Философские подходы к культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 17:22, реферат

Описание работы

Объект нашей работы – феномен культуры, а предмет – философские подходы к культуре.
Поставленная цель может быть достигнута решением следующих задач:
проанализировать научную и методологическую литературу по заданной теме;
рассмотреть границы и содержание термина « культура»;
охарактеризовать основные этапы развития философских взглядов о культуре;
проанализировать наиболее популярные концепции культуры

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ГРАНИЦЫ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 4
2. ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К КУЛЬТУРЕ 6
2.1. Основные этапы развития философских представлений
о культуре 6
2.2. Философский подход 9
2.3. Наиболее популярные концепции культуры 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

культура гот..doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Специальность Финансы и кредит

Курс 2

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине «Культурология»

на тему «Философские подходы к культуре»

 

 

 

 

ФИО

Оценка

     Дата

   Подпись

Выполнила

Ахметдинова Л.А.

     

Проверила

Голованова Е.Ю.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    3                                                                                                                                                                                                                                         

1. СОДЕРЖАНИЕ И ГРАНИЦЫ ПОНЯТИЯ  «КУЛЬТУРА»                    4                

2. ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К КУЛЬТУРЕ                                         6                                                                                                                              

      2.1. Основные этапы развития философских  представлений   

 о культуре                                                                                6  

  2.2. Философский подход                                                            9                                     

      2.3. Наиболее популярные концепции культуры                        16                              

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              22                            

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                  25                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Специфически человеческой формой существования и самореализации человека является деятельность. Созданная человеком культура выступает способом его деятельности, это — универсальная «технология» по созданию стандартов, норм, традиций, а также образцов нового, творчески-продуктивного. В результате субъект-объектной и субъект-субъектной деятельности появляется новая реальность: материальная и духовная культура, которая служит основой человеческого существования и прогресса.  Особенно  важно изучение философских подходов к понятию «культуры» в диахроническом аспекте, однако современные исследователи мало обращаются к данной проблеме. В основном анализируется  либо само понятие культуры с философской точки зрения [Арсланов, Мареев, Мареева 2001; Кармин 2001], либо философское изучение культуры на каком–то отдельном историческом этапе [Драч 2003; Лосев 1988; Жукоцкий 2004]. Этим и обуславливается актуальность данной работы.

Объект нашей работы –  феномен культуры, а предмет –   философские подходы к культуре.

Поставленная цель может быть достигнута решением следующих задач:

    1. проанализировать научную и методологическую литературу по заданной теме;
    2. рассмотреть границы и содержание термина « культура»;
    3. охарактеризовать основные этапы развития философских взглядов о культуре;

проанализировать наиболее популярные концепции культуры

 

 

 

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ И ГРАНИЦЫ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»

 

Существует множество концепций культуры. Да и сам термин «культура» неоднозначен. Культура (от лат.—cultura) — возделывание, воспитание, образование.  В понятии культура, пишет Т. П. Малькова и М. А. Фролова,   фиксируется:

    • общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологической формы жизни;
    • качественное своеобразие исторически конкретных форм человеческой   жизнедеятельности на различных исторических этапах, в различные исторические эпохи (античная культура, современная культура и т. п.);
    • фиксируется специфика жизнедеятельности этнических и национальных культур (русская культура, американская культура и т. п.);
    • специфика деятельности, поведения, сознания (мышления) людей в различных сферах общественной жизни (культура труда, быта, политическая культура);
    • фиксируется особенность культуры в зависимости от субъекта — ее носителя (личная культура, молодежная культура, массовая культура, элитарная культура).

Человек, общество, культура — объекты постоянно развивающиеся, «становящиеся». Мир культуры возникает только в процессе человеческой деятельности в живом развивающемся социуме. Вопрос о том, что первично и определяет развитие другого, может быть решен следующим образом: эти объекты коэволюционно существуют, взаимно предполагают, взаимно влияют, взаимно дополняют друг друга. Деятельность — связующее звено коэволюции. Освоение различных типов деятельности формировало новый человеческий генотип, развивался и генотип моделей сугубо человеческой деятельности, преобразующий мир первичной природы и создающий мир «второй природы», мир артефактов, мир культуры.

Первыми, дошедшими до нас зримыми небиологическими материальными структурами, в которых был за креплен прошлый опыт деятельности и в которых он передавался другим поколениям, были орудия труда. Это первые объекты культуры. Они, отмечают исследователи,  как и язык, становятся средствами фиксации социального опыта. Человечество начинает с деревянной и каменной техники, стандартизируя опыт, закладывая в орудия «идею». Постепенно складывается мораль, появляется искусство, религия — древнейшие формы духовной деятельности и духовной культуры.

Наши знания о прошлом культуры питаются разными источниками. По способам самоорганизации культуры, сложившимся в истории, можно различить три глобальных культурных типа:

    • дописьменный, иногда именуемый традиционным;
    • письменный, основу которого составляет книжность;
    • экранный, находящийся сегодня в состоянии формирования.

Каждый из них по-своему социализирует основной, культурный код.

Основной культурный код обладает следующими характеристиками: он универсален, а, следовательно, работает в любом культурном типе и любом историческом: времени. Он самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры. Он открыт к изменению, самопорождению новых культурных кодов. Существование основного культурного кода определяется тремя параметрами. Это предметность, знаковость, идеальность.

Рассмотрим,  как же с течением веков изменялось философское  представление  о культуре и ее особенностях.

 

 

2. ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К КУЛЬТУРЕ

 

2.1.  Основные этапы  развития философских  представлений о культуре

Термин «культура» в его современном значении возник сравнительно недавно. Древние греки противопоставляли собственную «воспитанность» варварству. Вместе с тем они осознавали, что человек живет не просто в физической, но и в «символической вселенной», культуры. Вне культуры существование человека невозможно. Она определяет его бытие, специфику сугубо человеческой деятельности, материальный и духовный мир. Культура создает и «пересоздает» человека, обеспечивает сохранение и передачу человеческого опыта.

В средние века слово «культура» отождествлялось с городским укладом жизни, несло в себе комплекс обозначений, с которым позже стали связывать понятие цивилизации. Культура также соотносилась с возможностями индивидуального духовного развития, а в эпоху Возрождения характеризовала полноту гуманистического идеала человека. Начиная с XVII в. под культурой стали понимать уровень развития духовных и практических навыков отдельных народов. Что такое культура? Как она возникла? Каковы ее связи с историей?

 Эти  вопросы получили различную аранжировку в натуралистической и идеалистической трактовках культуры. Натуралисты, указывает Жукоцкий В.Д., усматривали истоки данного феномена в «естественной» природе человека1. Идеалисты видели назначение культуры в нравственном развитии человека, в достижении им морального состояния. Делая упор на понятие «культуры» как определенной множественности, французские просветители (энциклопедисты) осознали необходимость введения нового понятия, которое давало бы возможность подчеркнуть значение факторов, обеспечивающих целостность и общественную гармонию. Таким понятием стало понятие «цивилизация». Оно у энциклопедистов (Дидро, Даламбер, Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и др.) ассоциируется с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «Разума», с торжеством «универсализма».

В контексте философского изучения культуры XVJII— XIX вв. возникают новые вопросы: Каковы закономерности развития культуры? Чем объяснить разрывы в поступательном движении исторических эпох? Отчего угасают и возрождаются отдельные духовные компоненты, сущностные характеристики культуры? Европейская общественная мысль обнаружила широкий спектр подходов к историко-культурной динамике. Но преимущественное внимание она уделяла идее продленности, континуальности процесса культурно-исторического развития. Так, в философии истории И.Г. Гердера (1744-1803) развитие культуры мыслилось как монументальное развертывание общей системы, в которой не исчезают никакие духовные накопления. Данный подход отразился в гердеровском принципе «органически-циклического» развития, в идее плавной эволюции культурного процесса. Другим примером такой установки может служить кан-товско-фихтевский принцип бесконечного поступательного движения, где сущность новой культуры постигается как идеал, как завершение предшествующих духовных приобретений.

Рубеж XIX—XX вв. и в целом XX век внес в осмысление культурного процесса ноты напряженного драматизма, трагического ощущения невосполнимых утрат. Наиболее распространенными в этот период становятся мотивы «кризиса культуры». Особый интерес представляют два основных подхода к данной концепции («кризиса культуры»): концепции О. Шпенглера и Н.Я. Данилевского, с одной стороны, И П. Сорокина, с другой.

XX век  усиливает ощущение неустойчивости, тупика, безвыходности общественно-исторического процесса, поступательного развития цивилизации. Еще вчера могло показаться, что цивилизация находится под контролем разума и имеет благую цель. Но XX век демонстрирует, что существующая культура Запада не содержит никаких гарантий разумности, а понятия «прогресса», «цивилизации», «культуры» слабо взаимодействуют с реалиями мировых войн XX века. Если в XIX веке казалось, что западная цивилизация может служить эталоном развития, то XX век поставил под сомнение данный тезис. События, происходящие на Востоке, стали привлекать к себе пристальное внимание западного общества, усилился интерес к России.

В 70—80-е гг. эмпирически констатируемый плюрализм культур становится предметом теоретического анализа, который, в свою очередь, предполагает осмысление вопроса о единстве, универсальности различных, культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Философский подход

Философский подход обладает наиболее широкой панорамой видения культуры. Как известно, философ рассматривает любое явление с точки зрения целостности и сущего, всеобщего и ценностно-рационального (или субъективно-осмысленного). Философский анализ в отличие от научного познания включает в себя мыслительные процедуры, позволяющие выразить изучаемый предмет в предельно широких категориях, а также сквозь призму дихотомий — «идеальное-реальное»,«естественное-искусственное», «субъективное-объективное», «структура-деятельность» и т.д.

Философы и мыслители всех времен пытались определить смысл или основное предназначение культуры и только немногие из них приблизились, по нашему мнению, к ее истинному пониманию. Для одних культура — это известное в мире неизвестного, «луч света в темном царстве». Для других ее смысл заключается в бесконечном самосовершенствовании человеческой природы, непрерывном оснащении людей материальными, интеллектуальными и духовными средствами. 
         В истории мировой философии нового времени наиболее полно концепции культуры представлены в философии И.Канта, Г.Гердера, Г.Ф.Гегеля, философии жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель и др.), философии истории (О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский и др.), неокантианской традиции (Г.Риккерт, В.Виндельбанд, Э.Кассирер и др.), феноменологической философии (Э.Гуссерль и др.), психоанализе (З.Фрейд, К.Юнг и др.). Эти и другие концепции подробно описаны в ряде учебников по философии культуры и культурологии и поэтому нет необходимости в их детальном рассмотрении.

 В современной западной философии исследования культуры продолжают М.Хайдеггер, представители структурализма и постструктурализма (М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.-Ф.Лиотар, Р.Барт и др.). 
         Приведем лишь некоторые из наиболее известных определений культуры, встречающиеся в современной философской литературе: общий и принятый всеми способ мышления (К.Юнг); процесс прогрессирующего самоосвобождения человека (Э.Кассирер); то, что отличает человека от животных (В.Ф.Оствальд); совокупность факторов и измененных условий жизни, взятых вместе с необходимыми для этого средствами (А.Гелен); сотворенная человеком часть окружающей среды (М.Херскович); система знаков (Ч.Моррис, Ю.М.Лотман); специфический способ мышления, чувствования и поведения (Т.Эллиот); совокупность материальных и духовных ценностей (Г.Францев); «единый срез, проходящий через все сферы человеческой деятельности» (М.Мамардашвили); способ и технология человеческой деятельности (Э.С.Маркарян); все то, что человек творит, осваивая мир объектов — природу, общество и пр. (М.С.Каган); социально значимая творческая деятельность человека, взятая в диалектической взаимосвязи с ее результатами (Н.С.Злобин); производство самого человека во всем богатстве его связей с обществом (В.М.Межуев); сфера реализации идеально-ценностных целей, осуществление идеала (Н.З.Чавчавадзе); духовное бытие общества (Л.Кертман); система духовного производства (Б.С.Ерасов) и др. 
         Попытки отдельных философов свести культуру к «внешним» благам и состояниям людей ничего не дали. Она «возделывает» не только физическую природу, но и человека изнутри, хотя и при помощи материальных или символических посредников. В этом смысле культура есть самопроявление и самораскрытие человеческой природы в предметах материального и духовного мира. Без этого трудно понять

Информация о работе Философские подходы к культуре