Государство Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:26, реферат

Описание работы

Месопотамией называют область между реками Тигром и Евфратом. Эта территория в настоящий момент преимущественно принадлежит Ираку. Древняя Месопотамия — историческая область, где согласно современным представлениям раньше всех на планете складывается государственность.
Очень долго эта цивилизация оставалась практически неизвестной науке. Основным источником знаний была Библия, где есть рассказы о строительстве Вавилонской башни, о правителе Навуходоносоре и пленении евреев, о халдеях — обитателях Вавилона, о столице Ассирии — Ниневию — «большую блудницу», о чашах гнева, которую семь ангелов вылили на приевфратские земли. Описание этих мест, встречается и у древнегреческого историка Геродота.

Содержание работы

Государство Месопотамии

Строительство и архитектура

Искусство

Письменность

Литература

Файлы: 1 файл

Месопотамией.doc

— 859.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

                                  

  1. Государство Месопотамии

 

  1. Строительство и архитектура

 

  1. Искусство

 

  1. Письменность

 

  1. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВО МЕСОПОТАМИИ

 

 

Месопотамией называют область  между реками Тигром и Евфратом. Эта территория в настоящий момент преимущественно принадлежит Ираку. Древняя Месопотамия — историческая область, где согласно современным  представлениям раньше всех на планете складывается государственность.

Очень долго эта цивилизация  оставалась практически неизвестной  науке. Основным источником знаний была Библия, где есть рассказы о строительстве  Вавилонской башни, о правителе  Навуходоносоре и пленении евреев, о халдеях — обитателях Вавилона, о столице Ассирии — Ниневию — «большую блудницу», о чашах гнева, которую семь ангелов вылили на приевфратские земли. Описание этих мест, встречается и у древнегреческого историка Геродота. Он увлекался стенами Вавилона — такой ширины, что на них могли разъехаться две боевых колесницы, причислил к чудесам света «висячие сады Семирамиды». Такие свидетельства долго вызывали сомнения, потому что было непонятно, куда могла исчезнуть большая цивилизация. В XIX в. состоялись грандиозные археологические открытия в долинах Тигра и Евфрата. Были откопаны главные города Месопотамии, расшифрована письменность, что позволило достаточно детально реконструировать прошлое Междуречья. Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры.

 

Особенность самой древней политической истории Месопотамии заключается  в том, что здесь существовала не одна, а несколько держав, которые  поочередно добивались преимущества в  регионе. В конце IV — в начале III тысячелетия до н.э. на юге Междуречья возникли города-державы Ур, Урук, Лагаш, объединенные историками сборным названием Шумеры (по имени народа, который жил там). Несколько позже сформировалось и начало завоевание царство Аккад. В III тысячелетии до н.э. больше половины части Месопотамии попадает под власть Вавилонского царства. Потом, с XVI в. до н.э., усиливается военная мощь Ассирии и ее столицы — город Ниневия. После нового недолгого подъема Вавилона в VI в. до н.э. Междуречье было завоевано северным соседом — Персией (Ираном).

Культура этих государств имела  определенные отличия, но четко прослеживается ее преемственность, общие черты. Месопотамию  часто называют колыбелью человеческой цивилизации. Многое с того, что, теперь составляет современную культуру и окружает нас в повседневной жизни, возникло именно там.

                                             

        1. СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА


 

 

Статуя Гудея

 

В Месопотамии рано начинают строить ирригационные сооружения. Ирригация имела планомерный, крупномасштабный характер. В конце IV тысячелетия до н.э. шумеры уже строят города. В них складываются и первые государственные структуры. Возникает монументальная архитектура. Во время раскопок была найдена статуя жреца, правителя шумерского города Лагаша, по имени Гудеа, который жил в XXI в. до н. э. Он изображен с планом будущего храма в руках. Это — свидетельство одновременно высокой строительной техники и значимости, которую правители предоставляли строительным работам. Монументальное строительство, как и ирригация, — яркий пример победы человека над неблагоприятными естественными условиями. Дело в том, что в Месопотамии нет готовых строительных материалов — камня, дерева. Все гигантские сооружения возводились из глиняного кирпича.

 

 

 

Башня – зиккурата.

 

Основными монументальными строениями были храмы и дворцы. Храмы часто  размещались на вершине многоступенчатой башни — зиккурата. Зиккураты состояли из нескольких составленных сплошной кирпичной кладкой платформ, размеры которых уменьшались кверху. Считалось, что такие ступени соединяют землю и небо. Храм находился на верхней площадке, подняться к нему можно было длинной лестницей и наклонными подъемами. Такие процессии составляли часть религиозных церемоний. «Храмы-горы», которые создавались трудом селян-общин и рабов, становились символами всемогущества государства. Слава месопотамских строителей отразилась в библейском рассказе о Вавилонской башне. Кстати, при раскопках древнего Вавилона был найден фундамент гигантского зиккурата, который, вероятно, и был ее прообразом.

Величественными, как и культовые  сооружения, были дворцы правителей Шумера, Аккада, Вавилона и особенно Ассирии. Вход к царскому дворцу в Ниневии был украшен огромными статуями божеств — крылатых людей-быков и людей-львов. На стенах залов — сюжетные рельефы, которые детально изображают жизнь правителя. Наиболее известные — рельефы, посвященные охоте — любимому занятию ассирийской знати. Зверей держали в специальных вольерах — первых предшественниках современных зоопарков, а перед охотой выпускали. Рельефы замечательно передают динамику, азарт погони. Особенное впечатление производят драматичные сцены гибели животных — львицы и льва, газелей, диких коней.

Раскопки в Вавилоне позволили  уточнить, как выглядели легендарные  «висячие сады» царицы Семирамиды. Это было каменное здание, которое  состояло из ступенчатых террас. На каждой террасе был слой земли, где и разбивали сад. Вода вверх подавалась с помощью лопастного водопровода.

Постоянные войны требовали  сводки оборонных сооружений. Города Междуречье становятся настоящими крепостями. О столице Ассирии Ниневию  говорили: «Она, которая, своим сиянием отбрасывает врагов». Зубцы ее стен, которые достигали около 20 м в высоту, украшал кирпич, покрытый голубой глазурью с золотой блестящей полосой. Вавилон окружали четыре кольца стен. Главные ворота были посвящены богине Иштар. По приказу царя Навуходоносора к ним построили дорогу чрезвычайной красоты и абсолютной неприступности для возможного врага. С двух сторон вздымались семиметровые стены. Эта дорога была вымощена огромными плитами из белого известняка. На каждой плите выбита надпись: «Я — Навуходоносор. Вавилонскую улицу вымостил...». То, что делалось в государстве, считалось заслугой исключительно ее правителя.

 

 

 

 

 Висячие сады Семирамиды                                                     

 

                                                     

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСКУССТВО

 

                                                   

Мраморная печать из Урука 4-е тыс. до н.э.

 

В период III династии Ура в XXII— XXI вв. до н. э., когда по всей территории Месопотамии была создана единая широко разветвленная сеть бюрократического аппарата, памятники искусства также приобретают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правителей в позе величавого спокойствия.

 

Во дворце царей Мари, сооруженном  в начале II тысячелетия до н. э., археологи  нашли многочисленные фрески с изображениями жертвоприношений и сцен дворцовой жизни. Художники сначала наносили контуры на гипсовую основу и после этого накладывали краски.

Особого расцвета искусство Месопотамии  достигло во время существования  Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов и крепостей в соседних с Ассирией странах. Особенно тонко переданы характерные антропологические и этнографические особенности военнопленных и данников, представлявших различные народы и племена. Часть рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Для рельефов из дворца Ашшурбанапала в Ниневии характерны большая тонкость и отделка деталей при передаче страданий раненых львов. Художники, создававшие ассирийское дворцовое искусство, полностью отошли от древних традиций статичного изображения людей и предметов, одновременно придав совершенство жанровым сценам и обогатив их пейзажными картинами.

 

«Охота на львов». Рельеф дворца царя Ашшурбанипала. 7 в. до н. э.

 

ПИСЬМЕННОСТЬ

Немаловажную роль в  становлении и закреплении новой  культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения - передачи информации и «теоретической», т. е. чисто интеллектуальной, деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретенная шумерами клинопись - самое характерное и важное (во всяком случае для нас) из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове «Египет» мы сразу представляем себе пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещренная клинописными значками, могла бы служить таким же символом древнего Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV—III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на основе системы «учетных фишек», которую вытеснила и заменила. В IX—IV тыс. до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы— маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке «конверта» иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчеты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала—достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой 'значками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую, линзообразную форму табличек.

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше  полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько  слов. Совершенствование древнемесопотамской  системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трехгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, т. е. значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т. п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

                                           

 

 

                                       Литература 
 
   Первым литературным памятником человечества стал шумерский эпос о Гильгамеше, фрагменты которого впервые были обнаружены в библиотеке Ашшурбанапала. В дальнейшем некоторые темы этого эпоса (например, миф о всемирном потопе) вошли в священные тексты других народов этого (и не только этого) региона. Литературные произведения в самых разных жанрах пользовались в Шумере большой популярностью. Достаточно сказать, что регулярно "издавались" поэтические антологии. Сохранились тексты шумерских пословиц и поговорок, свидетельствующие, что тип сознания и юмор шумеров мало чем отличаются от нашего. Вот некоторые из них: 
 
Воин без командира - поле без пахаря;  дружба на время - рабство навечно; поднял бы ты гору, да тростинку на ветру не удержишь.  
 
   Шумерские "Поучения Шуруппака" (середина III тыс. до н. э.) включают ряд пословиц и сентенций, повторяющихся позже во многих ближневосточных литературах и у античных философов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 
 

Древнейшими обитателями Двуречья была создана высокая культура, которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. На территории Месопотамии возникли и получили оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирной истории. Здесь появились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее - и на средневесковую культуру Европы, на Средний Восток, в конечном итоге - на мировую культуру Нового и Новейшего времени.  
 Величайшим достижением культуры Древней Месопотамии было изобретение письменности (именно шумерская письменность была самой ранней в истории человечества - она относится к 4 тыс. до н.э.).  
 Здесь же возникли сложные системы счета, положено начало развитию научной мысли - астрономии и математики.  
 Древнейшие мифы Двуречья оказали сильнейшее влияние на последующее развитие мировых религий: это мифы о сотворении мира, о всемирном потопе.  
 Велики и бесспорны культурные достижения древних народов Двуречья: ими созданы первые в истории поэмы, элегии; составлен первый в мире библиотечный каталог, собрана Ашшурбанипалом (царь Ассирии) знаменитая библиотека клинописных текстов. Архитектурные формы, воплощенные в храмах, зиккуратах, башнях вавилонскими зодчими, впоследствии стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем Средневековой истории. 

Информация о работе Государство Месопотамии