Европейская культура периода Возрождения и Реформации (ХIV – ХVI вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Возрождение (Ренессанс) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 36.41 Кб (Скачать файл)

тема: Европейская культура  периода  Возрождения и Реформации

(ХIV – ХVI вв.)

 

Задание №1. Осветите проблему: «Предпосылки и сущность эпохи Возрождения  в Европе».

Задание №2. Кратко ответьте на вопросы:

- Каковы основные периоды  эпохи Возрождения в Италии?

- Каковы высшие достижения  итальянской школы живописи?

- Как изменился взгляд  на человека и его религиозный  долг в ходе Реформации?

Задание №3. Объясните термины: «антропоцентризм», «гуманизм», «секуляризация культуры», «темпера», «сфумато».

Задание №4. Выполните тесты:

  1. Установите соответствие между произведением и автором:

а) «Божественная комедия»;                              а) Альбрехт Дюрер;

б) «Давид»;                                                          б) Леонардо да Винчи;

в) «Сикстинская мадонна»;                                в) Мигель де Сервантес;

г) «Меланхолия»;                                                г) Микеланджело Буонарроти;

д) «Джоконда»;                                                   д) Питер Брейгель Старший;

е) «Дон Кихот»;                                                  е) Данте Алигьери;

ж) «Слепцы»;                                                      ж) Рафаэль Санти.

2. Что такое Реформация?

а) движение за распространение  научных знаний;

б) движение за реформу католической церкви;

в) движение за реформу судов;

г) реформа политической системы;

д) реформа государственного устройства.

3. Представителями венецианской  школы живописи являются:

а) Мазаччо;

б) Джорджоне;

в) Рафаэль;

г) Донателло;

д) Тициан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.

Предпосылки и сущность эпохи Возрождения в Европе

 

Возрождение (Ренессанс) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик  привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух.

В городах стали возникать  светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне  контроля церкви. Новое мировоззрение  обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе

В это время в европейских  странах идет процесс первоначального  накопления капитала, появляются мануфактуры, развивается банковское дело, международная  торговля. Эпоха Ренессанса прошла под знаком великих географических открытий, освоения новых земель и  территорий.

Важные изменения происходят и  в мировоззрении людей той  эпохи. Широкое распространение  получают идеи гуманизма.

В узком смысле слова гуманизм определяется как культурное течение, светское по своему характеру, то есть непосредственно не связанное с церковью, свободное от религиозных догм.

В эпоху Ренессанса начинается формирование светской культуры, отход культуры от религии и церкви, но поскольку  это была переходная эпоха, то сохранялись  и традиции средневековья.

В широком смысле слова под гуманизмом понимается мировоззрение, признающее человека высшей ценностью бытия.

Возрожденческий гуманизм проявляется  в том, что возникает невиданный ранее интерес к человеческой личности, различным сторонам ее жизни, причем жизни земной, а не загробной, потусторонней. Представители гуманистического движения - Д. Манетти (1396-1459), Л. Вала (1407-1457), Пико дела Мирандола (1463-1494), Э. Роттердамский (1469-1536), М. Монтень (1533-1592).

В эпоху Возрождения формируется  новый взгляд на человека, по-новому решается проблема "человек и  бог". Не отказываясь от идеи бога, гуманисты стараются приблизить к нему человека. Их сближение идет, прежде всего, по линии творчества. Манетти приводит такое сравнение: художник должен творить так, как  бог творил мир, и даже совершеннее  того. Таким образом, гуманисты подчеркивали творческое начало в человеке. Поэтому и культура понималась как творческая деятельность человека и ее результаты.

Гуманисты считали, что человек  творит не только мир материальных и духовных ценностей, но и самого себя, свою жизнь, судьбу. Он свободен, самостоятелен в своих действиях, сам может управлять обществом, делать правильный рациональный выбор. Таким образом, принцип провиденциализма заменяется принципом человеческой активности.

Гуманистическое, творческое начало ярко проявляло себя и в искусстве  эпохи Возрождения. Интерес к  человеческой личности, ее духовному  миру приводит к развитию жанров портрета и автопортрета. Изменяется и психология художника. На смену безымянному искусству средневековья приходит индивидуальное, авторское искусство. Возрожденческий художник обязательно оставит автограф, напишет автопортрет или изобразит себя среди других персонажей картины.

В формировании гуманистической культуры Возрождения огромную роль сыграло  античное наследие. Возрождением стали  называть эпоху сами итальянские  гуманисты, имея ввиду Возрождение  античной культуры.

В эстетике Ренессанса происходит отождествление науки и искусства. И это был  не только идеал, но и реальность. Мастеров Возрождения часто называли титанами за их необычайную универсальность, разносторонность. Возрожденческий художник был знатоком всех наук, и в первую очередь математики и анатомии.

Самой универсальной личностью  Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519). Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбирать его рукописи и рисунки, в них обнаружили механические открытия XIX века. Леонардо был не только ученым, но и живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства. Другие универсальные личности эпохи Возрождения - Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Рафаэль (1483-1520), А. Дюрер (1471-1526).

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Каковы основные периоды эпохи Возрождения в Италии?

 

Эпоху итальянского Возрождения  условно подразделяют на ряд этапов:

  1. Проторенессанс - 2-я половина XIII — XIV вв.
  2. Ранний Ренессанс – с середины ХIV – ХV вв.
  3. Высокий Ренессанс – до второй трети ХVI в.
  4. Поздний Ренессанс – вторая треть ХVI – первая половина            ХVII в.в.

Период Проторенессанса ознаменован творчеством великого Данте Алигьери, зодчего Арнольфо ди Камби, скульптора Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне. С именем Джотто ди Бондоне связан решительный поворот к реалистическому искусству.

К периоду  раннего Ренессанса относится литературное творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. В центре своего творчества Петрарка поставил не Бога, а человека. Также Петрарка известен как популяризатор наследия античных авторов, о чем свидетельствует его трактат «О великих мужьях древности». В числе наиболее известных произведений Боккаччо следует выделить сборник реалистических новелл «Декамерон».

Из мастеров кисти раннего  Возрождения можно отметить Сандро Боттичелли, среди работ которого наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры», ярко характеризующая особенность его творчества.

Наиболее известным скульптором  первой половины ХV в. был Донателло. Возрождая античные традиции, он первым представил в скульптуре обнаженное тело, создал классические формы и виды ренессанской скульптуры. Выдающимся архитектором и скульптором раннего Возрождения был Филиппо Брунеллески. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы).

Период высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан, прежде всего, с именами трех гениальных мастеров – Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.

Да Винчи по степени  одаренности и универсальности  среди представителей Возрождения не имеет себе равных. Он был одновременно художником, скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом, ботаником и анатомом. В его художественном наследии особо выделяются фреска «Тайная вечеря» и знаменитый портрет «Джоконда». Рафаэль Санти вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров, среди которых можно назвать «Мадонна Конестабиле» и «Сикстинская мадонна». Третьим титаном Возрождения был Микеланджело Буонарроти – великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Самой значительной работой этого автора следует считать роспись свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид». Не меньшую известность принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в частности, скульптурная композиция в капелле Медичи.

Период позднего Ренессанса отмечен наступлением католической реакции. В числе представителей позднего Возрождения следует назвать Бенвенуто Челлини, скульптора и ювелира, в творчестве которого отчетливо проявились реалистические каноны Возрождения. На период Высокого и Позднего Возрождения пришелся расцвет искусства в Венеции. Среди художников венецианской школы можно назвать Джорджоне, Тициана, Веронезе и Тинторетто, создавших шедевры мирового значения.

 

 Каковы высшие  достижения итальянской школы  живописи?

 

Родоначальником   нового   направления в итальянской живописи XV  стал Мазаччо (1401—28), возродивши традиции Джотто и отказавшийся многословности, характерной для живописи конца XIV — начала XV вв.

Индивидуальный   художественный, стиль Мазаччо наиболее ярко выражен  в его фреске «Троица». Композиция фрески включает триумфальную арку с уходящим в глубину сводом. Там изображен Бог-Отец, Святой Дух в виде голубя и распятый Христос. И обеим сторонам распятия стоят Мария и Иоанн, а перед арке по обеим сторонам помещены коленопреклоненные заказчики Христианский догмат о Святой Троице утверждал едини и Отца, Сына и Святого Духа как центра небесного мира. Мазаччо трактует эти образы как реальные исторические фигуры.

Боттичелли (1445—1510) был любимым художником правителя Флоренции Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным, стремился к тому, чтобы его двор не уступал ни в чем королевским дворам.

Сандро Боттичелли обычно называют последним художником флорентийской культуры XV в. Характерной чертой его творчества является обращение к внутреннему миру персонажей, их настроениям и переживаниям. Наибольшей известностью пользуются его картины «Весна» и «Рождение Венеры».

До сих пор загадочным остается сюжет картины «Весна», где на цветистой лужайке, огороженной деревьями с оранжевыми плодами на ветвях, расположились различные мифологические персонажи: Меркурий, три грации, Венера, над которой парит Амур, богиня весны и цветов Флора, лесная нимфа и бог легкого ветра Зефир. Персонажи не связаны между собой развитием действия, они погружены в себя, молчаливы, задумчивы, внутренне одиноки. Они даже не замечают друг друга. Какое-то странное настроение рождают эти красивые и утонченные образы — мечтательная грусть, тихая радость, неясная, смутная тоска и светлая надежда.

Эпоху кватроченто принято  считать временем рождения в европейском искусстве портретной живописи. Первые портреты были профильные. Они вели свое происхождение от изображения донаторов (заказчиков, дарителей) на средневековых фресках и иконах: донаторы всегда обращены лицом к Богу или святому и, следовательно, боком к зрителю.

 Однако вскоре, в том же XV в. появился другой тип портрета — лицо фас, или в трехчетвертном развороте, позы более свободные, выражения лиц более оживленные. При этом в характеристике моделей эти различия не имели существенного значения: главным в обоих типах портретов были не внутренний мир изображаемого персонажа, не его душевное состояние, а типичные качества человека Возрождения — уверенность в себе, чувство собственного достоинства, самоутверждение, цельность, значительность. Безусловно, такая трактовка вела к созданию идеализированных образов, к их возвышению и героизации.

Во многих портретах кватроченто  человек изображен на фоне пейзажа, а точнее — на фоне мира. Открывающийся  за его фигурой мир бесконечен и прекрасен, но человек как бы превосходит его, заслоняет его  собой. Такая структура портрета выражает представление о высоком  месте человека во Вселенной, характерное для ренессансного мировоззрения.

 

Как изменился  взгляд на человека и его религиозный  долг в ходе Реформации?

Реформацией принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе XVI в., основателями и вождями которого были Мартин Лютер (1483—1546) и Жан Кальвин (1509—1564). Но Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры. Итогом этой трансформации  явился не только новый вариант христианского  вероисповедания — протестантизм, но и новый тип человека с новым  отношением к жизни и к самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации. Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа. В этой обновленной культуре надмирная христианская духовность выступила как смысловая основа новой трудовой этики и стала вдохновляющей силой рационально-практического преобразования мира. Именно страны, пошедшие по пути Реформации, достигли наибольших успехов в деле развития цивилизации. 
Реформация стала духовным ответом на вызов, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией XVI века. Поэтому обратимся вначале к тому контексту, в котором вызревали истоки новой культуры.

Информация о работе Европейская культура периода Возрождения и Реформации (ХIV – ХVI вв.)