Фрейдизм и неофрейдизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 06:59, лекция

Описание работы

Цель: Сформировать представления о фрейдизме и неофрейдизме, как направлений классического психоанализа и аналитической психологии. Задачи:
Образовательная:
познакомить студентов с направлениями классического психоанализа и его представителями;
Развивающая:
научить, на примере данных направлений, использовать метод сравнений при анализе полученной информации;
формировать навыки самостоятельного исследования и публичного выступления.

Файлы: 1 файл

лекция.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

Форма лекции:  текущая

Тип лекции: информационно-объяснительная

Тема: « Фрейдизм и неофрейдизм»

Цель:  Сформировать представления о фрейдизме и неофрейдизме, как направлений классического психоанализа и аналитической психологии.

 

Задачи:

  1. Образовательная:
  • познакомить студентов с направлениями классического психоанализа и его представителями;
  1. Развивающая:
  • научить, на  примере данных направлений, использовать метод сравнений при анализе полученной информации;
  • формировать навыки самостоятельного исследования и публичного выступления.

Используемые  учебники и учебные пособия: Шендрик А.И. «Теория культуры», М. 2002.

 

Организационный момент:

    • проверка готовности студентов к лекции;
    • постановка целей и задач  лекции.

 

 

 

 

 

Ход урока:  Трактовки культуры в классическом психоанализе и в аналитической психологии.

По свидетельствам западных исследователей, психоанализ можно  назвать направлением общественной мысли, которое сегодня на Западе имеет самых многочисленных адептов. Так, сеансы психоанализа стали элементом  образа жизни средних и высших слоев в ряде стран Запада, прежде всего в США, где психоаналитическая ассоциация объединяет сотни тысяч  практикующих психоаналитиков. По числу  своих сторонников в странах  западного мира психоанализ оставил  далеко позади другие течения. Конкурировать  с ним может сегодня только возрождающаяся антропософия, число  приверженцев которой быстро растет, по мере того как происходит более  глубокое осознание кризиса рационализма и падение авторитета человеческого  разума в западном обществе.

Есть еще одно обстоятельство, заставляющее обращаться к теоретическому наследию Фрейда и его последователей, которое стоит подчеркнуть особо. Практика показывает, что в последнее  время в России явно наблюдается  своеобразный фрейдистский ренессанс. Количество научных трудов, написанных с позиций психоанализа, а также  театральных постановок, фильмов, литературных произведений, где доминируют фрейдистские мотивы растет чуть ли не в геометрической прогрессии. В качестве подтверждения можно сослаться на работы Романа Виктюка в театре «Сатирикон», поставившего спектакли «Мадам Баттерфляй» и «Служанки», романы Эдуарда Лимонова и Евгения Евтушенко, живописные полотна Игоря Каменева и Татьяны Назаренко и многих других. По уверениям литературных и музыкальных критиков, сегодня в отечественной художественной культуре «происходит окончательное убийство Отца», сопровождающееся разрушением формы, исчезновением иерархии, переоценкой всех ценностей, доминированием во взаимоотношениях между индивидами постмодернистских моделей коммуникации.

.Выяснив причины значимости  для культурологической науки  психоаналитического видения культуры, можно было бы приступить к  рассмотрению фрейдистской концепции  культуры.

Зигмунд Фрейд сделал весьма много в различных отраслях знания, в том числе и в области  культурологии. Однако рассказать в нескольких фразах о том, как он трактует культуру, практически невозможно. Дело в том, что концепция культуры Фрейда представляет собой неотъемлемую часть психоаналитической доктрины и может быть адекватно понята только в контексте психоаналитической теории. Это изначально предполагает хорошее знание базовых посылок классического психоанализа, а также понятий «бессознательное»,«сублимация», «механизм переключения энергии первичных инстинктов в другие сферы деятельности», трактовок фрейдистами терминов «вытеснение», «архетип», «Ego», «Super-Ego» и «Id», «Эрос» и «Танатос», «принцип удовольствия» и «принцип реальности» и др.

Если попытаться вычленить  ту основную идею, которая проходит красной нитью через все учение Фрейда, то ее можно сформулировать следующим образом. Судьба человека, все содержание его жизни и творчества всецело определяются тем, как проявляются, более точно — в какой степени реализованы, его первичные инстинкты, прежде всего инстинкт размножения и продолжения рода. Этот фактор является основополагающим, в отличие от влияния социальной среды, врожденных задатков и способностей, которые носят второстепенный характер. Если мы хотим понять человека, проникнуть в глубину его психики, спрогнозировать его поведение, предсказать, как он будет вести себя в той или иной ситуации, мы должны прежде всего понять, в каких формах проявляется его половое влечение, как на индивидуальном уровне реализуется сложное взаимодействие сознательного, бессознательного и сверх-сознательного.

К идее, что поведение  человека детерминируется не только его сознанием, а еще чем-то, что  не осознается человеком, но тем не менее оказывает более сильное  влияние на его деятельность, является истинным мотивом того или иного поступка, Фрейд пришел благодаря своей врачебной практике. Будучи врачом-психиатром, он неоднократно встречался со случаями, когда, несмотря на все старания врача и пациента, определить причину заболевания оказывалось невозможно. Причины, приводящие к разладу душевной жизни, лежащие на поверхности, о которых говорили сами пациенты и их родственники, на деле оказывались совсем не причинами, ибо после их устранения больные не выздоравливали. Наоборот, наблюдалось ухудшение их состояния.

Толчком к созданию психоанализа послужил один из опытов, который проводил в парижской клинике, где стажировался начинающий и никому не известный  венский врач Зигмунд Фрейд, знаменитый психиатр Бернгейм, блестяще владеющий техникой гипноза. Суть опыта состояла в том, что пациентке, введенной в состояние транса, была внушена необходимость совершения ряда действий, не имевших никакого отношения к предмету разговора, который происходил до начала сеанса. После вывода женщины из состояния транса Бернхейм продолжил с ней разговор на отвлеченные темы. Но вдруг, без всякого объяснения мотивов, пациентка встала со стула, подошла к зонтику, который находился в углу комнаты, раскрыла его и, подобрав юбку, словно она шла по лужам, подошла к окну. Попытки экспериментатора выяснить причину столь странного поведения сначала ни к чему не приводили. Женщина объясняла свое поведение тем, что она хотела убедиться в том, ее ли это зонтик и в исправном ли он состоянии. Потребовался многочасовой разговор, чтобы она смогла вспомнить обстоятельства, предшествующие началу разговора, и суть того задания, которое ей был внушено во время сеанса гипноза.

Фрейд был поражен этим опытом..

Тезисы, сформулированные Фрейдом  в статье, посвященной критическому разбору лабораторного эксперимента, при котором он присутствовал, представляли новое слово в психиатрической науке. Дело в том, что до Фрейда психика и сознание человека отождествлялись. Носителем сознания считался человеческий мозг, а психические заболевания связывались с нарушением обменных процессов в тканях мозга или с физической деформацией (разрушением) отдельных участков его коры. Причиной же так называемых функциональных расстройств считались неадекватные оптимальному функционированию организма условия человеческого существования, слабость нервной системы, лабильная психика, склонность к самовнушению и т.д. Отсюда следовали и методы лечения психических больных покоем, изоляцией от внешнего мира, препаратами, тормозящими скорость прохождения нервных импульсов и снимающими нервное напряжение. Фрейд, по сути, первым принципиально по-новому ставит проблему, которую не мог решить до него ни один из практикующих психиатров. Он предложил объяснять душевные болезни не механическими травмами мозга и не патологическими изменениями в его коре, а существованием в психике человека непознанного мира, скрытого от сознания и находящегося в конфликте с ним. Этот мир Фрейд предложил называть миром бессознательного. Он же высказал догадку о том, что столкновение этих двух миров и рождает те неврозы, психические заболевания, глубокие депрессии, аффективные состояния, которым подвержена значительная часть человеческого рода.

На начальном этапе  своей деятельности в качестве уже  исследователя, а не практикующего  психиатра, Фрейд считал бессознательное, образно говоря, бессловесным. Он был убежден, что между сознанием и бессознательным находится стена и судить о природе и структуре последнего на основе вербальных признаков невозможно. Ему представлялось, что только иногда, в экстремальных ситуациях, бессознательное проявляется в виде образов сновидений, оговорок, немотивированных поступков. Эту идею Фрейд считал весьма конструктивной и даже посвятил ее разработке специальную книгу, которую назвал «Толкование сновидений».

Бессознательное рассматривалось Фрейдом изначально как случайное явление в человеческой психике, как чужеродное тело, образовавшееся в силу неблагоприятных обстоятельств, в которых оказался человек, столкнувшийся  с миром зла, предательства, насилия, несправедливости. В бессознательном, считал Фрейд, хранятся все негативные переживания, психические травмы, которые человек испытал прежде всего в детстве, а также те, которые ему были нанесены в последующие годы. От этих переживаний, ушедших в глубины психики, невозможно избавиться с помощью доводов разума, ибо человек не в состоянии осознать, что является истинной причиной его плохого душевного самочувствия. Задача врача-психиатра, считал Фрейд, как раз и состоит в том, чтобы рационализировать бессознательное, дать возможность больному понять истинные мотивы его поступков, психической угнетенности, различных мучающих его фобий. Такое изживание от страшного и постыдного путем перевода бессознательного в сферу сознания Фрейд назвал аристотелевским термином «катарсис», а метод терапевтической практики, позволяющий решать эту сложную задачу, получил с его легкой руки наименование «катартического».

Так представлял себе Фрейд  природу и функции бессознательного на начальном этапе своей деятельности. Однако вскоре, после нескольких лет углубленных исследований, Фрейд пришел к другому объяснению бессознательного. Теперь бессознательное интерпретируется как неотъемлемая часть человеческой психики. Борьба между бессознательным и сознанием рассматривается им как закономерность развития психики любого индивида, а не только тех, кто пережил психическую травму в раннем детстве. Переосмысливается Фрейдом и роль бессознательного. Оно начинает восприниматься им как психическое образование, посылающее творческие импульсы, обусловливающие проявление активности человека в различных сферах деятельности, прежде всего в области искусства. Теперь Фрейд считает, что процесс формирования бессознательного совершается на протяжении всей жизни человека через механизм так называемого «вытеснения», когда влечения и желания, вступающие в противоречие с существующими нормами морали или с индивидуальными представлениями человека о том, что есть добро и зло, образно говоря, выдавливаются в подкорку и прорываются «наверх» в сферу сознания только в экстремальных ситуациях. Появляется в рассуждениях Фрейда еще один чрезвычайно важный момент. Если ранее он утверждал, что бессознательное суть продукт негативного индивидуального опыта, то после серии экспериментов он пришел к выводу, что основу бессознательного составляют комплексы переживаний, связанных прежде всего с сексуальной сферой, общие для всех людей. Эти комплексы, утверждает Фрейд, возникают не на самом раннем этапе развития человеческой личности, а значительно позже, когда у ребенка появляется самосознание и он начинает выделять себя из окружающего мира и начинает действовать в системе моральных координат. Сначала, подчеркивает Фрейд, ребенок не различает, где добро и где зло, как не различала его мировая человеческая душа на заре цивилизации. В ней рождались такие желания и побуждения, которые впоследствии однозначно воспринимались как выходящие за границы морали. Например, инцест, убийство отца, которые были нормой в первобытной общине, в дальнейшем стали восприниматься как тягчайшие преступления. Но в психике каждого человека осталось представление о тех далеких временах, когда кровосмешение, убийство близких родственников были нормой. Фрейд обосновывает идею о том, что в психике каждого человека глубоко запрятан эдипов комплекс40 (для девочек — комплекс Электры), который в основном и детерминирует поведение юношей (девушек), одновременно любящих и ненавидящих отцов (матерей) из-за обладания самой близкой им женщиной (мужчиной).

Фрейд утверждает, что если на первых порах в человеческом сообществе действовал принцип наслаждения, то теперь, когда человечество имеет  представление о морали, знает, к  чему приводит кровосмешение и надругательство  над человеческой природой, он сменился принципом реальности, благодаря  которому человек сдерживает проявление своих животных инстинктов. Борьба между принципом реальности и  принципом наслаждения приводит к расколу в душе человека, порождает  невротические состояния, психозы, служит основой самых разнообразных  душевных расстройств, с которыми сталкиваются практикующие психиатры.

Вытеснение первобытных  инстинктов в область бессознательного, по мысли Фрейда, совершается механически, без участия сознания. Ведает этой процедурой особая психологическая  сила, которую Фрейд назвал «цензурой» (впоследствии она у создателя  классического психоанализа получит  название «Супер-Эго»). Она представляет собой своеобразного стража, который регулирует обменные процессы между сознанием и бессознательным.

Какие же влечения вытесняются в область бессознательного? Фрейд доказывает, что такими влечениями являются прежде всего сексуальные. Он создает специальную теорию, квинтэссенцию которой составляет учение о либидо, которое трактуется им как половой голод, актуализированная потребность в половом контакте. Либидо присуще уже ребенку, который пока еще не догадывается об истинных причинах своего влечения к матери и ненависти к отцу. Сосание материнской груди, считал Фрейд, по силе чувственного наслаждения равноценно половой близости. Именно в этом, по его мнению, причина большей теплоты в контактах между матерью и сыном, чем между сыном и отцом. Вытеснение сексуального влечения в область сознания, по Фрейду, имеет определенный предел. Когда он достигается, происходит переключение накопленной сексуальной энергии на другой объекг, который может быть даже неодушевленным предметом. Этот процесс Фрейд назвал сублимацией. Наиболее полно разрядка накопленной сексуальной энергии осуществляется, с точки зрения Фрейда, в области художественного творчества, о чем свидетельствует скрытый или явный эротизм большинства художественных произведений, где сплошь и рядом встречаются, например, фаллические символы или присутствует апологетика чувственного начала. Так происходит обход запретов, которые налагаются Супер-Эго, так совершается обретение свободы бессознательным, загнанным в глубины человеческой психики.

На третьем этапе своей  творческой деятельности Фрейд трактует проблему взаимодействия бессознательного и сознания несколько в ином ключе. После аргументированной критики  его идеи о либидо как квинтэссенции  бессознательного, как силе, продуцирующей  творческие порывы в различных сферах человеческой деятельности, Фрейд выдвигает положение о существовании у каждого человека изначального влечения к наслаждению и жизни (его он назвал «Эросом») и влечения к смерти и страданиям (его он назвал «Танатосом»). Борьба между ними сопровождает человека на протяжении всего его земного существования. Фрейд расширяет содержание понятия «бессознательное». Теперь оно трактуется в его работах как темная сила вожделений, противостоящая доводам разума и воле. Эта сила получает название «Оно». Рассуждениям о взаимодействии «Я» и «Оно» посвящена последняя книга Зигмунда Фрейда, написанная им на закате дней, в конце его творческого пути.

Информация о работе Фрейдизм и неофрейдизм