Формы социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил становится не только ее гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимости закономерного развития общества. Трудовая деятельность - естественное состояние людей. Труд является главным средством подъема творческих сил человека. В этих условиях материальная потребность самовыражения побуждает личность активно включаться в трудовую деятельность и деятельность в сфере досуга.

Содержание работы

Введение 3 стр
Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности 4 стр
1.1 Социально-культурная деятельность 4 стр
1.2 Сущность культурно-досуговой деятельности 7 стр
1.3 Функции культурно-досуговой деятельности 9 стр
Глава 2. Формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.1 Понятие формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.2 Классификация форм СКД 13 стр
2.3 Услуги предприятий социальной сферы 15 стр
2.4 Основные недостатки использования форм и услуг СКД 17 стр
2.5 Организация культурно-досуговой программы 19 стр
Заключение 24 стр
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 59.69 Кб (Скачать файл)

Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнь общества.

Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители.

Форма социально-культурной деятельности - это внутренняя структура содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.

К формам СКД можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.

Праздник - самая крупная форма СКД. В нем задействованы все методы и средства СКД, обширный художественный и документальный материал. Праздник - комплексная форма массовой досуговой работы, включающая в себя несколько одновременно происходящих мероприятий, объединенных темой и идеей, сочетающая активное действие участников с восприятием ими зрелища.

Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы.

Выбранная форма предстоящей культурно-досуговой программы активно влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, формирует, как бы лепит форму.

Рассматривая работу автора над замыслом сценария программы как одной из ведущих драматургических форм, можно предположить, что в замысле найдут отражение основные признаки, присущие драматическому произведению: конфликт, сюжет, композиция.

Характер сценария культурно-досуговой программы предполагает, что автор выступает не только в качестве сценариста, но и режиссера-постановщика предстоящей программы и работа над его замыслом соединяет в себе литературную и режиссерскую линии.

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.-- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.-- 712 с.

2. Вальская Т. А. Петровская  Ассамблея. // Читаем, учимся, играем.- 2001. - № 7. - С.7

3. Жарков А. Д. Технология  культурно-досуговой деятельности. - М.: Изд-во Московского государственного  университета культуры, 1998. - 248с.

4. Жарков А. Д., Чижиков  В. М. Культурно-досуговая деятельность. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.

5. Зозулина Н. Время Петербургской танцемании // Петербургский театральный журнал. - 2003. - .№ 32.

6. Исмаев Д. К. Основная  деятельность туристкой фирмы (на  примере российского туризма). - М.: ООО «Книгодел», 2005. - 158 с.

7. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 320 с.

8. Комисаренко С. С. Культурные  традиции русского общества. -- СПб.: СПбГУП , 2003. - 304 с.

9. Морозова Е. Я. Экономика  и организация предприятий социально-культурной  сферы. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. - с.

10. Никитина Е. М. История  социально-культурной деятельности / Е. М. Никитина. Электронный учебник. Режим доступа: [http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=22].

11. Попов В.В. Теория социально-культурной  деятельности / В. В. Попов. Электронный  учебник. Режим доступа: [http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=19].

12. Свирбутович О. А. Роль  социокультурной деятельности в  процессе социализации учащихся.

13. Шишкин С.В. Реформы  в социально-культурной сфере: в  чьих интересах? // Вопросы экономики, 1996. - № 1. - с. 33

 

 

 

Приложение

 

Сценарий проведения праздника Петровская Ассамблея (Вальская Т. А. Петровская Ассамблея. / Читаем, учимся, играем.- 2001. - № 7. - С.7)

ВЕДУЩИЙ: Дорогие друзья! Сегодня вы приглашены на Петровскую ассамблею. Ассамблеи учреждены Петром I в 1718 г. В своем указе он пояснял, что ассамблея -- это»вольное собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается...»

Давайте познакомимся с участниками нашего «вольного собрания».

(Представление команд и жюри.)

Сам Петр I составил правила организации и поведения на ассамблеях. Попросим капитанов вспомнить эти правила.

Конкурс капитанов

Капитаны получают карточку с вопросом и сразу отвечают.

1) Где проводились ассамблеи  и что должны были делать  хозяева предоставленного дома? (Собирались ассамблеи у вельмож, имевших просторные дома. Хозяева должны были отвести для ассамблеи 3 зала: для танцев, Аля игр в шахматы и шашки,- для застолий. Хозяин не обязан был ни встречать гостей, ни развлекать их.)

2) В какое время проводились  ассамблеи и чем занимались  гости? (Начинались ассамблеи в 4--5 часов аня и продолжались до 10 часов вечера. Каждый из гостей распоряжался своей особой и временем по своему вкусу: танцевали, играли в шахматы, шашки, беседовали или просто наблюдали за происходящим.) 3) Что такое церемониальные танцы? (Этими танцами открывали ассамблеи во времена Петра I. Они продолжались около получаса. Дамы и кавалеры стояли в 2 ряда друг против друга. Кавалеры низко кланялись, дамы приседали.)

(Входит Петр I.)

ПЕТР I:

Мы открыли ассамблею,

Менуэт продолжит бал.

Приглашайте, кавалеры,

Своих милых, нежных дам.

ВЕДУЩИЙ:

Когда-то царь Великий Петр,

Приехав из Европы,

Завез в Россию правил свод,

Не знал другой заботы.

Бороды заставил брить,

Сарафаны не носить,

Рот платочком вытирать,

Ручку даме целовать.

(Время для конкурса «Что, где, когда?». Ведущий читает вопрос. В течение 1 мин. команда обсуждает и дает устный ответ.)

1) В каком году обнародован  «Указ о брадобритии»? (1705.);

2) Какой налог должен  был уплатить желающий носить бороду? (От 30 до 100 рублей в год в зависимости от своего положения в обществе.)

3) Кому позволялось носить  усы и бороду без уплаты  налога? (Священникам, монахам, крестьянам.)

ВЕДУЩИЙ: Петр I придавал ассамблеям значение школы светского воспитания. По его замыслу, на них должна была царить непринужденная обстановка. Давайте посмотрим, какие могли вестись разговоры на Петровских ассамблеях.

Конкурс «Домашнее задание»

(Оцениваются артистичность и выразительность.)

Государь указ издал. Кто из вас его читал?

ЧТЕЦ (1):

Отменно прочно строить корабли,

Чтоб в плаванье ходить на край земли.

Морскому делу за границей

Обучен будет граф Роман.

Ему придется потрудиться,

Вот смелый будет капитан!

ЧТЕЦ (2):

Сударыня, скучать нам не придется боле,

Не знали многих развлечений мы дотоле.

Из самоваров -- чай, народные обеды,

В салонах модных -- светские беседы.

Зимой морозной -- на санях катанье

И на кофейной гуще по ночам гаданье.

ЧТЕЦ (3):

Какие рюши, ленты и цветы! Но в платье вашем не хватает

простоты!

Графиня, за границей это носят без стесненья.

К чему тогда в продаже украшенья?

Ах, мне поверьте, не успеть за модой, Она меняется так быстро год от года!

ЧТЕЦ (1):

Наш государь умен и просвешен,

Весь Петербург идеей восхищен! Приказ царя: державу укреплять

И матушку-Россию прославлять.

«Пример с меня берите, господа!» -- Сказал царь Петр.

ЧТЕЦ (2):

И руки показал в мозолях от труда. Стихи в альбом устали мы

писать,

Хотела бы я новость рассказать:

У Полицейского моста на Мойке

Теперь пойдут спектакли бойко!

Просила я одну княжну Прислать мне бархат из Парижа.

ЧТЕЦ (4):

Да вы, сударыня, не в курсе, вижу,

А, впрочем, это не секрет.

Ведь государь-то наложил запрет:

В Россию бархат не велел ввозить,

Чтоб ткани русские, российские носить

Царь Петр озабочен неспроста..

ЧТЕЦ (5):

России нужен сильный флот, Пусть грамоте морской

обучится народ. А Петербург в волненье

небывалом, Здесь велено по пушечным

сигналам Всем в море выходить,

учась морской науке, Не предаваясь лености и скуке.

ЧТЕЦ (6):

Всем строить лодки, шлюпки и фрегаты,

Работать от рассвета до заката.

Где огороды были некогда с

укропом,

Сад Летний создадут по

образцу Европы.

Здесь будет целый мир зеленый,

Дубы и липы, яблони и клены.

ЧТЕЦ (3):

Из Амстердама, Швеции

и Подмосковья Везут деревья и сажают их

с любовью. Услышим скоро мы певцов

известных, Ведь сколько опер нам дадут

прелестных!

И, кстати, спойте нам, графиня, без смущенья. Приятен голос ваш, он полон

вдохновенья!

На Рождество вы в хоре пели, Мы снова вас послушать бы

хотели.

ВЕДУЩИЙ: Петр I часто присутствовал на ассамблеях, иногда сам устраивал приемы в Летнем саду.

Этот сад -- ровесник городу. С ним он рос, и цвел, и зрел, С ним беду делил и радости, С ним взрослел и зеленел.

Конкурс кроссвордов

(Команды получают и  разгадывают кроссворд «Летний  сад»)

1. Первое название Летнего  сада.

2. Подарок герцога Голштейнского, выставленный в Летнем саду  Петром I.

3. Богиня, у статуи которой  Петр I установил круглосуточное  дежурство.

4. Летний сад создан  по образцу парка в этом  французском городе.

5. На его месте сейчас  стоит Кофейный домик.

6. При Петре I в Летнем  саду их было около 20.

7. Автор скульптуры «Мир  и изобилие» .

Ответы: 1. Цветочный. 2. Глобус. 3. Венера. 4. Версаль. 5. Грот. 6. Фонтаны. 7. Баратта.

ВЕДУЩИЙ: А для зрителей, пока ребята разгадывают кроссворд, мы предлагаем игру «Платочек», которая была очень популярна в Петровскую эпоху. Сам царь был ее зачинщиком.

В ассамблею Летний сад Превращался вдруг в танцзал, Каждый, кто прийти изволил, Много-много танцевал.

ПЕТР1:

Господа, прошу всех встать! Будем вместе танцевать. В пару даму выбирайте, За мной движенья повторяйте.

(Дамы и кавалеры  встают цепочкой, взявшись за  концы платков. По показу Ведущего, стоящего впереди, змейкой двигаются по залу различным шагом, повторяя за ним движения. Музыка Баха «Шутка «. Кроссворды собираются и отдаются в жюри.)

ПЕТР1:

Прошу вниманья, господа!

Зачту вам свой указ.

С хорошими манерами хочу

я видеть вас.

ВЕДУЩИЙ: Давайте вспомним полное название книги для отроков о правилах хорошего тона.

Конкурс «Домино»

(Приглашаются по 2 человека от команды. Участники собирают название.)

[юности]

[ЧЕСТНОЕ|

[ЗЕРЦАЛО,

|или показание]

[к житейскому]

[обхождению]

ВЕДУЩИЙ: Уважаемые зрители, давайте прочитаем название наставлений, по которому верхи общества обучались хорошему тону многие десятилетия.

Конкурс «Верители вы...»

(Приглашаются по 1 человеку  от команды, получают 2 карточки: зеленую  и красную; если верят -- поднимают зеленую, если нет -- красную.)

1) Составитель наставлений  неизвестен. (Да.)

2) Эта книга излагала  правила поведения молодых людей  только в общественных местах. (Нет, не только: о повелении в семье, гостях, на службе.) 3) На вопрос отца следовало ответить: «Чего ты хочешь, батюшка?»-или: «Чего изволите, государь-батюшка?» (Вариант 2.)

4) Скромность поощрялась? (Да.)

5) Часто чихать и кашлять  было непристойно? (Да.)

6) У девиц ценилось  умение бледнеть? (Нет, ценилось умение  краснеть.)

7) Юноша должен был  обладать 20 добродетелями. (Нет, всего  лишь тремя: смирением, приветливостью, учтивостью.)

ВЕДУЩИЙ:

Друзья! И в наши дни Мы помнить этикет должны. Чтоб в нашей жизни, как наказ, Звучал Петра святой указ.


 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы социально-культурной деятельности