Греческая мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 14:01, реферат

Описание работы

Мифология Древней Греции едва ли не самый известный и хорошо изученный аспект культурного наследия античности. Классическая мифология включает в себя рассказы об определенном круге персонажей – богах, людях и в особенности «героях», т.е. великих людях древности, занимающих промежуточное положение между богами и обыкновенными людьми.

Содержание работы

Введение.
1. Сущность греческой мифологии.

2. История греческой мифологии.
3.Боги.
4. Происхождение богов и людей.
5. Герои.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Греческая мифология.docx

— 57.02 Кб (Скачать файл)

Отдельные представления  и рассказы вполне могли быть отражением минойских представлений. Существует легенда о том, что Зевс родился  и был похоронен на Крите. По-видимому, здесь отразилось знакомство с критским культом «умирающего бога» (одного из «умирающих и возрождающихся» богов), которого греки постепенно отождествили с богом небес Зевсом. Кроме того, Минос стал одним из судей мертвых в подземном царстве, что плохо согласуется с обычной для греков смутностью представлений о загробном мире и неопределенностью образа большинства греческих героев. По-видимому, минойцы придавали особое значение женским божествам, и некоторые знаменитые героини позднейших греческих мифов – такие, как Ариадна или Елена Троянская, – по-видимому, заимствовали свои черты у минойских прототипов.

Микенское влияние

Три с половиной века (примерно 1450–1100 г.г. до н.э.) после вытеснения греками критской цивилизации были ознаменованы расцветом греческой цивилизации бронзового века. В этот период вся Греция оказалась под властью многочисленных местных царьков, области которых приблизительно соответствовали будущим территориям городов-государств. Вероятно, они состояли в достаточно свободных отношениях подданства к богатейшему и наиболее могущественному из всех царей – царю Микен, поэтому цивилизацию той эпохи принято называть микенской. Микенцы были деятельным народом, предпринявшим множество дальних, часто завоевательных походов за пределы своей страны; они торговали и совершали набеги по всему Средиземноморью. Приключения и подвиги царей и их сподвижников прославлялись в эпических поэмах, сочинявшихся аэдами, которые пели или декламировали их на придворных пирах и празднествах.

Микенский период стал эпохой формирования греческой мифологии. Многие из греческих богов впервые  упоминаются именно в этот период: археологи обнаруживают их имена, начертанные  на глиняных табличках, которые использовались для ведения дворцовых записей. Герои позднейшей греческой мифологии  в большинстве своем воспринимались как исторические личности, жившие в микенский период; кроме того, множество городов, с которыми предания связывают жизнь этих героев, приобрели  политическое и экономическое значение именно в эту эпоху.

Гомеровский эпос

С течением времени воспоминания об этом периоде и его событиях должны были угаснуть, как угасали  воспоминания обо всех предшествовавших эпохах греческой истории. Однако на рубеже 12 и 11 вв. до н.э. микенская цивилизация пала под натиском дорийцев – последней волны грекоязычных племен, вторгшихся в Грецию. В последующие века бедности и изоляции живая память о славном микенском прошлом сохранялась в продолжавшей существовать микенской традиции устной эпической поэзии. Древние сказания пересказывались и подробно разрабатывались, а в 8 в. до н.э. были записаны два сказания из числа самых известных, положившие начало всей вообще повествовательной традиции европейской литературы, авторство которых приписывалось Гомеру. Это Илиада и Одиссея, эпические повествования о войне против города Трои в Малой Азии.

Эти поэмы не только донесли  до позднейших греков микенское культурное наследие, но и задали основной тон  всей греческой мифологии с ее вниманием к человеческому началу и персонажам, которых читатели и  слушатели воспринимали как реально  существовавших мужчин и женщин, живших в исторических местах. На протяжении столетий в мифологии формировалось  также и представление о касте  богов, наделенных узнаваемыми характерами  и определенными сферами влияния.

Эллинистическая мифология

Весь греческий мир (а  вместе с ним и греческая религия) изменился в результате завоеваний Александра Македонского. Здесь возникла новая, именуемая эллинистической, культура, сохранившая традиции обособленных городов-государств, но уже не замыкающаяся в пределах одного полиса. Распад полисной системы повлек за собою разрушение политических барьеров на пути распространения мифа. К тому же в результате распространения образования и учености все многообразие мифов, сложившихся в разных областях Греции, впервые было собрано воедино и систематизировано. Греческие историки широко использовали мифы, в чем можно убедиться на примере Павсания, описавшего достопримечательности Греции во 2 в. н.э.

Боги.

Обычно боги олицетворяют просто некую безличную сверхъестественную силу. В мифологических сказаниях  сверхъестественное получает имя и  образ, так что анонимное чудесное вмешательство становится богом, обладающим именем и играющим определенную роль в сюжете той или иной истории. Вот почему в рассказах о Троянской  войне уже не счастье или удача, но Афина или Гера благоволят к ахейским героям, а троянцам помогают Афродита или Аполлон.

При знакомстве с отдельными мифами складывается впечатление, что  едва ли не любой бог мог бы выступить  в этой роли, в местных преданиях  она отводится местному божеству. Однако иногда сам характер сверхъестественного  события обусловливает выбор  божества: внезапная «естественная» смерть вызывается незримыми стрелами Аполлона (у мужчин) или Артемиды (у женщин), иррациональное чувственное  влечение – дело Афродиты и т.д.

Боги живут своей собственной  жизнью отдельно от людей, они не подвержены недугам, боли и смерти. Их жизнеописания  – это волшебные истории, совершенно лишенные того трагического измерения, которое появляется лишь тогда, когда  на сцену выступает смертный человек. Только проникшись чувством привязанности  к какому-нибудь смертному, бог может  познать подлинное страдание. Как  утверждал Гесиод в Перечне жен (смертных женщин, которых любили боги), Зевс попытался истребить человечество в великом потопе, чтобы избавить богов от скорби.

В каком-то смысле все боги олицетворяют «судьбу», «ход вещей» или  «надлежащий ход вещей». Однако иногда сама судьба персонифицируется в  образе богини судьбы (греческая Тиха, римская Фортуна), или трех богинь судьбы (греческие мойры Клото, Лахесис и Атропос, прядущие и обрывающие нить жизни; римские Фаты), или Немесида («Возмездие»).

 Зевс (Юпитер).

Зевс возглавляет сообщество богов. Именно Зевс олицетворяет собою  божественное начало как таковое, и  именно ему принадлежит верховная  власть во всех ситуациях, где участвуют  прочие боги. Он и центр этого  сообщества, так как сверг старших  богов и правит «здесь и теперь»; статус других богов определяется степенью их родства с Зевсом.

Из критских и восточных  источников греки почерпнули (и развили) представление о младенчестве Зевса, сына бога Крона, который царствовал над предшествующим поколением богов, титанами. Зевс возмужал и заточил  Крона вместе с большинством титанов  в подземном царстве. В результате установился существующий порядок  мироздания, где Зевс, царь богов  и людей, властвует над своими беспокойными и вечно ссорящимися  братьями, сестрами, сыновьями и  дочерьми.

Под влиянием гомеровских  поэм Зевса начинают воспринимать как  некое подобие микенского царя с  дворцом на горе Олимп в Северной Греции, соответствующей холму земного  акрополя. У него есть свой двор, состоящий  из других богов, которые на пирах  вкушают амбросию и пьют нектар, разливаемый Гебой («Юностью») или – на общую потеху – хромым кузнецом Гефестом, и слушают игру Аполлона на лире, которой тот сопровождает пение муз. Зевс изображается бородатым мужчиной в расцвете лет, величественным и внушающим скорее благоговение, нежели страх.

Поскольку изначально Зевс был небесным божеством, его оружием  считались громы и молнии, а  Олимп мыслился также как небеса. От него зависела и погода. Греки  могли сказать: «идет дождь» или  «Зевс дождит». Главными его общегреческими святилищами были алтарь и оракул в Додоне (в горах на северо-западе Греции) и святилище в Олимпии (названной в честь Зевса Олимпийского) в западной части Пелопоннеса. Олимпия прославилась олимпийскими играми – атлетическими состязаниями в честь Зевса, которые устраивались каждые четыре года.

В отдельных городах-государствах Зевса почитали на акрополях (укрепленных  холмах с плоской вершиной, вокруг которых располагалось большинство  греческих городов) или в других подобных местах. Здесь ему поклонялись  как божеству, поддерживающему общественных порядок; этот культ сохранялся еще  долгое время после того, как микенских  царей, утверждавших, что свою власть они получили непосредственно от Зевса, сменили новые аристократии и демократии. Как и большинство  других греческих богов, Зевс осуществлял  множество функций, на которые указывали  его священные эпитеты; так, в  качестве Зевса Полиея он покровительствовал городу-государству («полису»), а как Зевс Геркей («Оградитель») он защищал очаг отдельного человека.

Формально у Зевса была единственная супруга – его сестра Гера. Но, как и его земные подобия  – микенские цари, он уделял внимание не только своей законной супруге, причем вследствие некоторых особых обстоятельств  его мужская доблесть пользовалась исключительной популярностью. Дело в  том, что в Греции было множество  местных богинь (часто – главных  богинь городов), по-видимому, нередко  происходивших от богинь, которым  поклонялось догреческое население. Поскольку все они становились персонажами мифологических преданий, их наделяли родителями, мужьями и возлюбленными. Зевс же часто выступал в какой-нибудь из этих ролей, поскольку в Зевсе видели воплощение мужского начала. Кроме того, установление связи местной богини с царем богов обеспечивало ей высокий статус и знатную родословную. Зевс считался основателем многих царских родов, поскольку его благосклонность распространялась не только на богинь или нимф (младших божеств), но и на смертных женщин.

Гера (Юнона)

В религии Гера почиталась и как супруга Зевса, и как  покровительница и защитница  женщин и брака. Однако в мифологии  она обыкновенно выступала лишь в роли ревнивой жены или злой мачехи, – как, например, в истории Геракла (сына Зевса от Алкмены). Первоначально она была главной богиней Аргивской равнины – области, находившейся под властью Микен, и потому выступает покровительницей аргивских героев. В религиозном культе и в искусстве она может изображаться с брачным покрывалом богини супружеских уз, как и пристало супруге Зевса.

Кроме Зевса и Геры, в  греческой мифологии существовало великое множество богов: Посейдон (Нептун), Аид, или Плутон (Дис), Деметра (Церера), Афина (Минерва), Аполлон и Артемида (Диана), Афродита (Венера), Гефест (Вулкан), Арес (Марс), Гермес (Меркурий), Дионис, или Вакх (Бахус), Орфей

Другие боги

В греческой мифологии  фигурирует множество других богов. Гестии (Весте), богине священного домашнего очага и сестре Зевса, посвящено мало преданий, но она занимала важное место в народной религии. Эрос (Купидон) – «чувственная любовь», «вожделение» – часто считался одним из самых древних богов, однако впоследствии в нем стали видеть сына Афродиты. Самый известный миф об Эросе – рассказанная Апулеем история Психеи («Души») и Купидона – это типично сказочный сюжет, облеченный автором в мифологическую и аллегорическую форму. Козлоногий Пан был богом стад и лугов, как и его отец Гермес. Геката – богиня колдовства была устрашающей и таинственной фигурой, связанной с загробным миром.

Несколько богов старшего поколения сохранили свое положение  и после того, как Зевс со своим  родом пришел к власти. Те из них, которые олицетворяли природные  силы или чьи имена обозначали некие сущности, по-прежнему фигурировали в качестве древнейших божеств в  народных верованиях, хотя и не играли особой роли в религиозном культе или мифе. Гея (Теллус), «Земля», была бабкой Зевса и «матерью всего». Она представляет собою древний тип богини плодородия, какие были известны во многих местах и под разными именами. Лишь после того как Кибела (богиня того же типа, почитавшаяся в западных областях Малой Азии) проникла в Грецию, была отождествлена с матерью Зевса Реей, а затем перенесена в Рим, этот тип обрел конкретное воплощение. Отдельно от культа Кибелы в Малой Азии существовал культ ее юного возлюбленного или сына, Аттиса, подвергшегося оскоплению. Согласно некоторым версиям мифа, Аттис, подобно возлюбленному Афродиты Адонису, стал жертвой дикого вепря.

Гелиос и Селена – «Солнце» и «Луна» – также были персонажами  народных верований, наделявших их колесницами, в которых они совершали свой путь по небосводу. Культ Гелиоса  играл важную роль на Родосе, и только в самом конце классической эпохи  Гелиос стал ассоциироваться с Аполлоном. В эпоху Римской империи он становится центральной фигурой  языческой религии. Селену часто  отождествляли с другими мифологическими  персонажами, особенно с Гекатой  и Артемидой. Еще один неопределенный образ того же типа – Эос (Аврора), «Заря».

Пространство греческого мифа было заселено и менее значительными  существами: местными божествами, речными  богами, полубогами и всевозможными  великанами, чудовищами и миксантропическими созданиями (полуживотными-полулюдьми).

 

Происхождение богов  и людей.

 

Вероятно, из ближневосточных  религий греки усвоили разнообразные  мифы о происхождении мира и генеалогии богов. Отождествляя ближневосточных  богов с персонажами своей  собственной мифологии и сочетая  рассказы о них со своими мифами, греческие авторы создали ряд  сложных и часто противоречащих друг другу систем. По одной из версий, дошедшей лишь в фрагментарной форме, Эвринома, богиня всего сущего, совокупляется с мировым змеем Офионом и порождает мир. Гомер возводил происхождение богов к союзу Океана и Тефиды, олицетворяющих первобытные воды. Отдельные мистериальные культы (в особенности орфические) вырабатывали свои собственные эзотерические теогонии. Поэтому генеалогическая таблица, прилагаемая к статье, составлена на основании многих источников.

Самым авторитетным автором, всецело посвятившим себя мифам  такого рода, был Гесиод, писавший на рубеже 8 и 7 вв. до н.э.

Генеалогии богов

Теогония Гесиода начинается с Хаоса – «зияния», «пустоты». После Хаоса возникают Гея («Земля»), Тартар (подземный мир) и Эрос («Любовь», «Влечение»), играющий основную роль в последующем процессе возникновения. От Хаоса происходят абстрактные первопотенции: Эреб («Тьма») и Никта («Ночь»), от брака которых рождаются Эфир («Воздух») и Гемера («День»). Кроме того, Ночь одна порождает Смерть, Сон, Сновидения, различных богинь судьбы, участи и возмездия, Несчастье и проч. Хотя все эти существа в каком-то смысле боги, они вместе с тем определяют течение человеческой жизни. Они появляются в самом начале божественной и человеческой истории и продолжают действовать в последующих поколениях.

Главная линия генеалогии богов продолжается с рождением  Урана («Неба») от Земли и с последующим  браком между Ураном и Землею, от которого рождается старшее поколение  богов – титаны. Крон (Сатурн), предводитель титанов и отец Зевса, разделяет  Небо и Землю, оскопляя своего отца, возлежащего с его матерью. После  этого он становится царем богов, однако ему суждено уступить свою власть Зевсу. Желая избежать такой  участи, Крон пожирал детей своей  сестры и супруги Реи (Опс). По совету своей матери Земли Рея завернула в младенческие пелены камень, и Крон проглотил этот камень вместо новорожденного Зевса, который был тайно воспитан в убежище на о. Крит. Впоследствии Зевс заставил отца изрыгнуть проглоченный камень и таким образом освободил остальных детей. Титаны восстали, но потерпели поражение и были низвергнуты в Тартар, и хотя после этого были и другие восстания – например, чудовища Тифона, Зевс подавляет их все.

Информация о работе Греческая мифология