Формы организации культурно-досуговой деятельности подростков и молодёжи в сельской местности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга младших подростков, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются дети, подростки и молодежь.

Файлы: 1 файл

СКД.docx

— 33.27 Кб (Скачать файл)

Выяснив характерные черты сельского поселения, теперь мы можем рассмотреть основные особенности досуга современной сельской молодежи. О.С. Жамсуева в своей диссертационной работе выделяет следующие особенности:

«Выраженная зависимость места проведения досуга от социального статуса респондента, домашний досуг распространены среди представителей бедных и среднеобеспеченных социальных групп;

Тенденция распространения пассивного, малоподвижного досуга, характеризующаяся пятью доминирующими способами ежедневного проведения свободного времени – телефонные разговоры; пользование сетью Интернет; просмотр телевизора; DVD-плеера; прослушивание музыки и общение с друзьями;

Высокий процент пользования сетью Интернет; основная направленность – общение в социальных сетях;

Низкая популярность спорта, чтения среди сельской молодежи, отсутствие любимого занятия – хобби – у каждого третьего опрошенного;

Низкая посещаемость культурно-досуговых учреждений, учреждений профессионального искусства и культуры, музеев, библиотек;

Сохраняющийся интерес молодежи к народным празднествам».

Так по нашему мнению на формирование досуга современной сельской молодежи влияют следующие факторы:

Социально-психологические особенности сельской молодежи. Эта группа факторов определяется малой плотностью населения, которая оказывает влияние на характер межличностного взаимодействия в группе, что определяет особенность социального развития молодого человека. Главной особенностью сельского поселения является большая значимость межличностных отношений с жителями этой местности, а также активное взаимодействие человека с природой, что и определяет образ жизни сельской молодежи. По нашему мнению вышеизложенная группа факторов в значительной степени влияет на характер досуга молодежи.

Этнокультурные особенности поселения, в которой проживает молодежь. Эта особенность определяется традициями, религией, обычаями, убеждениями той местности, в которой проживает молодежь. Главной особенностью этой группы факторов является то, что они имеют исторический характер, то есть молодежь, в этом случае, выступает в роли носителя этих этнокультурных особенностей и от степени принятия их молодыми людьми будет зависеть характер досуговой деятельности. Доктор социологических наук Т.Н. Бояк в своей статье «Особенности культуры современной сельской молодежи» указывает результаты исследования, направленного на выявления отношения молодежи к этнокультурным ценностям. В результате автор выясняет то, что современная сельская молодежь «положительно относится к народным праздникам – 91,6 %, испытывает потребность в приобщении к их традициям – 81,8 %». Основываясь на вышеизложенном можно сделать вывод, что молодые люди при выборе досуговой деятельности опирается на этнокультурные ценности той местности, в которой они выросли и проживают.

Уровень социально-экономического развития местности. Современное село, в первую очередь, характеризуется низким уровнем развития социально-экономических условий жизни населения. В первую очередь, это объясняется тем, что в современном сельском поселении большая часть населения не может найти работу, так как мест работы практически нет. В результате этого падает уровень жизни населения. Из чего можно сделать вывод, что молодежь материально не может себе позволить более элитные формы проведения досуга. Также необходимо отметить, что одной из характеристик современного села является преобладание ручного и физического труда, по этой причине у сельской молодежи свободного времени практически не остается.

Социально-политические особенности. Огромную роль в формировании досуга сельской молодежи влияет государство, так как именно оно разрабатывает политику, оказывающую влияние на молодежь. Государством определяется идеология общества, что также не может не повлиять на досуг молодежи. А так как в настоящее время не сформирована едина идеология, то средства массовой информации активно оказывают влияние на молодежь, в том числе, пропагандируя потребительское отношение и пассивный досуг.

Социокультурные характеристики. Если рассматривать социокультурные факторы, то можно сказать, что американизация российской культуры и пропаганда средствами массовой информации некоторых форм отклоняющегося поведения, в настоящее время также являются значимыми факторами. Так, например, в большей части российских фильмов показывается то, что потребление алкоголя является традицией, обычаем нашей страны и вследствие этого у человека уже в детстве формируется установка на употребление алкоголя в определенных случаях. Также к данным факторам можно отнести морально-этническую деградацию, падение нравов, низкую духовную культуру общества и отдельных ее слоев и т.д.

Социально-бытовые характеристики сельского поселения. В связи с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция сокращения количества учреждений культуры, а также подорожание их услуг, в селе происходит процесс ограничения выбора форм проведения молодыми людьми свободного времени.

Полиэтнические особенности сельской местности. В связи с тем, что в сельской местности большое значение имеет межличностное взаимодействие между жителями, то и в селе, в котором проживает население разной национальности, молодежь при выборе досуга может основываться на ценностях и культурных особенностях другого народа.

Социально-демографические характеристики села. Для современного села характерна малая численность населения, что оказывает влияние на разнообразие форм досуга в поселении. Так, например, в селе, где численность населения очень мала, будет меньше или будут отсутствовать учреждения культуры, так как государство для их содержания не будет выделять денежные средства. Поэтому можно утверждать, что организация досуга сельской молодежи также зависит от демографической составляющей села.

Степень распространенности среди сельской молодежи алкоголизма и преступности. Одной из острых проблем современного села является проблема ранней алкоголизации населения. Значительная часть сельской молодежи детерминирует свой досуг с употреблением спиртных напитков, особенно ярко эта проблема выражена в деревнях, в которых отсутствуют учреждения культуры.

Уровень образованности населения. Этот фактор характеризуется тем, что чем выше у человека уровень образованности, то для него будет характерен досуг, который больше ориентирован на духовное самосовершенствование.

Также некоторые ученые предлагают следующие досуговые меропрятия, которые направлены на повышение культурного уровня сельской молодежи:

«Мероприятия с целью повышения авторитета культурно-досуговых учреждений, учреждений профессионального искусства и культуры, музеев, библиотек на селе. К ним можно отнести пропаганду рационального, полезного досуга на уровне республики, страны. Пропаганду, по мнению автора, необходимо вести наравне с пропагандой здорового образа жизни, которая в последнее время оказывает положительное влияние на население, молодое – в первую очередь. Сегодня наблюдается мода на «здоровый образ жизни», это результат работы на протяжении долгих лет. Необходимо пропогандировать и рациональный, полезный досуг, который сможет повлиять на духовное и нравственное здоровье личности.

Проведение ежегодных республиканских молодежных сельских смотров художественной самодеятельности на 3 уровнях – сельское поселение, район и республика. Цель проведения таких смотров – привлечение молодежи и всего населения к художественной самодеятельности, укрепление материально-технической базы культурных учреждений, раскрытие молодых талантов и их поддержка.

Проведение селами (внутри каждого сельского поселения, в каждом районе) календарных праздников для всего сельского поселения. Календарные праздники могут распределяться в соответствии с размером села и посредством «вытягивания жребия».

Также между сельскими поселениями можно устраивать всевозможные театральные «баталии» по заранее определенной теме на призы районных меценатов. Или же это может быть ежегодный конкурс профессионального мастерства, квартальные игры КВН – то есть все те мероприятия, которые бы укрепляли командный дух. Во избежание обострения отношений внутри сельских поселений можно проводить данные конкурсы далее на районном уровне, выбрав лучших актеров, работников, игроков и т.д.

Проведение тематических вечеров в домах культуры для молодежи всех возрастов, создание читательских и семейных клубов. Очевидно, что для привлечения молодежи на данные мероприятия необходима мотивация на начальном этапе. Ею может стать розыгрыш заранее купленных билетов на спектакль, концерт или же в музей в столице, либо в районном центре.

В сельских школах необходимо организовывать периодические выезды в город для посещения учреждений культуры и искусства для того, чтобы молодежь со школьной скамьи приобщалась к высокому искусству».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. «Культурно-досуговая  деятельность» составитель Киселёв, Красильников ,

2. «Психология  современного подростка» под  редакцией Д.И. Фельдштейна – М. Педагогика, 1987

3.Воспитательная  деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культры, 1983-С.3-62.

4. Демченко  А. Некоторые проблемы современного  развития культурно-досуговой деятельности  и народного творчества // Культурно-досуговая  деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.

5 . Кон И.С. «Психология ранней юности» М.Просвещение, 1980

6 . Мир детства, Подросток – М, 1982

7. Клуб: Культура  досуга. – М.: Профиздат, 1987.-184с. 12. Немов Р.С. «Психология» книга 2 –М. издательство «Владос» 2004

8. Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону, 1997.-С.230-235,

9. Грушин  Б. Творческий потенциал свободного  времени. – М: Профиздат, 1980-С 5-27,

10. Воспитательная  деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культры, 1983-С.3-62.

11. Ерасов  Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997.-С.196-233.

12. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33,

13. Культура  духовных запросов личности. –  Киев: Высшая школа, 1986-203с.

14. Шкурин В.Н. «Молодёжь: свободное время и клуб» -М., 1987

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы организации культурно-досуговой деятельности подростков и молодёжи в сельской местности