Функциональные стили современного русского литературного языка. Критерии выделения. Основные характеристики каждого стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Практика показывает, что уровень языковой подготовки многих юристов – практических работников не отвечает современным потребностям деятельности правоохранительных органов. К сожалению, мы часто сталкиваемся с юристами, которые не умеют составлять документы, соответствующие требованиям официально-делового стиля речи, действующего законодательства, правилам ведения делопроизводства; не умеют строить свою речь целесообразно и логично, точно и убедительно выражать свои мысли.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1.Общая характеристика стилей…………………………………………………5
2.Научный стиль…………………………………………………………………..6
3. Официально – деловой стиль……………………………………………….....9
4. Газетно-публицистический стиль……………………………………………11
5. Художественный стиль……………………………………………………….13
6. Разговорно-обиходный стиль………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………...19

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 211.65 Кб (Скачать файл)

29.05.01                                                                                              Алексеева

 

 

 

 

 

                               

                            4.Газетно-публицистический стиль

 

Газетно-публицистический стиль  функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж), в публицистических статьях  в периодической печати. Он реализуется  как в письменной, так и в  устной форме.

Одной из основных характерных  черт стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности  и  тенденции к стандарту. Это  обусловлено функциями, которые  выполняет публицистика: информационно  – содержательная функция и функция  убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному  кругу людей, всем носителям языка  и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной  сфере). Для актуальности информации значим временный фактор – информация должна передаваться и становиться  общеизвестной в кратчайшие сроки.

В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия  на читателя или слушателя, поэтому  автор всегда выражает свое отношение  к сообщаемой информации, но оно, как  правило, не является только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей (например, партии).

Тенденция к стандарту  означает стремление публицистики к  строгости и информативности, которые  свойственны научному  и официально-деловому стилям. Например, к числу стандартных  для газетно-публицистического стиля  можно отнести слова: неуклонный рост, временная поддержка, официальный визит, широкий размах. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи.

Газетно-публицистический стиль  обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в речи присутствует большое количество штампов, общественно – политических и иных терминов, а с другой – стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств.

Лексика газетно-публицистического  стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную  окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы.

Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова  и элементы слов, в частности приставки  а -, анти-, про -, нео-, ультра-.

Синтаксис тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально окрашенных конструкций: восклицательных предложений  различного значения, вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к  экспрессии обуславливает использование  конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междометиями, инверсий, бессоюзных предложений, эллипсисов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     5.Художественный стиль

 

Художественный стиль  речи находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно  – познавательную и идейно –  эстетическую функцию.

Для художественного стиля  речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее (например, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворяет некие конкретные человеческие качества, а все вместе они являются «лицом» современной  автору России).

Мир художественной литературы – это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой  в определенной степени авторский  вымысел, а значит, в художественном стиле речи главную роль играет субъективный момент.

Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему  образных форм, выражаемую языковыми  средствами. Основой художественного  стиля речи является литературный русский  язык.

Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число  слов, составляющих основу стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также  слова, реализующие в контексте  свое значение. Узкоспециализированные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности.

 Очень широко используется  речевая многозначность слова,  что открывает  дополнительные  смыслы и смысловые оттенки,  а также синонимия на всех  языковых уровнях. Многие слова,  которые в научной речи выступают  как четко определенные абстрактные  понятия, в газетно-публицистической  речи – как социально –  обобщенные понятия, в художественной  речи несут конкретно-чувтственные  представления (например, прилагательное  свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение, - свинцовая руда, свинцовая пуля, а в художественной образует метафору, - свинцовые тучи, свинцовая ночь).

 Для художественной  речи характерна инверсия.

Синтаксический строй  отражает поток образно-эмоциональных  авторских впечатлений, поэтому  здесь можно встретить все  разнообразие синтаксических структур. Но возможно и отклонение от структурных  норм, обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором  какой-то мысли, идеи, черты, важной для  смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   6.Разговорно-обиходный стиль

 

Разговорно-обиходный стиль  функционирует в сфере повседневно-бытового общения. Этот стиль реализуется  в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической  речи на бытовые темы, а также  в форме частной, неофициальной  переписки.

Под непринужденностью общения  понимают отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер (лекция, выступление, ответ на экзамене и  т. п.), неофициальные отношения между  говорящими и отсутствие фактов, нарушающих неофициальность общения, например, посторонние лица.

Разговорная речь функционирует  лишь в сфере общения, в обиходно-бытовой, дружеской, семейной и т.п. В сфере  массовой коммуникации разговорная  речь неприменима. Однако это не значит, что разговорно-обиходный стиль  ограничивается бытовой тематикой. Разговорная речь может затрагивать  и другие темы: например, разговор в  кругу семьи или разговор людей, находящихся в неофициальных  отношениях, об искусстве, науке, политике, спорте и др., разговор друзей на работе, связанный с профессией говорящих, беседы об общественных учреждениях, например, поликлиниках, школах и т. д.

Разговорно-обиходный стиль  противопоставляется книжным стилям, так как они функционируют  в тех или иных сферах общественной деятельности. Однако разговорная речь включает в себя не только специфические  языковые средства, но и нейтральные, являющиеся основой литературного  языка. Поэтому данный стиль связан с другими стилями, которые также  используют нейтральные языковые средства.

В пределах литературного  языка разговорная речь противопоставлена  кодифицированному языку в целом (кодифицированной речь называется потому, что именно по отношению к ней  ведется работа по сохранению ее норм, за ее чистоту).

Основными чертами обиходно-разговорного стиля являются непринужденный и  неофициальный характер общения, а  также эмоционально-экспрессивная  окраска речи. Поэтому в разговорной  речи используются все богатства  интонации, мимика, жесты. Одной из ее важнейших особенностей является опора  на внеязыковую ситуацию, т. е. Непосредственную обстановку речи, в которой протекает  общение. Например, (Женщина перед уходом из дома) Что мне надевать-то?(о пальто) Вот это, что-ли? Или это? (о куртке) Не замерзну ли? Слушая эти высказывания, и не зная конкретной ситуации, невозможно догадаться, о чем идет речь. Таким образом, в разговорной речи внеязыковая ситуация становится составной частью акта коммуникации.

Обиходно-разговорный стиль  имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной  речи является ее лексическая разнородность. Здесь встречаются самые разнообразные  в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: и общекнижная  лексика, и термины, и иноязычные заимствования, и слова высокой  стилистической окраски и даже некоторые  факты просторечия, диалектов и  жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной  речи, не ограничивающейся рамками  бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в  двух тональностях – серьезной и  шутливой.

Синтаксические конструкции  имеют также свои особенности. Для  разговорной речи типичны построения с частицами, междометиями, построения фразеологического характера: «Тебе говорят-говорят, и все без толку!», «Да куда же ты! Там же грязь!», и проч.

Разговорной речи свойственны  эмоционально - экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку  говорящий выступает как  частное  лицо и выражает свое личное мнение и отношение. Очень часто та или  иная ситуация оценивается гиперболизировано: «Ничего себе цена! С ума можно сойти!», «Цветов в саду – море!», «Пить хочу! Умру!». Характерно использование слов в переносном значении, например, «В голове у тебя каша!».

Порядок слов в разговорной  речи отличается от используемого в  письменной. Здесь главная информация концентрируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих  на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

                                                Заключение

 

Таким образом, для каждого  функционального стиля речи характерны свои особенности. Для научного стиля  присуще использование специальной  и терминологической лексики, графической  информации, четкое определение понятий  и явлений, строгая логичность и  последовательность изложения, усложненный  синтаксис. Деловому стилю свойственны  профессиональная терминология, точность определения применяемых выражений  и слов, клишированность языковых средств. Главнейшим свойством газетно-публицистического  стиля является его информативность  и экспрессивность. Художественная речь использует все разнообразие и  все богатства национального  языка, чтобы создать яркий, запоминающийся образ. Понимание особенностей художественного  стиля речи помогает более глубокому  прочтению литературных произведений, обогащает нашу практическую речь. Главной особенностью разговорной  речи является ее непринужденность, неподготовленность. Для нее характерны лексическая  разнородность, использование разговорных  и просторечных слов, упрощенного  синтаксиса, эмоционально-экспрессивной  оценочности, мимики, жестов.

 

 

 

 

 

 

 

                                   Список используемой литературы

 

    1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М., Просвещение, 2006г.- 201 с.
    2. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 2008г. – 291 с.
    3. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. Проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2009. – 413 с.
    4. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др., Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. Шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 509 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Функциональные стили современного русского литературного языка. Критерии выделения. Основные характеристики каждого стиля