Е. Карский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:11, реферат

Описание работы

Пока только на родине Е.Ф. Карского создан мемориальный музей в Лашанской восьмилетней школе, носящей его имя. Так же имя Ефимия Карского носит Гродненская областная библиотека, и одна из улиц города Гродно. Проект Западная Русь попытается внести посильную лепту в возвращение имени великого белоруса на белорусскую землю.
Имя академика Е. Ф. Карского, известного филолога-слависта, этнографа, фольклориста, палеографа, основоположника белорусской филологии и языкознания, давно уже стало украшением не только белорусской, но и общеславянской науки. Его перу принадлежит более 700 работ по славистике, белорусистике, русистике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..с.3
Биография Е. Карского………………………………………с.4-6
Научная деятельность Е. Карского…………………………с.7-15
Перечень трудов Е. Карского…………………………….....с. 16-17
Заключение……………………………………………………………..с.18-21
Список использованной литературы………………………………….с.22

Файлы: 1 файл

Vvedenie.docx

— 60.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Могилевский государственный  университет имени А.А. Кулешова»

 

кафедра истории и культуры Беларуси

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему :

« Е. Карский»

 

 

 

 

 

                                                        Работу выполнила : студентка 2 курса    

                                                           исторического факультета гр. Б 

                                                          Раковская Д. Ю.

                                                          Работу проверил : Кавцевич С.Б.

 

 

 

Могилев, 2013

 

Содержание

 Введение………………………………………………………………..с.3

  1. Биография Е. Карского………………………………………с.4-6
  2. Научная деятельность Е. Карского…………………………с.7-15
  3. Перечень трудов Е. Карского…………………………….....с. 16-17

Заключение……………………………………………………………..с.18-21

Список использованной литературы………………………………….с.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Двадцатого декабря 2012 года исполнилось 152 года со дня рождения  академика Евфимия Фёдоровича Карского, выдающегося филолога-слависта, этнографа, фольклориста, палеографа, основоположника белорусской филологии и языкознания. Его перу принадлежит более 700 работ по славистике, белорусистике, русистике. Евфимий Карский является одним из классиков философской школы западноруссизма, утверждающей, что белорусы являются самобытной, но неотъемлемой частью русского народа [11].

     Жизнь и творчество Карского пришлась на переломный период истории России и Белоруссии. Октябрьский переворот трагически отразился и на его судьбе и на его творчестве. Он был оболган большевиками, и его труды незаслуженно забыты на долгие десятилетия. И только после крушения большевизма его фундаментальный труд «Белорусы» вернулся к читателям. Но по-прежнему, деятельность Карского зачастую неверно истолковывается, а его имя до сих пор не увековечено в столице Белоруссии.

      Пока только на родине Е.Ф. Карского создан мемориальный музей в Лашанской восьмилетней школе, носящей его имя. Так же имя Ефимия Карского носит Гродненская областная библиотека, и одна из улиц города Гродно. Проект Западная Русь попытается внести посильную лепту в возвращение имени великого белоруса на белорусскую землю.

     Имя академика Е. Ф. Карского, известного филолога-слависта, этнографа, фольклориста, палеографа, основоположника белорусской филологии и языкознания, давно уже стало украшением не только белорусской, но и общеславянской науки. Его перу принадлежит более 700 работ по славистике, белорусистике, русистике. На родине Е. Ф. Карского создан мемориальный музей, его именем названы Лашанская восьмилетняя школа, Гродненская областная библиотека, одна из улиц города Гродно [1, c. 5-6].

 

Глава 1. Биография  Е. Карского

 

     Евфимий Федорович Карский родился 1 января 1861 года (20 декабря 1860) в селе Лаша Гродненского уезда Гродненской губернии. Отцом его был дьячок местной церкви Фёдор Новицкий, а матерью — девушка из причетнинской семьи Карских. Под её фамилией и был записан ребёнок, так как он родился без официально зарегистрированного брака (Фёдор Новицкий на тот момент ещё не достиг 18 лет — минимального брачного возраста в большинстве губерний Российский империи). Начальное образование Ефим Карский получил в приходском училище села Ятра, в церкви которого на тот момент служил его отец. В августе 1871 года по инициативе отца Евфимий (под отцовской фамилией, Новицкий) поступил в Минскую духовную семинарию. По окончании семинарии он поступил (уже под фамилией Карский, записанной в метриках) в Нежинский историко-филологический институт, где изучал славяно-русскую филологию под руководством профессора Р. Ф. Брандта [6, c. 117-119].

     После окончания в 1885 г. института, он до 1893 года преподавал во 2-ой Виленской гимназии. В это время он начал собирать этнографический материал, в этом ему помогали родители, и печататься в научных журналах. В 1877 году Евфимий Карский женился на дочери священника Софье Николаевне Сцепуржинской. В 1893 году Карский был принят преподавателем русского языка в Варшавский Университет, а в 1894 году назначен экстраординарным профессором кафедры русского и церковно-славянского языков. В 1901 году он был избран членом-корреспондентом Императорской Российской Академии наук. В 1902 году он получил должность декана историко-филологического факультета. В 1903 году Карский предпринял этнографическую экспедицию по Белоруссии, в ходе которой было собрано немало материала для исследований, и по итогам которой был издан первый том главного труда учёного — полномасштабной научной работы «Белорусы», заслужившей впоследствии название «энциклопедии белорусоведения». В 1905 году Карский стал ректором Варшавского университета. Должность ректора Карский занимал до 1910 года. В 1916 году его избрали действительным членом Академии наук, став первым академиком белорусом.

      Также с 1905 по 1917 год он был главным редактором журнала "Русский филологический вестник". В 1917 году Карский стал профессором Петроградского университета. С 1920 года он редактировал «Известия Отделения русского языка и словесности Российской Академии наук». В 1922 году стал действительным членом Института белорусской культуры (теперь Национальная академия наук Белоруссии), а в 1929 году — членом Чешской Академии наук. Также работал директором Музея антропологии и этнографии [5, c. 152-154].

      Научно-литературная деятельность Карского довольно разнообразна — им написаны труды по диалектологии, истории белорусского языка и белорусской литературы, фольклору, палеографии, педагогике и др. Благодаря Карскому, автору «Программы для собирания особенностей белорусского наречия» (1897 и 1916) и организатору всей работы по исследованию белорусских диалектов, началось их планомерное изучение. Именно Карский впервые поставил изучение белорусского языка на широкое историческое основание.

     Главным в научном наследии Карского является его фундаментальный 3-томный труд «Белорусы» (1903-1922, 7 выпусков), названный энциклопедией белорусоведения и бывший высшим достижением европейской славистики того времени. На основе серьезного, комплексного обобщения огромного фактического материала, Евфимий Федорович впервые научно обосновал национальную самобытность белорусского народа, богатство его культурных традиций, осветил важнейшие этапы истории белорусского языка. Определенную ценность имеют сообщения Карского о границах расселения белорусов. Попытка определения этнографических границ белорусов сделана в его работе «Обзор звуков и форм белорусской речи» (М., 1886). Этнографическая экспедиция, предпринятая Карским в 1903 году, дала ему возможность составить «Этнографическую карту белорусского племени» («Белорусы». Т. 1).

      Большое значение имеют труды Карского по истории русского языка, славянской палеографии — «Славянская кирилловская палеография» (1928) и др., а также его деятельность по изданию древних памятников. Им были изданы многие древнейшие памятники с их палеографическим и лингвистическим анализом: «Листки Ундольского», «Лаврентьевская летопись», «Русская правда» и др.

      Из важнейших трудов Карского можно еще назвать: «К истории звуков и форм белорусской речи» (Варшава, 1893; магистерская диссертация); «К вопросу о разработке старого западно-русского наречия» (Вильно, 1893); «Два памятника старого западно-русского наречия: лютеранский катехизис 1562 г. и католический катехизис 1585 г.» («Журнал Министерства народного просвещения», 1893, август); «О языке так называемых литовских летописей» (Варшава, 1894); «Западнорусские переводы Псалтири в XV-XVII веках» (Варшава, 1896); «Из лекций по славянской Кирилловской палеографии» (Варшава, 1897); «Западно-русское сказание о Сивилле пророчице по рукописи XVI века» (Варшава, 1898); «Русская диалектология» (Л., 1924); «Очерк научной разработки русского языка в пределах СССР» (Л., 1926);«Наблюдения в области синтаксиса Лаврентьевского списка летописи» (Л., [1929]); «Белорусы: Язык белорусского народа», вып. 1-3 (М., 1955-1956); «Труды по белорусскому и другим славянским языкам» (М., 1962) [10, c. 210-213].

      В 1919 году его сняли с должности профессора в Минском педагогическом институте, как человека с неблагополучной «политической физиономией», в этом же году он подвергся аресту. Взгляды учёного раздражали как большевиков, так и белорусских националистов, так как он не считал белорусов отдельной национальностью, а рассматривал белорусскую народность как часть единого русского народа, наряду с великоруссами и малоруссами, а белорусскую речь как наречие общерусского языка. Он также скептически относился к насильственной белорусизации. Всё это привело к ухудшению положения Евфимия Фёдоровича в Академии науке. По возвращении Карского из научной командировки 1926 года, совершённой им в славянские земли, в прессе появились статьи, в которых Карский назывался «черносотенцем», «шовинистом», «осколком царского режима», в вину ему ставилось и то, что он в своём отчёте о командировке назвал Львов «старым русским городом. В 1927 году на закрытом заседании ЦК КП(б) было вынесено решение поставить вопрос об исключении Карского из Академии наук, а в 1929 году был снят с должность директора Музея антропологии и этнографии [3, c. 38-39].

     Умер Евфимий Федорович 29 апреля 1931 года в Ленинграде. Похоронен на Смоленском православном кладбище [ 10,c. 212].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Научная  деятельность Е. Карского

 

      Переиздание в 2006 – 2007 гг. капитальной работы Евфимия Федоровича Карского (1860-1931) «Белорусы» возвращает заслуженное внимание к несколько подзабытому наследию известного больше по учебникам академика-слависта. Знакомство с этим трудом, справедливо относящимся к «золотому фонду» белорусоведения, показывает, какой большой вклад сделал Е. Карский в белорусскую этнографию. Хотя сам он и не был в собственном смысле слова этнографом, но лингвистом, и рассматривал отражение народного быта только в произведениях словесности, его взгляды на белорусский народ, его язык и культуру отличаются всесторонностью, объективностью и последовательностью. Следует сказать, что они неверно интерпретируются в учебниках, будто в работе Е. Карского «убедительно доказано, что белорусы являются отдельным этносом со своим языком и культурой». Из труда ученого действительно могут извлекаться подобные доказательства, но контекст их совершенно иной: Е. Карский был из представителей т.н. «западноруссизма», концепции, которая включала в единый русский народ и великорусов, и малорусов, и белорусов в качестве народностей. Знакомство с собственными взглядами ученого легко развеет подозрения, что он находился под давлением официоза, скрывал из политических соображений свои мысли или колебался в своих выводах. Кроме того, приверженность академика Е. Карского концепции западноруссизма придает определенный вес самой концепции, делает ее достойной внимания любого интересующегося историей белорусской этнографии [ 7,c. 145-146].

     В биографии Е. Карского интересно то, почему он посвятил 38 лет своей ученой деятельности изучению белорусского народа и его языка. Уроженец Гродненщины из семьи церковнослужителя, начальное образование – приходская школа, затем Минская духовная семинария, Нежинский историко-филологический институт, должность преподавателя 2-й Виленской гимназии, затем преподаватель, декан, ректор Варшавского университета – большая часть жизни ученого связана с Западным краем Российской империи.

       Нужно еще прибавить интерес к белорусскому языку и народному быту во время этнографических поездок. Все это - следствие искреннего желания послужить делу народного просвещения. Сам белорус, знакомый с детства со всем белорусским, Е. Карский был выразителем того научного направления, которое по слову известного русского этнографа А. Пыпина, руководствовалось любовью к народу и одним стремлением найти историческую истину. По замыслу автора «Белорусы» должны были раскрыть перед просвещенным взором путь к распространению знаний, который был бы сообразен силе, вкусам и народным обычаям [1, c. 116].

       Научные заслуги Е. Карского признавались деятелями белорусского национального возрождения и до и после октябрьского переворота 1917 г. Однако его «академизм» не был по вкусу новой белорусской интеллигенции. Ученого обвиняли в тенденциозности, даже реакционности. Известный политический деятель того времени Я. Лёсик писал о работе Е. Карского: «Кніжка гэтая цікавая; шмат прынясе карысці кожнаму інтэлегентнаму беларусу, але, чытаюўы яе, трэба памятаць, што аўтар усё яшчэ глядзіць на беларускую мову, як падмову маскоўскага языка. (…) Праф. Я. Ф. Карскі – з навукі прыхільнік маскоўскага цэнтралізму». С другой стороны, сам ученый достаточно резко отзывался о новом национальном белорусском движении, замечая его стремление отделить «белорусов от великорусов», не высоко ставил таланты некоторых современных ему белорусских писателей, называя их поэзию «ноющей», указывал, что крайние руководители возрождения намеренно удаляют белорусский язык от русского литературного и т.д. Нет ничего удивительного, что ученому с последовательными научными принципами не нашлось места среди местных деятелей культуры нового времени, хотя он строго осудил сепаратизм БНР, с надеждой принял провозглашение ССРБ и выступал за скорейшее возвращение западной Белоруссии. В 1920 г. Е. Карский был вынужден оставить Минск и до конца своих дней работать в Петрограде [8, c. 182-183].

     Ученый много сделал для белорусской этнографии: сам участвовал в собирании материалов, как филолог писал рецензии на сборники фольклора, общался с собирателями и исследователями народной словесности П.В. Шейном, М.Я. Никифоровским, Е.Р. Романовым, П.В. Владимировым и др. Специализируясь в славянской филологии, Е. Карский знал классические языки древнегреческий и латинский, а также древнееврейский, владел польским, немецким, обращался к литовскому, латышскому, и другим языкам. Широкой известностью пользовались его учебники по русскому языку и церковнославянской грамматике (19 изданий), однако звание академика ему было присвоено в первую очередь за исследования по белорусскому языку. Суммой всех его работ в этой области стали 7 выпусков «Белорусов». Первое издание было при жизни автора (с 1903 по 1922 годы). По мере выхода книг ученый вносил нужные дополнения и поправки. Второе издание вышло в советское время в Москве: был издан только 2 том «Белорусов» («Язык белорусского народа»), 3 части в двух книгах (1 выпуск – М., 1955, 2-3 выпуск – М., 1956). Текст был отредактирован в том смысле, что авторские слова «белорусское племя», «белорусское наречие», «западнорусское наречие» заменены соответственно на «белорусский народ», «белорусский язык», «западнорусский язык». В период суверенитета было предпринято новое издание «Белорусов» в серии «Беларускі кнігазбор» по-прежнему в усеченном виде. Сюда вошли 5 глав I тома и фольклорные материалы из III тома. Авторы предисловия утверждали, что исследования Е. Карского «самі сабой гаварылі пра нацыянальную адметнасць і неабвержную самабытнасць беларусскага народа і яго мовы». Показательно, что в издании нет 6 главы I тома, где говорится о воссоединении белорусов с общерусской жизнью, о сохранении внутренних связей между частями русского народа и об их взаимном родстве. Наконец, в 2005-2007 годах произошло переиздание всех выпусков «Белорусов» в 3 томах, причем основой для II тома послужило издание советских времен с его исправлениями [8, c. 189].

Информация о работе Е. Карский