Функции и последствия конфликта в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:30, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: используя исследования учёных, определить функции и последствия конфликтов в семье.
Исходя из цели работы определяем задачи:
Уточнить понятие «конфликт»
Определить сущность конфликта
Определить функции и последствия семейных конфликтов

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………....3
Понятие конфликта, его сущность……………………………………...4
Функции конфликта……………………………………………………...6
Последствия супружеского конфликта ………………………………10
Заключение………………………………………………………...……….13
Список использованных источников и литературы ……………..…..14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по конфликтологии.docx

— 43.35 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ в г. ДЕДОВСКЕ

 

Кафедра государственного муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  ПРЕДМЕТУ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

 

Тема: «Функции и последствия конфликта в семье»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 

1 курса, дневного отделения

специальность «Государственное и муниципальное  управление»

Елдышева Анастасия Юрьевна

Проверила:

старший преподаватель 

Мешкова Евгения Юрьевна

 

 

Дедовск

2013                                                                                                          

СОДЕРЖАНИЕ

      Введение …………………………………………………………………....3

  1. Понятие конфликта, его сущность……………………………………...4
  2. Функции конфликта……………………………………………………...6
  3. Последствия  супружеского конфликта  ………………………………10

Заключение………………………………………………………...……….13

Список  использованных источников и литературы ……………..…..14

 

 

Введение

Проблема конфликта всегда была в той или иной степени  актуальна для любого общества. Жизнь  доказывает, что конфликт не относится  к тем явлениям, которыми можно  эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в  противодействии субъектов конфликта  и обычно сопровождающийся негативными  эмоциями.

Проблема конфликтов в  семье традиционно привлекает пристальное  внимание специалистов в области  психологии.

В своей работе я хочу рассмотреть семейные конфликты, т.к. семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного, взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

Исследованиями  конфликтов занимались такие учёные как Вдовина М. В., Зубок Ю. А., Шупейко В.Г., Егидес А.П. и др.

Исследования  некоторых  учёных использованы в  данной работе.

Цель данной работы: используя исследования учёных, определить функции и последствия  конфликтов в семье.

Исходя  из цели работы определяем задачи:

    1. Уточнить понятие «конфликт»
    2. Определить сущность конфликта
    3. Определить функции и последствия семейных конфликтов

 

 

 

 

  1. Понятие конфликта, его сущность

Существуют  различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта.

Коварную  суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" — их, так называемая, эскалация.

Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Какова  же общая схема этого процесса "обмена любезностями"? Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес конфликтоген, "пострадавший" хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив "обидой на обиду". При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше - простить обиду. Однако число желающих "подставить другую щеку" не множится.

Выделяют  три основных типа конфликтогенов:

- стремление  к превосходству;

- проявления  агрессивности;

- проявления  эгоизма.

Как избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми?

1. Необходимо  твердо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту.

2. Необходимо проявлять эмпатию к собеседнику (представьте, как отзовутся в его душе ваши слова, действия).

Если  конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не уничтожать условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и последствия.

Конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может  превратиться в нереалистический. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу.

  1. Функции конфликта

Одной из основных функций семьи является то, что  семья служит источником развития личности для всех входящих в нее членов. Семья является источником развития личности лишь в том случае, если она сама развивается. Распад семейных отношений чаще всего означает то, что члены семьи не смогли подняться  в своем личностном росте на ступеньку  выше и предпочли разрушение отношений  преобразованию их. Естественно, что  на каждом этапе существования семьи  от супругов требуются разные шаги для сохранения отношений, но общей  для всех этапов является необходимость  осознания того, что в данный момент в семье происходит.

На стартовых  этапах существования семьи большую  роль в возникновении семейных конфликтов играет степень гетерогенности только что образовавшегося семейного  союза, то есть степень разницы между  супругами в образовательном  уровне, уровне культуры, несовпадении систем ценностей и ценностных ориентаций. Примером таких семей являются интернациональные  семьи, столкнувшиеся с трудностями  сочетания в семье двух интернациональных  традиций, норм поведения, бытовых привычек [5;9].

В процессе взаимодействия супруги влияют друг на друга, вследствие чего их автономные взгляды претерпевают значительные изменения. После заключения брака  должно произойти постепенное слияние  двух "я" - мужа и жены, произойти  отождествление потребностей, интересов, желаний, намерений. Лучшим вариантом  является тот, в котором достигается  максимально возможное слияние  интересов и потребностей [5;19 - 21]. Положительную роль в этом процессе играют готовность супругов открыто обсуждать возникающие разногласия и желание искать компромисс. Отрицательную – установка на манипулирование другим супругом, что предполагает отказ от искренности в отношениях с ним, выработку изощренных методов воздействия на него с целью подчинить себе другого и тем самым одержать победу [1;44 – 45].

Если  по каким-либо причинам интересы, желания  не становятся общими (почему можно  наблюдать частое противопоставление их), сохраняется автономность двух "я", то брак становится конфликтным и неустойчивым [7; 21 – 22]. Что определяет установки супругов, тормозящие становление единства в молодой семье? В.А. Сысоенко указывает по этому поводу на то, что хотя большинство браков в наше время заключается по любви, любовь эта зачастую эгоистическая, т.е. другого любят за то, что он нужен, без него невозможно удовлетворение каких-то жизненно важных потребностей, т.е. любят скорее всего самого себя, а не объект любви [9;22]. Однако не всегда брак заканчивается разводом. В процессе взаимодействия супругов эгоистические установки могут трансформироваться в альтруистические [9;21].

Таким образом, семейный конфликт на начальных этапах супружества призван выполнять  две функции:

1) Быть  источником образования новой  системы ценностей семьи, общих  ценностных ориентаций супругов, на основе чего будет происходить  отождествление их потребностей, интересов, желаний, намерений.

2) Быть  средством переработки собственных  эгоистических установок, что  предполагает отказ от поиска  и использования манипулятивных техник воздействия на другого и развитие альтруистических черт собственной личности.

На более  поздних этапах развития семьи большую  роль в возникновении семейных конфликтов начинает играть то, что "семья является непосредственным активным участником множества тесно переплетенных  между собой социальных образований, явлений, процессов" [2;41]. В результате своей деятельности за пределами семьи он или она получают представление о возможности существования других – по сравнению с семьей – типов межличностных отношений, иерархических структур этих отношений, других способов поведения. Значимые изменения в представлениях хотя бы одного из супругов о необходимом характере семейных отношений или о себе самом могут привести к тому, что старая структура семейных отношений перестает удовлетворять его, что приводит к конфликтам [6;125 - 129]. И в этом случае смысл конфликта состоит в том, что он является источником развития как семейной группы в целом, так и личности отдельных ее членов. Деструктивные же явления, связанные с этим конфликтом (нарушение ранее установленных отношений, максимальное психологическое напряжение, отрицательное влияние переживаний на деятельность супругов в других социальных группах), нейтрализуются тем быстрее, чем быстрее осуществляется подъем на новый, более высокий уровень в развитии семьи и личности ее членов.

С появлением в семье ребенка, по мере его взросления, он также может быть источником информации для родителей, которая может  приводить к внешним и внутренним конфликтам и способствовать как  развитию личности членов семьи, так  и развитию самой семьи. Так, по мнению А.У. Хараша и О.М. Дерябиной, "ребенок предъявляет взрослому возможность, став на его (ребенка) точку зрения, увидеть мир обновленным, без призмы готовых стереотипических картинок в голове… Неконвенционально воспринимая самого взрослого, ребенок возвращает родителю его точное "зеркальное изображение", свободное от конвенциональных искажений" [8; 217 – 218]. Регулярно возникают противоречия между лидером (родителем или родителями) и последователями (ребенок или несколько детей в семье). В результате конфликта должно измениться поведение родителя (родителей) или же ожидания ребенка (детей) относительно поведения родителя (родителей), что приведет к наступлению "фазы гармонии", после чего вновь появляются "возмущения" в системе, связанные с очередными противоречиями между поведением родителей и ожиданиями детей.

Таким образом, родительско-юношеский конфликт тоже призван способствовать развитию семьи и отдельных ее членов в направлении к большей осмысленности своей жизни и к большему опосредованию поведения членов семьи ценностями культуры. Если же родители вместо изменения своего поведения в сторону к большей осмысленности и культурности выбирают ужесточение авторитарного контроля за поведением своего ребенка, то конфликт только усиливается, что еще больше заставляет родителей искать другие пути, проявлением чего является, в частности, их обращение к психологу. Девиантное поведение детей в подростковом и юношеском возрасте, что наиболее часто является причиной родительско-юношеских конфликтов, как зеркало отображает и при этом усиливает изображение тех качеств личности родителей, которые являются язвами их души. Конфликт в данном случае поднимает проблему недостатков семейной жизни и побуждает решать ее.

Итак, проанализировав  конфликты, которые возникают на различных этапах существования  семейной системы, мы можем легко  определить, в каком направлении  должен стимулировать психолог-консультант  общение в конфликтующей семье  на различных этапах ее существования. Отказ же членов семьи от решения  тех проблем, которые привели  к конфликту, расставание, развод создают  в большинстве случаев только иллюзию разрешения личных проблем. Те же самые проблемы могут возникнуть и во втором и в третьем браке  и решать их все равно придется. Но если даже супруги и не вступят  в брак в следующий раз, они  могут столкнуться с подобными  проблемами, например, и в своей  профессиональной деятельности (с эгоистическими и манипулятивными установками и в профессиональной группе далеко не уедешь). Наконец, они могут столкнуться со своими нерешенными в браке личностными проблемами и в родительско-юношеских конфликтах.

Информация о работе Функции и последствия конфликта в семье