуки его лиры двигались даже деревья и скалы. Наиболее известен Орфей в современности, благодаря мифу об Орфее и Эвридике.

Миф о том как, Орфей полюбил юную дриаду Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Но Эвридика наступив на змею, умерла от ее укуса. Чтобы развеять горе, Орфей отправился в странствия. Надеясь вернуть возлюбленную, Орфей смело спустился в царство мертвых. Орфей пал на колени перед Аидом, моля вернуть ему молодую жену. Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на лире. И запел Орфей лучшую из своих песен — песню о любви. Заплакали даже не знающие пощады мстительные эринии, дрогнуло и твердое сердце владыки подземного царства. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика не выйдет на солнечный свет. Но Орфей обернулся, и в тот же миг потерял жену навеки.

Информация о работе Характеристика мифов Древней Греции и Рима. Их роль в культуре