Джон Локк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:33, биография

Описание работы

Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог ифилософ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Файлы: 1 файл

Джон локк.docx

— 22.90 Кб (Скачать файл)

1.

Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог ифилософ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Теоретические построения Локка отметили и более поздние  философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

1. Конструкция  “естественного права” и концепция  происхождения гос-ва.

Свои политич. Взоры и установки Локк доказывал при помощи философии истории, ядром к-рой были учения о естественном праве и публичном договоре. По мнению Локка, вначале было естественное состояние людей, но это не была Гоббсова “война всех против всех”. В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, т.К. Каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность. 
по другому говоря, частная собственность была задолго до установления гос власти и независимо от её возникновения. Локк развивал положения, ранее высказанные др. Англ-ми деятелями времен революции середины 17 в.

Локковская конструкция “естественного права” - это уже не просто система теоретич. Постулатов, предназначенная для объяснения преднайденного. Это ровная декларация “неотчуждаемых прав”, совокупность к- рых мыслится как основной закон вновь учреждаемого (разумного) общ-ного строя. На учение Локка прямо опирается конституц. Практика североамериканских штатов, их именитые билли о правах. Локк был первым в истории философии, участвовавшим в составлении первоучредительного государственного акта: по рекомендации Шефстбери он написал конституцию для Северной Каролины, к-рая в 1669г. Была одобрена собранием народных представителей и вступила в силу.

Естественное  состояние характеризуется Локком как совокупность отношений свободы, равенства и взаимной независимости  людей. Его идеализированные представления  означали апологию буржуазной, но отнюдь не феодальной принадлежности: ведь последняя, по Локку, не отвечает требованиям свободы и доброжелательности. В этих представлениях находил свое выражение и принцип буржуазного индивидуализма: “равенство” людей в смысле их равного права на личную инициативу совсем не предполагало у Локка требований уравнения принадлежности. Такие требования были характерны для радикально- демократич. Идеологов революц. Лет вроде Джона Лильберна, но Локк их отвергал.

В разгар революции  левеллеры выдвинули и другую идею - о подотчетности правительств народу, согласно публичному договору. Эта мысль зафиксирована в  трактате поэта Джона Мильтона “Права и обязанности короля и правителей...” (1649). Учение об публичном договоре, идеалистич. По исходным посылкам, но прогрессивное для собственного времени, употребляет и Локк. 
Его мотивом пронизан уже Локков “Опыт о веротерпимости” (1667), и оно направляется философом против феодально-теократич. Концепций, что со всей резкостью выражено в “Двух трактатах о государственном правлении”.

Можно сказать, что довольно широкие демократич. Слои доросли до адекватного понимания философско-правовых идей, и с др. Стороны. Сама новаторская философия права развилась до таковой степени, чтоб принять в себя ряд правосознательных запросов, стихийно вызревших в массовом движении 
16-17 вв. Т.Обр., Учение Локка в первый раз угадало и аналитически прояснило буржуазно-демократич. Законодательную волю. А эта последняя в первый раз узнала себя самое в принципах локкианского “естественного права”.

Обосновывающая  учение об публичном договоре теория естественного права содержалась в незавершенном наброске “Опытов о законе природы”. И хотя теория Локка в нач. 60-Х годов еще не сложилась, уже видна её связь с его философско-историч. Построениями: никаких политико-моральных врожденных идей (знаний) нет, но опыт направляет мысли людей на открытие их прирожденных прав, возможностей и обязанностей. В данной не опубликованной при жизни философа работе свободная воля господа как источник благочестивых социально важных моральных предписаний как бы конкурирует с нужно появившимся естественным з-ном самосохранения, к-рый с благочестием не имеет ничего общего и связывается с ним лишь искусственно. Эта двойственность преодолевается победой з-на природы, и, хотя в “Двух трактатах о гос-ном правлении” к “з-ну природы и разума” добавляется изредка ссылка и на его божественную санкцию, она уже не имеет тут ровно никакого содержательного значения; требования человеч. Природы диктуют все. “Основной целью вступления людей в общество является рвение мирно и безопасно воспользоваться собственной собственностью, а главным орудием и средством для этого служат з-ны, установленные в этом общ-ве; первым и главным положительным з- ном всех стран является установление законодательной власти; точно так же первым и главным естественным з-ном, к-рому обязана подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общ-ва и каждого члена общества” (Локк. Избр. Пр-ния т.2, С.76)

Локкова концепция происхождения гос-ва из публичного контракта вполне складывается лишь в “Двух трактатах...”. По предположению философа, в давние времена вследствие роста народонаселения возникли тревожные симптомы перерастания естественного состояния в “войну всех против всех”. 
конкретно в этот момент люди предпочли совместным и, может быть, “молчаливым” решением учредить страны и вручили первообразованным правительствам исполнительную власть.

Из анализа  соотношения естественного и  публичных состояний в философии  истории Локка видно, что в  различие от Гоббса он считает, что  общ- во сложилось либо складывалось до появления страны, правительство же призвано не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их. Верховным сувереном в гс-ве является не правительство, а нация. Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает з-ны либо вообще не считается с ними, напр. Отнимая собственность людей и произвольно ею распоряжаясь, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и. Используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию. Конкретно в этот кратковременный период люд реально употребляет свой суверенитет.

 

2.

Воспитание джентльмена. Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становится тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет, благодаря воспитанию, говорил Локк. Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего «вести «свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека. 
Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю. 
Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия», — говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. «В здоровом теле — здоровый дух», — подчеркивал он. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. 
Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом». 
Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Но в трактовке Локка, по словам Маркса, «буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 62). 
Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».  
Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей. 
«Детей нельзя воспитывать правилами, которые ускользают из памяти. Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это посредством практики всякий раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте случай». 
Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой. 
Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы...». 
Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания. 
Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу. 
Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам. 
Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер. 
Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности. 
Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и неинтересным. Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.


Информация о работе Джон Локк