Феномен буддийского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению буддизма не с религиозной точки зрения, а с точки зрения искусства. Искусство стран Юго-Восточной Азии поражает великолепием и неисчисляемым богатством форм. За многие века сложился неповторимо самобытный художественный облик Индии, Китая и Японии. И в этой курсовой работе раскрывается, как буддизм повлиял на культуру стран Юго-Восточной Азии, какие навеял тенденции в архитектуре и скульптуре. В искусство буддизм привнес совершенно определенные социальные идеи; это идеи несовершения зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно-образный характер.

Файлы: 1 файл

Курсач.Начало.docx

— 2.36 Мб (Скачать файл)

3) Эмоциональная выразительность.

Сознательно и целеустремленно разрабатывая задачу единства формы и содержания, художники уделяют большое внимание психологическому и эмоциональному воздействию изображения. Например, Будды и Бодхисаттвы изображаются юными и прекрасными со сдержанно-миролюбивой улыбкой; большинство Дакинь имеет эротическую привлекательность; гневные тантрические Аватары - красивые, умиротворенные, но с гневной гримасой; Защитники имеют разъяренно-устрашающий вид. Различие эмоциональных состояний выражается также формой лица и глаз. У мирных Будд и Бодхисаттв лицо имеет форму яйца или кунжутного зерна, характерная форма лица гневных - квадратная или круглая. Состояние созерцательной отрешенности выражается удлиненной лунообразной формой глаз, прикрытых веками: у Тар глаза имеют форму живота рыбы, у разъяренных Даков и Дакинь – квадратную и круглую. (Приложение 1. Рис.11)

4) Различие или характерная определенность формы.

В пояснении к этому правилу традиционно перечисляются особенности мужского и женского телосложения: стройные боги - высокий лоб, широкий торс, высокая стопа; богини - узкий торс, широкие бедра, высокая грудь; гневные боги - грузное тело с толстыми конечностями, низкорослые - большой живот.

5) Атрибутивная характеристика.

Среди перечисленных иконографических признаков атрибутивная характеристика наиболее информативна. При анализе таких элементов иконографии, как головные уборы, ритуальные предметы, одежда, украшения, мудры, ваханы, постаменты, нимбы и т.п. можно достаточно точно определить десятки тысяч образов индо-тибето-монгольской художественной традиции. Следует отметить, что в Ваджраяне один и тот же предмет может рассматриваться и интерпретироваться на четырех уровнях: внешнем, внутреннем, тайном и абсолютном.

6) Цвет.

Подобно атрибутивной характеристике цвет имеет важное смысловое значение. Каждый из основных цветов обычно связан со стихией, стороной света, Татхагатой (одним из пяти Дхьяни-Будд или Будд Медитации) и его активностью, органом чувств, аспектом мудрости и т. д. Символическое значение цвета может изменяться в зависимости от того, какая садхана (текст для ритуальной медитации), мандала, тантра берется за основу изображения. В тибетской хрестоматии цветовое значение красоты связывается с технологическим процессом. (Приложение 1. Рис.12)

3.1.3 Образец буддийского художника

Обращаясь к художникам, канонические тексты настоятельно требуют точно соблюдать иконометрические предписания. В них говорится, что наличие ошибок в пропорциях, изображении жестов и атрибутов чревато для художника несчастьями и болезнями. О том, что мудрость не сопутствует созерцанию несовершенных изображений. Более того, где бы такие изображения ни находились, процветание этого места иссякнет, и будут возникать разного рода проблемы и несчастья. Конечно, если художник искусен в рисовании, сведущ в пропорциях, наследует традицию от учителя, посвящен в предмет духовной практики, связанной с иконописью, если он понимает буддийскую символику и семантику элементов композиции, а также если он скромен, добр к другим и терпелив - в этом случае он обретает для себя и принесёт другим большую пользу от создания изображений, получит прекрасное окружение и богатство на мирском уровне и действительное Просветление на абсолютном.

Тем не менее создать совершенное изображение довольно трудно. В Тибете, когда хотели подчеркнуть трудности иконописного мастерства, говорили: "Хочешь родиться в аду - становись иконописцем". Согласно традиции, высокое общественное предназначение требует от художника ответственности не только за уровень профессионального мастерства, но и за весь стиль жизненного поведения.

Художнику необходимо поддерживать свое тело и рабочее место в безукоризненной чистоте, осознавая энергии, проводником которых он является. Он должен получить соответствующие полномочия и поддерживать принятые обязательства, стараясь правильно выполнять ежедневную медитацию. "Прежде чем приступить к работе над изображением, - писал известный живописец Гега Лама, - художник осуществляет ритуал устраняющий потенциальные препятствия, медитативно представляя себя в образе соответствующего Защитника учения. Представляя себя в форме Будд пяти семейств, мастер освещает краски и кисти, и до тех пор, пока работа не завершена, он отдаёт ей всю энергию. При завершении работы ему надо суметь объяснить её качества для того, чтобы порадовать заказчика и устроить праздник". Всё эти требования осуществимы, если есть передача не только художественной, но и духовной преемственности от квалифицированного учителя. В противном случае живописцу вряд ли стоит браться за изготовление священного образа.

3.1.4 Качества покровителя искусств

Искусство иконографии предъявляет высокие требования не только к исполнителю, но и к покровителю. Согласно традиции, хороший покровитель искусств должен понимать ценность и важность работы, которую намеревается спонсировать, быть вежливым и терпеливым к собственной нужде, восхищаться творчеством художника и почитать тех, кто составляет ему компанию. Промедление не может разочаровать идеального спонсора и не изменяет его намерений. Будучи щедрым, он выполняет все свои обещания и испытывает радость от своей спонсорской деятельности, поскольку создание художественных произведений служит высоким целям, воспитывает благие достоинства и мудрость людей.

3.2 Школы и мастера

Руководствуясь этическими и эстетическими нормами древних буддийских традиций и опираясь на медитативный опыт великих практиков, тибетские художники к XVI веку создали самобытные школы живописи. Среди них основатели художественных направлений: Мэнри - Таши Гьяцо и Мэнла Дёндруп; Кхенри - Кхьенце Чинмо; Гадри - Микьё Дордже (Кармапа VIII) и Намка Таши; Мэнсар - Чёйинг Гьяцо и многие другие мастера, чьи стили впоследствии оказали влияние на всю художественную культуру Центральной Азии и Дальнего Востока.

Среди буддийских народов России распространение получили изображения школ Мэнри и Мэнсар. Они, как правило, экспортировались из Китая и Монголии, там же проходили обучение многие бурятские и калмыцкие художники. Однако следует отметить, что хорошие изображения не только в России, но и во всём мире - большая редкость. Тем не менее изучение, а порой и возрождение различных художественных искусств и ремёсел поддерживается сегодня интересом западных энтузиастов, расценивающих тибетскую художественную культуру как эталон чистоты буддийских традиций.

4. Архитектура буддийских памятников Средней Азии

Зародившись на территории Индии, буддизм впоследствии распространился далеко за пределы своей родины, приобретая при этом черты локального своеобразия тех стран, где находил своих последователей. В начале I в. н. э. вождь одного из юеджийских родов - кушан Куджула Кадфиз на территории Гандхары и Кабулистана создает свое государство. Впоследствии Кушаны захватывают огромные пространства Индии, Афганистана и юга Средней Азии, объединив их под эгидой единой Кушанской империи. Во время правления Вимы Кадфиза и особенно могущественных Канишки и Хувишки (II в. н.) государственный строй империи укреплялся путем политических акций, династических сношений, денежных реформ, а в области идеологической - покровительством всем религиям, исповедуемым пестрым народонаселением обширной Кушанской державы. Владения Канишки в Индии простирались на юге до реки Нарбады, а на востоке - до Бенареса. Столицей династии Кушанов была Пурушапура (Пешавар) - оживленный город, расположенный на главном пути между индийской и среднеазиатской частями гигантской Кушанской империи. Рим, Парфия, Кушанская империя и ханьский Китай имели непосредственные контакты и разнообразные - торговые, дипломатические, культурные и военно-политические связи, что способствовало формированию первой в истории человечества системы караванных и водных трасс, охватившей весь тогдашний мир, - Великого шелкового пути. Именно по этому пути с монахами-миссионерами буддизм попал в Бактрию, а затем в оазисы современного Синьцзяна, в собственно Китай и Тибет.

Канишка восхвалялся в буддийской литературе Индии как ревностный покровитель буддизма. В такой благоприятной обстановке эта религия быстро распространяется в Бактрии, получая все большее число сторонников среди местной знати. Возрастает число буддийских колоний. Появляются все новые буддийские святилища и монастыри. В Бактрию буддизм проник из Гандхары (область северо-западной Индии, ныне территория Пакистана) через область Нагарахара и хребты Гиндукуша. И хотя при этом были привнесены его архитектурные каноны, в том числе основной состав буддийских сооружений, они на бактрийской почве приобрели черты локального своеобразия, что в какой-то мере было обусловленоиным составом строительных материалов. В архитектуре кушанского региона преобладает местный строительный материал. В Бактрии - это сырцовый кирпич, битая глина - пахса, глиняные смазки, деревянные перекрытия, сырцовые своды. В Индии - тесаный камень и кладки из каменных плит на глиняном растворе. В монументальном строительстве наряду с деревянными перекрытиями выводились каменные арки, своды, купола. При больших пролетах использовались каменные колонны. В Бактрии - это традиционные деревянные колонны, чаще всего возводимые на каменных базах, обычно аттического профиля (квадратный плинт и на нем два вала, разделенных скоцией с полочками).

Такие базы присущи и пристенным пилястрам, стволы которых выведены из сырца с известковой штукатуркой. В Бактрии применялся белый мраморовидный известняк, в Индии - темный шифер. Видоизменяются и некоторые планировочные и объемно-пространственные композиции. В буддийских постройках Бактрии обращает внимание отсутствие канонизированных схем - ни один из исследовавшихся памятников не повторяет другого при решении единых задач. Нередко применяются композиции, характерные для иных по назначению зданий бактрийской архитектуры. Главная цель создателей - обеспечить их основные сакральные функции и монашеский быт вне жестких архитектурных стандартов.

Помимо того, что в Средней Азии сформировались собственные типы буддийских храмовых сооружений, отличные от тех, которые были распространены в Индии, здесь известны также случаи, когда буддисты приспосабливали для своих храмов уже существовавшие культовые      сооружения иных конфессий. Буддийские культовые постройки подразделяются на три основных типа: ступа, храм-молельня (городской или загородный) и монастырь. Ступы - буддийские культово-мемориальные памятники, имевшие также молитвенное назначение, создавались, без сомнения, и до буддизма, но со времен Ашоки -индийского царя, легендарного покровителя буддизма, получили широкое распространение и стали строиться из долговечных материалов. Ранние ступы в буддизме служили для хранения реликвий Будды. От времен, предшествующих Ашоке, сохранились лишь руины огромной ступы в Пипрахве, на границе с Непалом, по-видимому IV в. до н.э., если не середины V в. до н. э., судя по особенностям надписи, вырезанной на каменном реликварии, и гласящей, что в ней - реликвии Будды.

Первоначально ступы имели вид полусферы. Такая форма восходит, очевидно, к перекрытию круглой хижины в форме улья. Естественно также предположить, что ступы имеют связь с погребальными холмами. Согласно предсмертным распоряжениям Будды, с его телом следовало поступить в соответствии с практикой погребения правдивого правителя (чакравартина) - тело кремируется, прах помещается в золотую урну (реликварий), которая закладывалась в ступу - специальное мемориальное сооружение, имеющее форму холма.

Ступа, как правило, возводилась в форме полусферы на круглом или квадратном основании, в нее вмуровывался каменный реликварий, она увенчивалась сверху декоративными "зонтами" и обносилась оградой с четырьмя воротами - торана. Вокруг ступы предполагалась ограда, создававшая возможность совершения ритуального обхода - прадакшина-патха. Традиционно считается, что ступа воспроизводит строение мироздания, а отдельные ее части сопоставляются с различными понятиями буддийского учения.

Из известных трех видов сооружений буддийского культа, возможно, ступа меньше всего повлияла на храмовую архитектуру. По своему функциональному назначению и монолитной форме она скорее приближается к скульптурному монументу, чем к архитектурному произведению. Большинство ступ сооружалось из сырцового кирпича, а верхний слой - из обожженного кирпича, покрытого штукатуркой. Позднее ее облицовывали ценными породами камня. По существовавшей в Индии практике не разрушать, а обновлять состарившиеся культовые постройки очень часто ступа покрывалась несколькими новыми слоями каменной или кирпичной оболочки, увеличивавшей ее первоначальные размеры. Так, известная ступа №1 в Санчи была покрыта во II в. до н.э. оболочкой, увеличившей ее в два раза. Большая ступа обычно стояла в окружении монастыря и маленьких ступ с прахом прославившихся монахов, а весь комплекс нередко заключался в крепостные стены. (Приложение 1. Рис 13.)

Обход вокруг ступы является одним из наиболее распространенных ритуалов буддийской культовой практики. Первые ступы Индии имели круглое основание. Сооружения именно с такой планировкой начали возводить буддисты, пришедшие в Бактрию в раннекушанское время. Материалом для них служила пахса и сырцовый кирпич. Одной из самых ранних является ступа, сооруженная с буддийским монастырем Фаязтепа. Цилиндрическое ее основание и купол выложены из кирпича-сырца; верхняя выступающая полочка карниза - из жженого кирпича. На куполе сохранились следы квадратного реликвария. В центре купола - круглое отверстие для стержня зонтика. Поверхность ступы обмазана ганчем, на котором красной краской нарисованы лотос и "колеса закона". (Приложение 1. Рис 14.)

Другим примером ранней ступы может служить сооружение во дворе комплекса "В" в Каратепа. От нее сохранилась нижняя часть сырцового барабана, обмазанная ганчем. Основание барабана украшали ганчевые лепестки лотоса. Судя по сохранившимся фрагментам, ступа была окрашена в красный цвет и построена в I-II вв. н. э. вместе с восточной частью комплекса "В".

О том, как выглядели ступы кушанского времени в Бактрии, можно судить по граффити на Каратепа, где изображена квадратная платформа с четырьмя столбами-стамбхами по сторонам света, цилиндр тулова и купола с реликварием на вершине. К сожалению, пока нет материальных свидетельств расположения колонн по четырем сторонам ступ в Бактрии, но этот архитектурный прием демонстрируется на гандхарских рельефах. Интересный тип ступы Бактрии - Тохаристана отмечен на Аджинатепа и Хишттепа в Ховалинге. Их можно обозначить как ступа на звездчатом основании с лестницами с четырех сторон платформы.

Наряду с монолитными ступами в Бактрии были найдены три каменных вотивных модели (Айртам, Каратепа, Уштур-мулло), которые датируются II - III вв. н.э. В отличие от Кушанского времени, когда в Бактрии существовала традиция изготовления вотивных каменных ступ, в раннесредневековом Тохаристане широкое распространение получили их миниатюрные модели, сделанные из необожженной глины. Эти маленькие модели (только в Хишттепа их найдено около 60), в основании не превышавшие 6,5-8,6 см, приносились в дар храмам наравне с чирогами, цветами и фруктами - традиционными подношениями буддистов. (Приложение 1. Рис 15.) Ценность этих находок и в том, что во многие из них, как оказалось, снизу были вмазаны плоские круглые керамические таблетки с текстом письмом брахми. По всей видимости, они были популярным объектом подношения. Ступы находились как внутри культовых и монастырских комплексов (Айртам, Каратепа, Дальверзинтепа, Аджинатепа, Хишттепа) или рядом с ними (Фаязтепа, Уштур-мулло, Гяур-кала в Мерве), так и отдельно (Зурмала, Зартепа, пригород Гяур-калы в Мерве). Важность возведения ступ была отмечена в Винае Махасангхиков. По данным эпиграфики, представители этой школы проживали в монастырях Северной Бактрии в кушанское время. В отличие от ступ и монастырей такие виды культовых построек, как храм и святилище, известны в Средней Азии задолго до прихода буддийских миссионеров. Сами миссионеры тоже уделяли мало внимания постройкам этих храмов и не создали канонических их типов. Видимо, поэтому в Бактрии - Тохаристане, включая северную (среднеазиатскую) часть этой области, локальные особенности храмовых построек формировались в значительной степени с учетом древних местных традиций культового строительства. Так, наличие в буддийских храмах целлы - святилища в обрамлении коридоров - не было характерно для родины буддизма, зато имеет долгую историю в ирано-среднеазиатском мире, где такая планировочная модель применялась в храмах огня.

Информация о работе Феномен буддийского искусства